Миссия организации. Миссия — это основная цель, которую стремится достигнуть орга­низация

Миссия — это основная цель, которую стремится достигнуть орга­низация. Необходимо помнить, что формулировка миссии — это от­крытый документ, который рассчитан не только на работников организации, но и на клиентов — как старых, так и потенциальных. В качестве примера хорошо сформулированной миссии можно привести миссию «Apple»: «Предлагать наилучшие технологии для персональных ком­пьютеров и передавать их как можно большему числу людей».

Формулировка миссии должна включать около десятка элементов, конкретизирующих положение организации относительно внешней среды. В процессе формулировки миссии необходимо постоянно про­верять, соответствует ли она тем обязательствам перед обществом и работниками, которые организация берет на себя, системе ценностей организации, ее особенностям по отношению к конкурентам и т. д., и нет ли противоречий между ними и миссией. Хорошо сформулирован­ная миссия если и не включает все эти элементы, то, по крайней мере, позволяет восстановить их при помощи логических заключений.

Перечислим элементы, конкретизирующие миссию организации и часто входящие в ее состав.

1. Указание на клиентов: миссия организации не может быть опре­делена, если остается неясным, на кого рассчитаны производи­мые ею товары или предоставляемые ею услуги — максимально широкий круг клиентов («предоставлять услуги как можно боль­шему числу людей»).

2. Указание на продукты и/или услуги, с которыми связана дея­тельность организации: «наилучшие технологии для персональ­ных компьютеров».

3. Указание на рынок, на который ориентируется организация: мак­симально широкий рынок.

4. Указание на политику организации в области новых технологий: новые технологии — основное средство привлечения покупате­лей («предоставлять наилучшие технологии»).

5. Указание на систему ценностей организации, этические принципы ее деятельности.

6. Указание на преимущества организации по сравнению с ее конку­рентами: основное преимущество — высокое качество и новиз­на предлагаемого продукта («наилучшие технологии для пер­сональных компьютеров», а не просто качественные).

7. Указание на обязательства перед обществом, которые организа­ция берет на себя.

8. Указание на обязательства перед работниками, которые берет на себя организация.

Как видно из этого перечня, миссия фирмы «Apple» может считать­ся действительно хорошо сформулированной, поскольку из восьми элементов в ней нашли выражение пять и только три остались неосве­щенными.

Миссия определяет направление движения организации, а частные цели обязательно ей подчиняются. От того, насколько хорошо сфор­мулирована миссия организации, зависит то, насколько эффективной будет ее деятельность. Наличие миссии помогает сориентироваться в ситуации и определить, что соответствует ее интересам, а что идет враз­рез с ними. Рассмотрим еще один пример. Допустим, что создаваемый вуз может определить свою миссию как подготовку высококлассных специалистов. Такая формулировка миссии абстрактна, однако она очень четко определяет результат, к которому вуз будет стремиться. И что очень важно, этот результат вполне нагляден, всегда можно понять, до­стигнут он или нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: