Поведение индивида

Тема 8. Особенности поведения людей в процессе трудовой деятельности

Поведение человека формируется под влиянием его собственного характера и факторов внешней среды. Поскольку особенности характера способствуют прогнозированию организационного поведения, менеджеры, хорошо понимая индивидуальные особенности характера каждого из работников организации, могут улучшать результаты её работы. В связи с этим необходимо рассмотреть концептуальное понимание характера людей, влияние, оказываемое ими на организацию, а также используемый для оценки этого влияния инструментарий.

Характер человека можно считать основным фактором, определяющим особенности и тенденции его поведения. Характер присущ только человеку.

Термин «характер» является достаточно емким, поэтому ему сложно дать однозначное определение.

Оллпорт (Allport), приводя 50 определений этого термина, отмечает: «Характер, будучи до определенной степени стабильной особенностью индивида, является динамической психофизиологической системой, позволяющей индивиду особым образом адаптироваться к среде, в которой он находится», а Ходгетс (Hodgetts) определил его следующим образом: «Характер представляет собой ряд сравнительно стабильных особенностей и тенденций, определяющих сходства и различия между людьми». Однако в целом характер можно определить как темперамент, по которому в соответствии со своими особенностями определяется индивид, форму стабильных или изменяющихся взаимоотношений между этими темпераментами и форму взаимодействия между темпераментами, помогающую или мешающую в адаптации человека к другим людям и к среде.

Особенности характера в целом представляют собой источник стабильного, фиксированного поведения, которое делает возможным прогнозирование действий индивида в конкретной обстановке.

Характер является понятием, не выявляющим какой-либо определенный аспект психологических процессов индивида, а означающим интегрированное целое всех его аспектов. Следовательно, характер следует рассматривать с точки зрения индивида в целом. Далее, характер, будучи важным фактором, влияющим на поведение индивида, формируется во всех присущих ему особенностях в процессе обучения и взаимодействия с окружающей средой.

Можно привести следующие качества характера, относительно которых в целом существует согласие между учеными.

Во-первых, характер является целостным понятием, выражающим присущую индивиду личностность.

Во-вторых, на поверхности характер формирует определенные стереотипы, до некоторой степени стабильные для каждого индивида.

В-третьих, характер формируется в процессе повседневного взаимодействия индивида с социально-культурной средой на основе врожденных генетических и физиологических качеств.

В-четвертых, характер состоит из черт, в целом сходных для определенной социально-культурной среды, и черт, особенных для каждого отдельного индивида.

В-пятых, характер состоит из аспектов, в целом проявляющихся на поверхности поведения индивида и глубинных, центральных аспектов индивидуальной психики.

Как видно, характер является очень широким и трудным для понимания явлением, но, как показывают все эти определения, он представляет собой тип мышления, поведения и эмоциональный склад, остающийся устойчивым, несмотря на временные и ситуационные изменения, и составляющий отличие данного человека. Влияние, оказываемое характером человека на его поведение в организации, проявляется следующим образом.

Невротизм

Будучи показателем эмоционально пробужденного состояния, невротизм имеет значительную связь с организационным поведением. Он означает значительные по объему черты характера, включающие в себя эмоциональную нестабильность, переменчивость настроения, восприимчивость к исходящим от окружающей среды стрессам, чувство вины, беспокойство, усталость, беспокойство о здоровье, переживание напряженности и т.п. Его можно считать разновидностью нервного заболевания и качеством, обнаруживаемым у больных, но на самом деле он представляет собой устойчивую черту любого характера, и различие здесь есть только в степени.

Существует много споров о том, в чем заключается источник невротизма, но при создании общей теории влияния, оказываемого внешними стимулами на достижение успеха, степень невротизма каждого индивида должна учитываться в качестве главного фактора. Иначе говоря, не следует считать невротизм безусловно патологическим или нежелательным явлением, а необходимо лишь варьировать позицию менеджера или систему стимулов по отношению к людям с различной степенью невротизма, стараясь, чтобы люди с высокой степенью невротизма достигали высоких успехов и получали удовлетворение от своей работы.

Интровертность/экстравертность

Понятие экстравертности определяется как направленность на внешнюю среду, которая приводит человека к высокой степени осознания окружающего и побуждает его направлять свою энергию на внешние объекты и окружающие предметы. Интровертность - это противоположная тенденция, т.е. восприимчивость к собственным чувствам, воспоминаниям, сознанию и внутренней жизни.ка от других людей. Обычно считается, что в социальных аспектах экстравертные люди очень общительны и предприимчивы, а интровертные люди очень стеснительны и имеют регрессивные особенности.

В связи с особенностями характера различных людей все это не может утверждаться категорически как точный результат изучения, оказываемого данными факторами влияния на организационное поведение, однако считается, что при повторяющейся работе или при работе с почти полным отсутствием эмоциональных стимулов лучших результатов добьются интроверты и, напротив, при работе с чрезмерным эмоциональным напряжением -экстраверты.

Направленность на достижение результата

Направленность на достижение результата означает, что люди с высокой степенью мотивации достижения результата проявляют интерес к задачам, представляющим собой вызов их умению или способности разрешать проблемы. Они не интересуются играми, где успех зависит от судьбы, они стремятся к трудным, но реальным задачам, т.е. к задачам, где шансы на успех составляют примерно 50%, и избегают задач, в которых, как они считают, успех невозможен или обеспечен. Поэтому люди с высокой степенью мотивации достигают хороших результатов на работе со средней степенью трудности, при наличии обратной связи с быстрым достижением результата, а также когда им разрешено контролировать результаты своей работы.

Все это означает, что у людей с высокой мотивацией результата успехи будут лучше при их работе в торговле, в качестве профессионального спортсмена или менеджера, чем при простой конвейерной сборке или работе в качестве клерка. Разумеется, не всегда люди с высокой мотивацией результата достигают более высоких результатов, чем люди с низкой или средней мотивацией. Лишь в случаях, когда порученная ими работа является для них вызовом, предполагает обратную связь или возлагает на них ответственность, к чему они и стремятся, они достигают лучших результатов, чем люди с низкой мотивацией результата.

Авторитарность

Разделение характеров на авторитарные и демократичные также является очень распространенным. Авторитарность означает веру в существование различий в положении или власти среди членов организации. Авторитарный и демократичный типы характера особенно много изучались в связи с проблемой лидерства, и тот факт, что для достижения высоких результатов требуется использование лидеров с характером, соответствующим целям, задачам, отношениям с подчиненными и прочим условиям работы, является общепризнанным.

Люди с крайне авторитарным характером не только жестки в интеллектуальном смысле, часто критикуют других, почтительны к вышестоящим и эгоистичны по отношению к нижестоящим, недоверчивы к людям, но они также сопротивляются переменам.

Делались выводы, что у обладателя характера с высокой степенью авторитарности будут низкие результаты на работе, где требуется чуткость и такт по отношению к чувствам людей, а также где требуется темперамент, способный адаптироваться к сложной или изменчивой ситуации.

Опасность риска

Обычно у различных индивидов степень отношения к риску также является различной, а любящие рисковать люди не только быстро принимают решения, но и проявляют тенденцию меньше пользоваться информацией и в сравнительно ограниченной степени выражать недовольство. Однако, поскольку при принятии решений действия любителей риска так же точны, как и действия людей, избегающих опасности риска, можно сказать, что первые обладают более высокой способностью обработки информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: