Методы управления. Управленческие полномочия и их делегирование

Управленческие полномочия и их делегирование

Делегирование полномочий - это передача права принимать ре­шения и совершать определенные действия подчиненными, один из наиболее важных приемов, позволяющих руководителю высвободить время для более важных дел.

В то же время не любое дело может быть поручено подчиненно­му. Поэтому менеджер при решении вопроса о делегировании должен руководствоваться некоторыми важными принципами.

Делегировать подчиненным можно следующие дела:

1) подготовительные работы {например, подбор материалов при разработке нового проекта);

2) рутинную, повседневную работу, которая, как правило, требует обычных навыков и не связана с принятием серьезных решений (на­пример, заполнение документации или составление отчетов, когда все данные известны);

3) специализированную деятельность, которая требует особых зна­ний и умений (если такую деятельность будет выполнять один человек, он будет действовать более эффективно, так как выработает необхо­димые умения и навыки).

От делегирования остальных дел, связанных с определением целей или высокими рисками, следует отказаться.

Методы управления являются одновременно инструментом воз­действия руководителя на подчиненного и способом их взаимодей­ствия. В менеджменте принято выделять 3 вида методов управле­ния:

1) административный (командный);

2) экономический;

3) социально-психологиче­ский.

Методы управления, используемые в организации, имеют приоритетное значение, поскольку благодаря этому она приобретает черты, характерные для данного метода.

Административный метод предполагает использование административных механизмов (приказов, распоряжений, указаний), а также нормативных механизмов (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения). С экономической точки зрения, он опирается главным образом на использование материальных механиз­мов, то есть выплату процента с прибыли, цену продукта (назначенную), зарплату (назначенную), материальные санкции, установленные сверху. Достаточно узок и набор социально-психологических способов управ­ления, которые он использует: это, как правило, меры вроде выговора, объявленного в приказе, награждения грамотой по распоряжению ру­ководства, благодарности в приказе, внедрения плана социального раз­вития коллектива и мероприятий по его реализации. При командном методе управления отношения руководителя и подчиненного — это отношения власти и подчинения.

Этот метод имеет достоинства:

1) он обеспечивает единство воли руководства в достижении цели;

2) не предполагает крупных материальных затрат;

3) в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечи­вается быстрая реакция на изменение внешней среды.

У командного метода имеются недостатки:

1) практически полностью подавляются или, по крайней мере, не приветствуются инициатива и творческая работа;

2) не используются действенные стимулы труда, а потому могут воз­никать антистимулы;

3) в крупных организациях менеджеры оказываются не заинтере­сованными в повышении компетентности, формируется бюрок­ратический аппарат управления, требуется громоздкая система контроля.

Экономический метод непосредственно связывает управление с материальным стимулированием, когда назначается договорной про­цент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором. В рам­ках экономического метода управления отношения между руководи­телем и подчиненным договорные, причем они носят ярко выраженный товарно-денежный характер («как работаешь, так и получаешь»). Ру­ководитель и подчиненный имеют достаточно свободы, необходимой для реализации их интересов в договорном процессе.

Достоинства этого метода состоят в том, что

1) стимулируется проявление инициативы,

2) реализуется творческий потенциал работников на основе удов­летворения материальных потребностей.

Метод также имеет недостатки, которые сводятся в основном к тому, что остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, а это снижает мотивацию.

Социально-психологический метод опирается на договорные механизмы: убеждение, критика, информирование, выступление руково­дителя перед людьми. При использовании социально-психологических методов управленческие отношения между руководителем и подчинен­ным также договорные, но без специфической материальной, товарно- денежной основы.

Достоинства метода заключаются в том, что

1) включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удов­летворением материальных потребностей;

2) практически не требуются материальные затраты.

Очевидные недостатки этого метода состоят в том, что

1) оказывается достаточно трудно прогнозировать результаты;

2) не используются стимулы, опирающиеся на материальные по­требности людей.




double arrow
Сейчас читают про: