Важнейшие уровни аппарата управления
Область ответственности менеджера
Проблема подчиненности
При изучении проблемы функционального разделения труда рассматриваются два связанных друг с другом вопроса:
♦ сколько людей должно быть в сфере ответственности каждого руководителя;
♦ нужно ли стремиться к тому, чтобы каждый служащий был подотчетен только одному начальнику?
Прежде всего очевидным является утверждение, что чем больше число подчиненных и шире сфера ответственности руководителя, тем слабее будет контроль. Отсюда вытекает утверждение, что количество служащих у одного менеджера должно быть ограниченно, так как сверх этого числа он будет перегружен, занимаясь распределением, контролем, налаживанием информационных связей и т.п.
О том, какое количество подчиненных было бы уже слишком большим, мнения различны.
В классическом современном менеджменте считается, что число подчиненных должно быть от трех до шести. Но на практике имеют место случаи, когда люди успешно справляются со сферой контроля, включающей до 50 человек.
Есть несколько общепринятых факторов, ограничивающих число подчиненных на одного руководителя. К таким факторам можно отнести:
♦ разбросанность подчиненных с точки зрения географии их местоположения;
♦ степень способности сотрудников принимать правильные решения о своей работе, базирующаяся на знаниях;
♦ темперамент и способности начальника или подчиненных.
Аппарат управления в крупных компаниях имеет три основных уровня управления.
Институциональный уровень
Руководство структурных подразделений (MIDDLE)
Руководство низшего звена (LOW)
Операционный (технический) уровень
Высший уровень управления (Top management) включает совет директоров (наблюдательный совет), правление. Средний уровень управления (Middle management) представлен центральными службами и производственно-хозяйственными группами. Низовой уровень управления (Low management) содержит производственные и обеспечивающие отделения.
Высшее руководство фирмы и его функции. Распределение функции в высшем руководстве (Top management) между советом директоров и правлением можно определить так: совет директоров осуществляет выработку общей политики, а правление — ее практическую реализацию.
В функции совета директоров входят:
♦ выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития фирмы исходя из основных направлений ее хозяйственной деятельности;
♦ определение структуры капитала, распределение ресурсов, диверсификация производственных программ;
♦ осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений;
♦ контроль выполнения исполнительным звеном решений, принятых высшим управлением, оценка его управленческой деятельности.
Правление возглавляется президентом и состоит из нескольких членов, назначаемых советом директоров, которые либо руководят определенными закрепленными за ними участками работы, либо только принимают участие в решении институциональных вопросов, рассматриваемых на заседаниях правления.
Правление разрабатывает текущую хозяйственную политику фирмы и следит за ее выполнением.
В качестве главных и наиболее общих функций правления можно выделить:
♦ текущее планирование;
♦ руководство научно-исследовательскими работами, производством и сбытом;
♦ выработку конкретного курса действий, программ и методов, предназначенных для реализации глобальных целей компании и руководства по их выполнению;
♦ принятие решений по организационным формам управления;
♦ делегирование полномочий на более низкие уровни управления;
♦ проведение кадровой политики;
♦ контроль финансового положения предприятия; ♦ утверждение ежегодных и квартальных бюджетов компании;
♦ контроль прибыльности операций;
♦ обеспечение внутрифирменных связей и расчетов.
Важнейшим критерием оценки деятельности правления является обеспечение стабильных прибылей, оптимального объема продаж на рынке, высокого качества и новизны продукции, а также предоставляемых потребителю услуг.