Формирование выручки от реализации продукции, работ, услуг

Момент реализации продукции, работ, услуг в мировой практике определяется моментом перехода права собственности от первых владельцев к другим. Передача этого права осуществляется в соответствии с условиями договоров купли-продажи, договоров обмена и регулируется гражданским правом той страны, где осуществляется операция.

В России переход прав осуществляется на основе законодательства по двум вариантам:

- по оплате;

- по отгрузке;

При условиях бартерной сделки моментом реализации считается момент поступления продукции, работ, услуг покупателю.

Стоимость продукции, реализованной покупателю, можно определить по различным ценам:

- оптовым;

- розничным;

- договорным, которые в свою очередь делятся на отпускные и покупные;

- мировым;

На практике можно так же применить условно-расчетные цены. Выручка т.о. будет определяться по желанию предприятия, исходя из требований законодательства.

От своевременности поступления средств зависит финансовое состояние и устойчивость положения предприятия, состояния оборотных средств, расчётов с бюджетами и внебюджетными фондами. (В соответствии с российским законодательством, как предварительная оплата, так и задержка приводят к дополнительным расчётам с бюджетом по налогам.)

Расчёты по договорам поставок осуществляются, как правило, в валюте России; учёт выручки так же в рублях. Международные расчёты осуществляются в соответствии с системой валютного регулирования и в иностранной валюте (существуют определённые правила покупки, продажи валюты; правила учёта валюты, налогообложения валютных операций).

Предприятия, экспортирующие продукцию, получают выручку на валютные счета банков, остатки по валютным счетам пересчитываются в рубли, при расчёте выручки от реализации. Существуют определённые правила зачисления средств на расчетный счет и их расходования.

Выручка, поступившая на счета или с кассу, как правило, сразу используются на определённые цели (покупка сырья, материалов и т.п.).

Не смотря на все внешние признаки, т.е. денежная форма расчётов за выполнение работ и услуг или за отгруженную продукцию, выручка не является доходом в полном смысле слова, т.к. она включает в себя, по внутреннему содержанию, средства по возмещению затрат, средства по оплате налогов и прибыль.

На величину выручки влияют объективные и субъективные факторы.

К объективным относятся внутренние и внешние.

Внутренние – объём производства, уровень издержек, качество продукции, ритмичность выпуска, ассортимент (в производстве); ритмичность отгрузки, своевременное оформление документов, оптимальные формы расчётов (в обращении).

Внешние – рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, объём производства в своей компетенции, качество по сравнении с аналогами других предприятий, ритмичность поставок (в производстве); сроки документооборота, соблюдении условий договоров, оптимальная форма расчётов (в сфере обращения).

Кроме того, могут быть дополнительные расходы: нарушение сроков поставки материалов и других ресурсов, ошибки в транспортном обеспечении, несвоевременная оплата.

К субъективным факторам относятся: факторы морального плана, политическая обстановка на рынке, сфера деятельности, реклама или антиреклама.

Как правило, выручка от реализации продукции основана на: объёме реализации продукции на сторону, исходя из цен без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок; без таможенных пошлин и тарифов.

НДС и акцизы, как косвенные налоги, подлежат оплате в бюджет и не принадлежат предприятию.

Торгово-сбытовые скидки поступают посредническим организациям.

Пошлины оплачиваются до реального осуществления экспорта или импорта.

Величина выручки от реализации услуг определяется от объёма реализации услуг, выполненных для сторонних предприятий по направлениям и в соответствии с установленными тарифами и расценками.

В состав объёма реализации включаются также: реализация своим работникам, реализация внутри предприятия, выданная в качестве возмещения.

Деньги и иные средства, поступающие от реализации или выбытия ОС, ОА, НА не включаются в выручку от реализации продукции, работ, услуг. Выручка от реализации валютных ценностей, ценных бумаг может включаться в объём выручки при определённых условиях.

Различные методы учёта выручки от реализации, специфика деятельности, организационно-правовые формы предприятия предполагают и различные варианты её отражения.

Применение метода учета выручки по отгрузке учитывается в мировой практике на положении о том, что доходы, начисляются в том же периоде, в котором они заработаны, независимо от поступления денежного эквивалента, а так же на законодательстве о переходе права собственности. В России такая система учёта применяется, как правило, только предприятиями, работающими с зарубежными клиентами.

Величина выручки от реализации в системе управления определяется по аналогичной формуле, как и величина издержек на производство и реализацию продукции.

Затраты на производство=Затраты в остатках на начало периода + Затраты на производство в данном периоде - Затраты в остатках на конец периода.

Выручка=Выручка в остатках на начало периода + Выручка от реализации в отчётном периоде - Выручка в остатках на конец периода.

Выручка определяется в ценах того периода, в котором производится реализация. Остатки на начало и на конец года переводятся в цены данного периода, для этого используется коэффициент рентабельности и индекс цен.

Все составляющие выручки выражаются в ценах реализации: остатки пересчитываются на начало планового года из цен предшествующего планируемому периоду с учётом коэффициентов инфляции и рентабельности. Выпущенная продукция отражается в действующих ценах, остатки на конец периода учитываются в ценах планового периода, т.е. не пересчитываются.

В связи с выручкой, существуют такие понятия, как минимальный объём реализации продукции, который определяет количество реализованной продукции, при котором предприятие уже не несёт убытка от производства, но и не получает прибыли.

Здесь применяется формула:

Постоянные плановые затраты / 1-Базисная доля переменных затрат, где

Базисная доля переменных затрат=Переменные расходы в базисном периоде / Объём реализации в базисном периоде.

Минимальный объём реализации позволяет покрыть все постоянные расходы предприятия. Для покрытия затрат в целом по предприятию (в большем объёме) должна быть получена какая-либо прибыль, применяем следующую формулу:

Минимальный объём реализации * (1- базисные переменные расходы) – Постоянные плановые расходы.

Следует иметь в виду, что такие формулы расчета объёма реализации применяются только для малых предприятий, где существуют 1-2 производственные программы.

------------------------------------------------------------БИЛЕТ 23------------------------------------------------------------

1. Бюджетная система РФ — это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Каждый субъект РФ и муниципальное образование самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории.

Однако дать полную характеристику бюджетной системы РФ исходя всего лишь из перечня элементов бюджетной системы абсолютно невозможно. Не менее важным представляется характеристика связей между перечисленными элементами, при отсутствии которых нельзя было бы говорить о наличии системы. Поэтому, строго говоря, легальное определение бюджетной системы является неточным: это не просто совокупность бюджетов страны, а совокупность бюджетов и связей между ними. Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.

Принципы построения бюджетной системы. Закон устанавливает, что бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и др.

Принцип единства бюджетной системы (ст. 29 БК РФ) означает, что бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается:

единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации;

единством денежной системы Российской Федерации;

едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация — это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты функциональная, экономическая, ведомственная, финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, а доходов — на постоянные и временные) и другие классификации:

единством формы бюджетной документации;

единством принципов бюджетного процесса;

единством санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Однако единство бюджетной системы не означает единства государственного бюджета. Характер взаимосвязи элементов бюджетной системы зависит от модели управления народным хозяйством, принятой в государстве. Так, в условиях централизованного управления наиболее естественной формой является единый государственный бюджет с включением в него бюджетов всех уровней и широкими полномочиями центральных органов по расходованию средств.

Напротив, децентрализация в управлении народным хозяйством, характерная для современного периода, предполагает самостоятельность всех бюджетов (ст. 31 БК РФ), входящих в бюджетную систему РФ. В самом общем виде самостоятельность элементов бюджетной системы заключается в том, что каждый бюджет обладает собственными источниками доходов (закрепленные, регулирующие доходы и др.) и правом самостоятельно определять направления использования этих средств. Кроме того, законом закрепляется недопустимость изъятия из бюджета дополнительно полученных доходов.

Степень самостоятельности бюджетов небезгранична и не доходит до изолированности. Взаимосвязь бюджетов выражается в наличии бюджетных прав и обязанностей у соответствующих субъектов бюджетного права по отношению к нижестоящим и вышестоящим бюджетам. В самом общем виде роль вышестоящих бюджетов заключается в том, что они являются своего рода гарантом финансирования минимально необходимых расходов нижестоящих территорий.

Перечень минимально необходимых расходов устанавливается вышестоящим органом государственной власти. В том случае, если нижестоящий бюджет не отвечает требованиям минимальной бюджетной обеспеченности, происходит или прямое финансирование из вышестоящего бюджета, или закрепление за нижестоящим бюджетом определенных регулирующих доходов на длительный срок.

Российская Федерация устанавливает структуру и общие принципы построения бюджетной системы РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие бюджеты, устанавливает общий порядок и принципы распределения доходов в бюджетной системе, принципы и основы бюджетного процесса, основы бюджетных прав субъектов и муниципальных образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет размер дотаций, субвенций, определяет перечень минимально необходимых расходов субъектов и др.

Субъекты РФ участвуют в осуществлении федеральных бюджетных прав (например, в форме представительства в федеральных законодательных и исполнительных органах). По отношению к местным бюджетам субъекты РФ имеют право предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных образований, позволяющий финансировать их минимально необходимые расходы.

Муниципальные образования также обладают определенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные бюджеты, обладая правом устанавливать местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют право получать и предоставлять ссуды бюджетам других уровней. Однако на практике тезис о самостоятельности местных бюджетов осуществляется не всегда последовательно. Дело в том, что источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, как правило, обеспечивают незначительную часть бюджетов муниципальных образований. Поэтому в основном доходная часть местного бюджета образуется из средств вышестоящих бюджетов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности.

Принцип полноты бюджетной системы имеет два аспекта:

в бюджетную систему должны включаться бюджеты всех государственных и муниципальных образований, существующих в Российской Федерации;

принцип полноты бюджетной системы означает требование включения в соответствующие бюджеты практически всех видов источников государственных и муниципальных доходов, а также отражения в бюджете всех направлений расходов (ст. 32 БК РФ). Существование специальных внебюджетных фондов, специальных счетов казначейства должно быть сведено к минимуму. В соответствии с рассматриваемым принципом БК РФ включил бюджеты государственных внебюджетных фондов в бюджетную систему РФ.

Принцип реальности бюджетной системы относится, прежде всего, к доходной части бюджетов, которая должна обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджет. В этом смысле особую важность приобретает налоговое законодательство РФ: бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве. Кроме того, реальное осуществление доходной части бюджета зависит от надежности показателей прогноза социально-экономического развития страны и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета (достоверность бюджета) (ст. 37 БК РФ). Немаловажное значение в этом отношении имеет и сбалансированность бюджета (ст. 33 БК РФ), в соответствии с которой объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. Превышение расходной части над доходной должно компенсироваться различными дополнительными поступлениями средств (например, от выпуска в обращение государственных ценных бумаг). В противном случае должен действовать механизм чрезвычайного расходования средств.

Возможно и другое понимание принципа реальности бюджетной системы: элементы бюджетной системы и система связей между ними законодательно закреплены и существуют в реальной действительности. В этом смысле принцип реальности проводится не всегда последовательно, что было показано на примере местных бюджетов.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов (ст. 37 БК РФ) в дополнение к предыдущему принципу устанавливает, что доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, т. е. не должны иметь целевого назначения, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип гласности (ст. 36 БК РФ) обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ) означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

2. Планирование - это определение целей и задач организации на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.

Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию организации в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения затрат, прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.

Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план организации по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.

Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства и продаж, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.

Планирование производственных ресурсов (Material Requirement Planning II, MRP II).

В связи с тем, что для планирования требуется большой объем данных и множество расчетов, система планирования и контроля производства должна быть компьютеризирована. Если не использовать компьютеры, то придется тратить слишком много времени и сил на расчеты вручную, и эффективность работы организации будет поставлена под угрозу. Вместо того, чтобы составлять календарный план потребностей на всех этапах системы планирования, организация будет вынуждена продлить сроки выполнения различных планов и создать материально-производственные запасы, чтобы компенсировать отсутствие возможности быстро запланировать, что и когда потребуется.

Следовательно, это должна быть полностью интегрированная система планирования и контроля, действующая в направлении сверху вниз с поступающей снизу вверх обратной связью. Стратегическое бизнес-планирование интегрирует планы и действия маркетингового, финансового и производственного отделов для разработки планов, предназначенных для достижения общих целей организации.

В свою очередь, генеральное календарное планирование производства, планирование потребности в ресурсах, контроль над производственной деятельностью и закупки направлены на достижение целей производственного плана и стратегического бизнес-плана и, в конечном счете, организации. Если из-за проблем с производительностью возникает необходимость скорректировать приоритетный план на каком-либо уровне планирования, внесенные изменение должны отражаться на вышеупомянутых уровнях. Таким образом, везде в системе должна осуществляться обратная связь.

Планирование ресурсов организации (Enterprise Resource Planning, ERP).

