Функции управления персонала

Центральные службы, производственно-хозяйственные группы и их функции

Центральные службы (Staffs) обеспечивают координацию работы соответствующих функциональных подразделений. Ко­ординация производственных и обеспечивающих отделений, ко­торая осуществляется по следующим основным направлениям функциональных связей:

♦ по организации и обслуживанию производственного про­цесса в рамках фирмы в целом;

♦ по взаимодействию между центральной службой плани­рования и аналогичными службами в производственных отделе­ниях;

♦ по линии ресурсного обеспечения;

♦ по линии учета и контроля.

Производственно-хозяйственные группы (или стратегичес­кие центры хозяйствования — Strategic business units) являют­ся внутрифирменными организационными подразделениями, содержащими несколько производственных отделений и отве­чающими за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких областях хозяйствования и за конечный результат своей деятельности. Их целью является координация деятель­ности подчиненных производственных отделений, начиная с разработки и внедрения в производство новой продукции и кон­чая ее реализацией и организацией технического обслужива­ния. Контролируя производственно-сбытовую деятельность про­изводственных отделений, производственно-хозяйственная груп­па корректирует их деятельность исходя из важнейших страте­гических решений компании в целом.

Производственные и обеспечивающие отделения Производственные отделения (Divisions) являются самосто­ятельными хозяйственными подразделениями в вопросах: маркетинга, научных исследований и разработки новой продукции, производства (включая технологию), сбыта, учета и отчетнос­ти, подбора и расстановки кадров. Они несут всю ответствен­ность за результаты своей деятельности: рентабельность произ­водства и в конечном итоге получение прибыли. Поэтому произ­водственные отделения именуются «центрами прибыли». Обес­печивающие отделения не связаны непосредственно с фор­мированием прибыли, но являются центрами ответственности исполнительского уровня и отвечают за поддержку основного производства в части инфраструктуры, безопасности, учета материальных и финансовых ресурсов и т.д

Функции управления персоналом — должностные обя­занности работников подразделений системы управления пер­соналом, связанные с воздействием на персонал и выполняе­мые главным образом службой управления персоналом и линей­ными руководителями подразделений предприятия.

Основные признаки системы управления персоналом: на­личие субъекта и объекта управления; осуществление управляющего воздействия и обратной связи; целенаправленность управления; информационный характер процесса управления.

Комплексная система управления персоналом включает три направления — подсистемы управления персоналом: экономи­ческая, социальная и организационная.

Все системы управления персоналом обладают радом об­щих свойств.

1.Они являются первым слоем управления любого пред­приятия, так как именно люди, объединенные общими целя­ми, это предприятие и составляют.

2. Управление персоналом присутствует во всех функцио­нальных сферах деятельности — в производстве, маркетинге, финансовой сфере, эккаунтинге, инновационной сфере.

3. Главные цели системы управления персоналом совпада­ют с целями предприятия.

4. Системы имеют общие черты, свойственные коллекти­вам людей: потребность в общении, возможность возникновения конфликтов и т.д.

5. Они содержат примерно одинаковые по функционально­му составу элементы.

Функционирование каждой из систем осуществляется в рамках целевой, обеспечивающей, адаптирующей и функцио­нальной подсистем. Модель системы управления персоналом представлена на рис. 4.10.

Рассмотрим многоуровневую систематизацию признаков стемы управления персоналом.

В основу классификации положены четыре основных пара­метра, по которым различаются системы управления персона­лом:

♦ вид предприятия. Действительно, система управления персоналом малого предприятия значительно отличается от си­стемы управления персоналом среднего и, тем более, крупного Конгломерата численностью сотрудников, масштабом производ­ства и т.д.;

♦ принятая на предприятии система управления. Как изве­стно, структуру управленческого аппарата, применяемые методымотивации и т.д. определяет форма собственности пред­приятия;

Адаптирующаяся подсистема
Обеспечивающая подсистема
Функциональная подсистема
Целевая подсистема
Обьекты управления: сотрудники


7.1.Модель системы управления персоналом

♦ организационная структура предприятия. Профиль дея­тельности предприятия и тип производственных процессов обусловливают профессионально-квалификационный состав работ­ников, методы анализа рабочих процессов, различие применяе­мых методик систем организации и оплаты труда и т.д.;

♦ социально-трудовые отношения на предприятии.

Каждый из предложенных параметров имеет собственную классификацию, что и делает всю классификацию многоуров­невой.

Современный системный подход к управлению персоналом

Какбыло рассмотрено ранее, объект управления персоналом имеет три измерения. Всоответствии с этим и система управле­ния персоналом как бы распадается на три направления, т.е. на три самостоятельные подсистемы управления персоналом экономическую, социальную и организационную. Их совокупность представляет собой комплексную систему управления персоналом. Каждая из выделенных подсистем управления персо­налом предприятия реализует свою деятельность через опреде­ленные цели и соответствующие им функции (табл. 4.5).

Таблица 4.5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: