Специфика функционирования совершенно конкурентной фирмы состоит в том, что предельный доход и цена совпадают

Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.

Признаки рынка совершенной конкуренции:

1) большое число продавцов и покупателей товаров;

2 ) однородность продукции;

3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее;

4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами;

5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.

Достоинство:

- помогает распределить ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей;

- заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Недостатки:

- не предусматривает производство общественных благ (поштучно);

- не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП;

- способствует унификации и стандартизации продукции (т.е. не учитывает широкий диапазон потребительского выбора).

В условиях совершенной конкуренции преобладающая ры­ночная цена на продукцию устанавливается путем взаимодейст­вия рыночного спроса и предложения. Объемы производства ка­ждого товаропроизводителя весьма незначительны по сравнению с объемом продукции, которую отрасль выпускает в целом.

Модель совершенной конкурентной фирмы показывает, что прибыль максимизируется при соблюдении 2-х критериев:

1) сравнения общего дохода (ТR) и совокупных издержек (ТС);

2) сравнения предельных издержек (МС) и предельного дохода (MR).

Во всех рыночных структурах мах. Прибыли происходит на основе равенства предельных издержек (ТС) и предельного дохода (MR), но только в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство предельных издержек, предельного дохода и цены:

мах. прибыли: МС = MR = Р

В условиях абсолютно конкурентного рынка предельный до­ход MR равняется цене товара P (MR=Р).

Совершенно конкурентная фирма P TR(Q) P'=AR=MR Q  
Рис.3 Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Однако существуют правила, применяемые к любой рыночной структуре и носящие универсальный характер:

ü производителю имеет смысл продолжать производство, если при достигнутом уровне доход превосходит переменные издержки;

ü если производитель решил продолжать производство, то он должен обеспечить такой его объем, при котором его предельный доход будет равен предельным издержкам.

Рассмотрим условия равновесия для краткосрочного и долгосрочного периодов.

В кратко­срочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, а значит, эффективность работы фирмы будет зависеть от того, как она использует переменные ресурсы. На основании вышеназванных правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предель­ные издержки с ценой товара, если при этом цена товара превос­ходит средние переменные издержки (рис.1):

Рис. 1. Равновесие в краткосрочном периоде

Условия равновесия фирмы-производителя в долгосрочном пе­риоде:

■ производитель должен получать нулевую экономическую
прибыль. Однако, существует еще одно условие, которое будет
понятно, если рассмотреть следующий график (рис.2):

Рис. 2. Равновесие в долгосрочном периоде.

Дополнительные условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде: фирма не в состоянии увеличивать при­быль путем неограниченного расширения производства.

Эффективность чистой конкуренции проявляется в 2-х формах:

а) производственная эффективность;

б) эффективность распределения факторов.

Производственная эффективность - предполагает равенство цены долгосрочным средним совокупным издержкам при достижении фирмой оптимальных размеров: Р = АТС

Эффективность распределения факторов производства имеет место при соблюдении равенства цен предельным издержкам: Р = МС.

Если Р > МС - недопроизводство товаров и недостаточное использование факторов пр-ва.

Если Р < МС - перепроизводство товаров и чрезмерное количество факторов пр-ва, используемых для выпуска товара.

Эко­номический смысл любой совершенной конкуренции состоит в том, что она рассматривает выгоды, которые в результате полу­чает потребитель. Модель совершенной конкуренции показывает теоретически, как должна работать рыночная экономика, какие выгоды общество получает от конкурентного рынка. Однако в современной экономике совершенная конкуренция в чистом виде не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: