Управленческие полномочия и их делегирование
Делегирование полномочий - это передача права принимать решения и совершать определенные действия подчиненными, один из наиболее важных приемов, позволяющих руководителю высвободить время для более важных дел.
В то же время не любое дело может быть поручено подчиненному. Поэтому менеджер при решении вопроса о делегировании должен руководствоваться некоторыми важными принципами.
Делегировать подчиненным можно следующие дела:
1) подготовительные работы {например, подбор материалов при разработке нового проекта);
2) рутинную, повседневную работу, которая, как правило, требует обычных навыков и не связана с принятием серьезных решений (например, заполнение документации или составление отчетов, когда все данные известны);
3) специализированную деятельность, которая требует особых знаний и умений (если такую деятельность будет выполнять один человек, он будет действовать более эффективно, так как выработает необходимые умения и навыки).
От делегирования остальных дел, связанных с определением целей или высокими рисками, следует отказаться.
Методы управления являются одновременно инструментом воздействия руководителя на подчиненного и способом их взаимодействия. В менеджменте принято выделять 3 вида методов управления:
1) административный (командный);
2) экономический;
3) социально-психологический.
Методы управления, используемые в организации, имеют приоритетное значение, поскольку благодаря этому она приобретает черты, характерные для данного метода.
Административный метод предполагает использование административных механизмов (приказов, распоряжений, указаний), а также нормативных механизмов (закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения). С экономической точки зрения, он опирается главным образом на использование материальных механизмов, то есть выплату процента с прибыли, цену продукта (назначенную), зарплату (назначенную), материальные санкции, установленные сверху. Достаточно узок и набор социально-психологических способов управления, которые он использует: это, как правило, меры вроде выговора, объявленного в приказе, награждения грамотой по распоряжению руководства, благодарности в приказе, внедрения плана социального развития коллектива и мероприятий по его реализации. При командном методе управления отношения руководителя и подчиненного — это отношения власти и подчинения.
Этот метод имеет достоинства:
1) он обеспечивает единство воли руководства в достижении цели;
2) не предполагает крупных материальных затрат;
3) в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
У командного метода имеются недостатки:
1) практически полностью подавляются или, по крайней мере, не приветствуются инициатива и творческая работа;
2) не используются действенные стимулы труда, а потому могут возникать антистимулы;
3) в крупных организациях менеджеры оказываются не заинтересованными в повышении компетентности, формируется бюрократический аппарат управления, требуется громоздкая система контроля.
Экономический метод непосредственно связывает управление с материальным стимулированием, когда назначается договорной процент отчисляемой прибыли, договорная цена продукта, договорная зарплата, материальные санкции, предусмотренные договором. В рамках экономического метода управления отношения между руководителем и подчиненным договорные, причем они носят ярко выраженный товарно-денежный характер («как работаешь, так и получаешь»). Руководитель и подчиненный имеют достаточно свободы, необходимой для реализации их интересов в договорном процессе.
Достоинства этого метода состоят в том, что
1) стимулируется проявление инициативы,
2) реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Метод также имеет недостатки, которые сводятся в основном к тому, что остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, а это снижает мотивацию.
Социально-психологический метод опирается на договорные механизмы: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми. При использовании социально-психологических методов управленческие отношения между руководителем и подчиненным также договорные, но без специфической материальной, товарно- денежной основы.
Достоинства метода заключаются в том, что
1) включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
2) практически не требуются материальные затраты.
Очевидные недостатки этого метода состоят в том, что
1) оказывается достаточно трудно прогнозировать результаты;
2) не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей.






