Центральные службы, производственно-хозяйственные группы и их функции
Центральные службы (Staffs) обеспечивают координацию работы соответствующих функциональных подразделений. Координация производственных и обеспечивающих отделений, которая осуществляется по следующим основным направлениям функциональных связей:
♦ по организации и обслуживанию производственного процесса в рамках фирмы в целом;
♦ по взаимодействию между центральной службой планирования и аналогичными службами в производственных отделениях;
♦ по линии ресурсного обеспечения;
♦ по линии учета и контроля.
Производственно-хозяйственные группы (или стратегические центры хозяйствования — Strategic business units) являются внутрифирменными организационными подразделениями, содержащими несколько производственных отделений и отвечающими за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких областях хозяйствования и за конечный результат своей деятельности. Их целью является координация деятельности подчиненных производственных отделений, начиная с разработки и внедрения в производство новой продукции и кончая ее реализацией и организацией технического обслуживания. Контролируя производственно-сбытовую деятельность производственных отделений, производственно-хозяйственная группа корректирует их деятельность исходя из важнейших стратегических решений компании в целом.
|
|
Производственные и обеспечивающие отделения Производственные отделения (Divisions) являются самостоятельными хозяйственными подразделениями в вопросах: маркетинга, научных исследований и разработки новой продукции, производства (включая технологию), сбыта, учета и отчетности, подбора и расстановки кадров. Они несут всю ответственность за результаты своей деятельности: рентабельность производства и в конечном итоге получение прибыли. Поэтому производственные отделения именуются «центрами прибыли». Обеспечивающие отделения не связаны непосредственно с формированием прибыли, но являются центрами ответственности исполнительского уровня и отвечают за поддержку основного производства в части инфраструктуры, безопасности, учета материальных и финансовых ресурсов и т.д
Функции управления персоналом — должностные обязанности работников подразделений системы управления персоналом, связанные с воздействием на персонал и выполняемые главным образом службой управления персоналом и линейными руководителями подразделений предприятия.
Основные признаки системы управления персоналом: наличие субъекта и объекта управления; осуществление управляющего воздействия и обратной связи; целенаправленность управления; информационный характер процесса управления.
|
|
Комплексная система управления персоналом включает три направления — подсистемы управления персоналом: экономическая, социальная и организационная.
Все системы управления персоналом обладают радом общих свойств.
1.Они являются первым слоем управления любого предприятия, так как именно люди, объединенные общими целями, это предприятие и составляют.
2. Управление персоналом присутствует во всех функциональных сферах деятельности — в производстве, маркетинге, финансовой сфере, эккаунтинге, инновационной сфере.
3. Главные цели системы управления персоналом совпадают с целями предприятия.
4. Системы имеют общие черты, свойственные коллективам людей: потребность в общении, возможность возникновения конфликтов и т.д.
5. Они содержат примерно одинаковые по функциональному составу элементы.
Функционирование каждой из систем осуществляется в рамках целевой, обеспечивающей, адаптирующей и функциональной подсистем. Модель системы управления персоналом представлена на рис. 4.10.
Рассмотрим многоуровневую систематизацию признаков стемы управления персоналом.
В основу классификации положены четыре основных параметра, по которым различаются системы управления персоналом:
♦ вид предприятия. Действительно, система управления персоналом малого предприятия значительно отличается от системы управления персоналом среднего и, тем более, крупного Конгломерата численностью сотрудников, масштабом производства и т.д.;
♦ принятая на предприятии система управления. Как известно, структуру управленческого аппарата, применяемые методымотивации и т.д. определяет форма собственности предприятия;
Адаптирующаяся подсистема |
Обеспечивающая подсистема |
Функциональная подсистема |
Целевая подсистема |
Обьекты управления: сотрудники |
7.1.Модель системы управления персоналом
♦ организационная структура предприятия. Профиль деятельности предприятия и тип производственных процессов обусловливают профессионально-квалификационный состав работников, методы анализа рабочих процессов, различие применяемых методик систем организации и оплаты труда и т.д.;
♦ социально-трудовые отношения на предприятии.
Каждый из предложенных параметров имеет собственную классификацию, что и делает всю классификацию многоуровневой.
Современный системный подход к управлению персоналом
Какбыло рассмотрено ранее, объект управления персоналом имеет три измерения. Всоответствии с этим и система управления персоналом как бы распадается на три направления, т.е. на три самостоятельные подсистемы управления персоналом экономическую, социальную и организационную. Их совокупность представляет собой комплексную систему управления персоналом. Каждая из выделенных подсистем управления персоналом предприятия реализует свою деятельность через определенные цели и соответствующие им функции (табл. 4.5).
Таблица 4.5