ERP - информационная система, предназначенная для ведения отчетности, идентификации и планирования организации – глобальных ресурсов, необходимых для производства и транспортировки товаров, а также составления отчетов по заказам клиентов. Система ERP аналогична системе MRP II, но она не ограничивается производством. В расчет принимается вся организация в целом. Для полноценной эксплуатации такой системы должны быть предусмотрены приложения для планирования, календарного планирования, калькуляции себестоимости и так далее на всех уровнях организации, в рабочих центрах, отделениях, подразделениях и всех их вместе.

Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли является неотъемлемой частью инвестиционного проектирования. Этот тип анализа показывает принципиальную выполнимость проекта и одновременно позволяет выяснить основные узкие места проекта в смысле достижения заданного значения прибыли, которая обеспечивает требуемую эффективность инвестиционного проекта.

Как показывает практика, наиболее эффективны те проекты, в соответствии с которыми производство функционируют на уровне близком к уровню полной мощности. Однако несмотря на это некоторые проекты приносят убытки в течение первых нескольких лет после их реализации - с годами ситуация улучшается, в то время, как другие продолжают работать с убытком достаточно долго. Причин для столь плохих результатов может быть очень много, например: задержки в реализации; дефекты в схеме проекта; дефицит основных элементов; плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д.

Если проект функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, доходы не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности. Таким образом мы подходим к понятию безубыточности.

Предприятия для осуществления своей деятельности используют различные экономические ресурсы, включающие основные производственные фонды и оборотные средства. Для производства своей продукции предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые ресурсы в таком количестве, которое оно считает необходимым.

В краткосрочном периоде планирования спроса на экономические ресурсы заключается в предложении, что предприятие приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и, в свою очередь, реализует произведенную продукцию на соответствующем рынке. Любое предприятие, планируя величину прибыли, должно взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ему производить и продавать больше продукции. Предприятие принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками.

Перспективное планирование потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства.

Существует два подхода к совершенствованию перспективного планирования ресурсов:

1) необходимость применять в стратегическом планировании укрупненные методы определения потребности экономических ресурсов;

2) возможность использовать натуральные показатели (измерители) расхода производственных ресурсов.

В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи:

– определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;

– установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;

– выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;

– согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;

– расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;

– определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.

Планирование потребности входных ресурсов на многих предприятиях является наиболее разработанной стадией внутрипроизводственного управления. Оно должно воздействовать на все остальные процессы производства, распределения и потребления материальных благ и находиться, в свою очередь, под воздействием каждого из них. Вместе с тем на большинстве наших предприятий, как и на зарубежных фирмах, определение потребности ресурсов сводится в основном лишь к финансовому планированию. Деньги не являются единственным и наиболее важным ресурсом в перспективном или стратегическом планировании. Многие экономисты-плановики полагают, что при наличии денег все другие ресурсы можно будет приобрести по мере необходимости. Однако на предприятиях это не всегда именно так происходит, например, ни за какие деньги нельзя купить в нужное время технологическую энергию или профессиональную квалификацию персонала, которых нет в наличии или их потребность не была ранее запланирована. В любом случае более вероятно, пишет Р. Л. Акофф, что квалифицированные специалисты быстрее привлекут деньги, а не деньги привлекут их. Кроме того, критический дефицит нефинансовых ресурсов, по меньшей мере, столь же вероятен, как и критическая нехватка денег.

Следовательно, сказанное подтверждает необходимость более широкого использования в планировании известных натуральных измерителей потребности ресурсов. При планировании входных ресурсов, производственных сооружений, технологического оборудования, а также различных категорий персонала и других ресурсов длительного применения экономисты-плановики обычно рассчитывают следующие важнейшие показатели:

1. Сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они будут использоваться?

2. Какое количество ресурсов будет в наличии в необходимом месте и в планируемое время, если поведение предприятия и среды останется в будущем неизменным?

3. Каков разрыв между требующимися и имеющимися ресурсами на предприятии?

4. Как устранить этот разрыв, и какие источники лучше для этого использовать?

5. Каковы будут затраты на устранение разрыва в потребности различных ресурсов?

------------------------------------------------------------БИЛЕТ 24------------------------------------------------------------

1. 1.Сущность и роль бюджета в государстве

2. Роль государственного бюджета в зарубежных странах.

3. Состав и структура доходов ФБ РФ.

4. Состав и структура расходов ФБ РФ.

5 Бюджетный дефицит и методы финансирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: