Виды контроля

Контроль как функция управления. Виды контроля

Под контролем понимают процесс, направленный на об­наружение количественных и качественных отклонений от запланиро­ванных показателей. О количественных отклонениях говорят в том слу­чае, если задание выполняется, но недостаточно хорошо (например, выпущено продукции меньше, чем планировалось). Качественные от­клонения имеют место тогда, когда задание не выполняется (например, к выпуску партии товара еще не приступили).

Управленческий контроль включает в свой состав три важных ком­понента:

• установление стандартов;

• сопоставление достигнутого за некоторый период с тем, что было запланировано;

• указание на способы исправления ошибок.

Контроль не всегда приводит к обнаружению отклонений. Если же это произошло, необходимо каким-то образом влиять на ситуацию. Существует две основные формы согласования плана и реального по­ложения:

1) изменение плана и его подгонка под реальные обстоятельства;

2) ужесточение требований с целью выполнения плана.

В настоящее время все большее и большее распространение полу­чает концепция контроллинга. В соответствии с этой концепцией фун­кция контроля должна быть выделена в виде особого подразделения. Любое предприятие нуждается в системе постоянной оценки того, как действует предприятие в целом, а также его подразделения и отдель­ные сотрудники (как руководители, так и подчиненные). Особенно важно, насколько деятельность предприятия в целом и любого его сегмента соответствует стратегическим целям, стоящим перед предприятием. Это особенно важно, поскольку любые отклонения от стратегических це­лей могут привести к серьезным последствиям. Контроллинг — это система, позволяющая осуществлять такой контроль и своевременно принимать решения для того, чтобы стоящие перед предприятием стра­тегические цели были достигнуты независимо от изменений, происхо­дящих в хозяйственной ситуации.

Контроль может принимать самые разнообраз­ные формы в зависимости от того, какие цели он преследует. Поэтому будущий руководитель должен знать, для каких целей контроль может использоваться. Незнание видов контроля может привести к тому, что информация, которую руководитель будет стремиться получить, будет однобокой, необъективной, а следовательно, и степень владения ситуа­цией у такого руководителя будет крайне низкой.

Прежде всего, различают предварительный, текущий и итоговый кон­троль.

Предварительным контролем называют контроль, который пред­шествует активной деятельности и, тем более, каким-то результатам. Основная задача предварительного контроля состоит в том, чтобы вы­яснить, готова ли организация или ее подразделение к выполнению тех или иных задач.

Предварительный контроль может быть направлен на персонал организации, оборудование, систему управления, условия труда, матери­альные и финансовые ресурсы предприятия, продукцию и т. д.

Предварительный контроль позволяет получить очень важные ре­зультаты. Если организация или ее подразделение не готовы к выпол­нению определенных задач, для того, чтобы это стало возможным, не­обходимо изыскивать дополнительные ресурсы или средства, а также принимать организационные меры, направленные на улучшение ситуа­ции. Если же такая готовность имеется, можно спокойно приниматься за новое дело. Своевременный контроль, таким образом, помогает со значительной долей вероятности исключить возникновение непредви­денных ситуаций и неотвратимых ошибок.

Предварительный контроль персонала осуществляется при помощи таких средств, как тестирование, собеседование и изучение личных до­кументов. В зависимости от поставленных целей определяется и со­держательная сторона используемых средств (например, характер воп­росов).

Текущий контроль направлен на деятельность организации и осу­ществляется с точки зрения стратегических и тактических целей, кото­рые стоят перед ней.

Текущий контроль имеет две основные разновидности - стратеги­ческий и оперативный контроль.

Цель стратегического контроля состоит в проверке деятельности организации на соответствие ее стратегическим целям. Напомним, что стратегические цели отражают наиболее важные результаты, которые стремится достичь организация за определенный срок.

Стратегический контроль может быть как количественным, так и качественным. В последнем случае контролироваться могут такие ас­пекты деятельности предприятия, как внедрение научных разработок, новых технологий, улучшение условий труда и т. д.

Цель оперативного контроля — определить соответствие теку­щей деятельности определенным критериям, нормативам и парамет­рам. В силу этого оперативный контроль в большей степени связан с производством, чем стратегический контроль.

Как правило, объектами текущего оперативного контроля являют­ся соблюдение норм и нормативов, действующих на производстве, со­блюдение распорядка работы, движение изделий в рамках технологи­ческого процесса, уровень текущих затрат денежных средств, наличие запасов сырья, материалов, неизготовленной и готовой продукции, каче­ство продукции.

Оперативный контроль, фактически, сливается с оперативным управ­лением, поскольку направлен на решение текущих, актуальных задач. Дело в том, что результаты, полученные при помощи оперативного контроля, требуют моментального принятия решений: получение ин­формации об отклонении, например, в производственном процессе дол­жно сразу же вылиться в решение, связанное со способом устранения этого нарушения. Кроме того, оперативное управление обычно не до­пускает приостановки производственного процесса, все изменения в соответствии с решениями должны вноситься без приостановки про­цесса производства.

Итоговый контроль направлен на выяснение того, были ли дос­тигнуты запланированные показатели.

Как правило, итоговый контроль касается не только сравнения зап­ланированных показателей с реальными. Он предполагает также вы­явление причин, по которым результаты именно такие. Кроме того, итоговый контроль является основанием для составления будущих пла­нов, а также рекомендаций и указаний для работников.

С точки зрения степени охвата, различают сплошной (полный) и выборочный контроль.

При сплошном контроле проверяется весь объем выполненной работы, то есть каждая единица выполненной продукции.

Сущность выборочного контроля состоит в том, что проверяется не весь объем работы, а некоторая случайно выбранная ее часть.

К выборочному контролю прибегают в том случае, когда нет воз­можности проверить каждую единицу контроля. Например, далеко не всегда есть возможность проверить качество каждой единицы боль­шой партии товара. В этом случае и проводят выборочный контроль. Наличие статистических закономерностей позволяет на основании про­верки части партии с большей или меньшей степенью достоверности предположить, например, сколько бракованного товара будет содер­жаться во всей партии. А это позволяет предсказать, сколько товара будет возвращено и потребуется заместить качественным товаром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: