Основные формы несовершенной конкуренции это:
- чистая монополия,
- дуополия,
- олигополия,
- монополистическая конкуренция.
Чистая монополия характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного товара на рынке.
Признаки чистой конкуренции:
1) единственный продавец конкретного товара/услуги на рынке;
2) одна фирма на рынке;
3) уникальный, не имеющий заменителя тип продукта;
4) значительный контроль над ценами;
5) вступление в отрасль блокировано;
6) неценовая конкуренция – реклама, PR («паблик-рилейшнз»).
Достоинство:
- помогает распределить ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей;
- заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.
Недостатки:
- не предусматривает производство общественных благ (поштучно);
- не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП;
- способствует унификации и стандартизации продукции (т.е. не учитывает широкий диапазон потребительского выбора).
фирма монополист
P TR(Q)
TR(Q)
MR P(Q)=AR Q
| ||
| Рис.3. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции и абсолютной монополии. | ||
P
Доходы
![]() фирмы
![]() Эластичный спрос (∑D > 1)
MR А (∑D =1)
Неэластичный спрос (∑D < 1)
D=AR
QА Q
Доходы
фирмы
TR
Q
Взаимосвязь эластичности, предельного и суммарного доходов.
|
Поскольку суммарный доход возрастет, положителен и предельный доход (MR > 0), так как продажа каждой дополнительной единицы товара увеличивает суммарный доход.
Так, если ∑D < L, то MR < 0.
Условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек (MR=MC) производителя.
На практике ни совершенная конкуренция, ни монополия не могут отразить все варианты реальной экономики. В ряде отраслей функционирует множество фирм, но для анализа их деятельности нельзя воспользоваться методами, применяемыми для изучения рынка в условиях свободной конкуренции. В то же время в ряде отраслей функционирует лишь незначительное число фирм-производителей, однако их нельзя назвать монополистами.
P TR(Q)
TR(Q)
MR P(Q)=AR Q
P
Доходы

фирмы

Эластичный спрос (∑D > 1)
MR А (∑D =1)
Неэластичный спрос (∑D < 1)
D=AR
QА Q
Доходы
фирмы
TR
Q
Взаимосвязь эластичности, предельного и суммарного доходов.






