Выручка от реализации
Денежные поступления организации
Тема 5 Денежные доходы организации
1 Результатом деятельности любой организации являются доходы.
Доходы - увеличение экономических выгод организации в результате поступления активов и погашение обязательств, приводящих к увеличению ее капитала.
Доходы организации в зависимости от ее характера условий получения и предмета деятельности подразделяются на:
1) доходы от основных видов деятельности:
- выручка от реализованной продукции
- поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг
- выручка от продажи прав, возникающих из патентов на изобретение и др. видов интеллектуальной деятельности
- поступления за участие в уставных капиталах других организаций
- прочие поступления
2) операционные доходы:
- поступления обусловленные:
-предоставлением за плату во временное пользование активов организации
- участие в УК других организаций, включая % по ценным бумагам
|
|
- ведением совместной деятельности по договору простого товарищества
- продажей ОПФ и иных активов
- получение % за предоставление в пользовании д/с организации, а так же % за использование банком денежных средств находящихся на счету организации в этом банке
3) нереализованными доходами являются:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения
- поступления в возмещения причиненных организации убытков
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году
- сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности
- курсовые разницы
- прочие внереализованные доходы
4) чрезвычайные доходы, т.е. поступления возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, таких как:
- страховое возмещение на производстве
- стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.
2 Выручка от реализации - сумма д/с, поступивших на р/с организации за отгруженную продукцию и иные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.
Выручка от реализации может рассчитываться:
1) По мере отгрузки предъявления заказчику расчетных документов
2) По поступлению денежных средств на счета в коммерческих банках
3) При расчетах наличными деньгами - по поступлению д/св кассу организации
Метод определения выбирает сама организация.
От поступления выручки зависит:
- устойчивость финансового положения организации, состояния ее оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, фондами, банками, поставщиками, рабочими, служащими организациями.
|
|
Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли организации- поставщика, но и перебои в работе и остановку производства на смежных организациях.
Организации, экспортирующие продукцию, получают валютную выручку.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг включает 3 элемента:
1) себестоимость - первая часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, т.е. себестоимость выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства. Следует иметь в виду, что из этих средств необходимо уплатить налоги в бюджет, а т.ж. сделать отчисления во внебюджетные и другие фонды в соответствии с законодательством.
2)прибыль - вторая часть выручки направляется в фонды организации, обеспечивает решение ее экономических, технических и социальных задач. Часть прибыли уплачивается в бюджет в виде налогов (налог на прибыль-24%, на недвижимость-1%).
3) косвенные налоги и отчисления (налог на добавление стоимости (НДС), акцизы, отчисления в целевые бюджетные фонды в соответствии с законодательством.
Выручка от реализации продукции, несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженные продукции, выполненные работы или оказанные услуги регулярность поступления) не являются доходами в полном смысле этого слова, т.к. из нее в первую очередь уплачиваются косвенные налоги возмещается з/п и затраты, оставшаяся часть выручки принимает форму чистого дохода организации - прибыли.
3 Выручка от реализации продукции планируется
В = Он.г. + ТВ - Ок.г.
Он.г. и Ок.г. - остатки нереализованной продукции на начало и конец года
ТВ - товарный выпуск
Стоимость товарного выпуска в планируемых ценах реализации определяется на основе полученного предприятием гос. заказа, заключённых хозяйственных договоров на поставку продукции и заявок потребителей.
Товарная продукция, предназначенная для реализации, в денежном выражении включает полностью укомплектованные изделия и п/ф, отпущенные или предназначенные к отпуску на сторону.
В момент планирования точные данные об остатках на начало года планируемого периода могут отсутствовать, следовательно в расчёт может приниматься ожидаемая величина остатков нереализованной продукции. Стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчёта.
Кпересчёта= объём продукции в ценах предшествующего планируемому / себестоимость производственная в ценах предшествующего планируемому.
Стоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается исходя из однодневного выпуска в планируемых ценах и соответствующей нормы запаса в днях. При годовом планировании - в ценах 4 квартала.
Пример: норма запасов продукции в днях (Д) на конец планируемого года - три дня. Стоимость товарной продукции по отпускным ценам организации на планируемый год - 7500 т.р. В 4 квартале 2 т.р.
Решение:
1. Стоимость остатков планируемого года
Н = Д · Ор = 2000 / 90 · 3 = 66,7 т.р.
1) Стоимость остатков нереализованной продукции при планировании выручки
А) по поступлению денег на расчётный счёт (кассу предприятия) на начало года включает: готовую продукцию на складе, в том числе отгруженную, документы по которой не переданы в банк; товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; товары на ответственном хранении у покупателя.
Б) на конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчёт только по готовой продукции на складе и товаром отгруженным, срок оплаты которых не наступил.
|
|
2) При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукции считается только готовая продукция на складе организации; отгруженная продукция считается реализованной.
Планирование выручки от реализации продукции тесно связано с условиями поставки продукции и применяемыми формами расчёта. Многие организации предусматривают полную или частичную предоплату.
На размер выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:
1. В сфере производства
- объём производства
- качество продукции
- её ассортимент
- ритмичность выпуска и т.д.
2. В сфере обращения
- ритмичность отгрузки
- своевременное оформление транспортных и расчётных документов
- сроки документооборота
- соблюдение условий договора
- оптимальная форма расчётов
- уровень цен и др.
3. Независящие от деятельности организации
- нарушение договоров поставщиками материальных, технических ресурсов
- недостатки в работе транспорта
- несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств.