Переход к Новому Времени

Эпоха Возрождения принесла Западной Европе не только необычайный расцвет науки, искусства и философии, не только сформировала первую научную картину мира, но и создала предпосылки для возникновения совершенно иных социальных отношений – буржуазных. К. Маркс указывал, что для перехода к капитализму необходимо было совпадение трех условий – наличие свободных рабочих рук, развитое денежное обращение и повышение производительности труда. В 15 – 16 вв. эти условия оказались выполнены в полной мере.

Наличие рабочей силы, как ни странно, оказывается напрямую связанным с наследственным правом Средневековья – майоратом. Все имущество переходит от отца к старшему сыну, остальные дети обеспечиваются по мере возможности. Как правило, в небогатых дворянских семьях, особенно в сельском дворянстве, таких возможностей было не много, однако у младших сыновей в эпоху феодальной раздробленности была универсальная возможность обеспечить свое существование – поступить на службу к богатому сеньору. Наемники составляют большую часть баронских дружин. В позднем феодализме, при укреплении центральной власти, эта практика сводится на нет – ни один сюзерен не потерпит наличия у своего вассала сильного войска. Потребность в наемниках резко падает, и эти люди, обладающие единственным умением – держать в руках оружие – оказываются лишними в системе сложившихся социальных отношений. Западную Европу наполняют десятки тысяч бродяг, объединяющихся в шайки и представляющих серьезную угрозу. Правительства нещадно борются с бродяжничеством, причем меры принимаются самые жестокие, самым распространенным средством борьбы является виселица. Бродяг преследуют повсюду – в Англии, Франции, Германии. За крышу над головой эти люди готовы на все, и именно они составляют первоначальную основу класса, который позднее будет назван пролетариатом.

Замена товарных отношений денежными также связана с эпохой Возрождения, которую не случайно называют еще эпохой великих географических открытий. Если в Средневековье денежное обращение было затруднено из-за того, что, во-первых, многие феодалы обладали правом чеканить монету, что крайне затрудняло расчеты, а, во-вторых, количество драгоценных металлов, необходимых для чеканки, было весьма ограничено. Ситуация меняется с открытием Америки, откуда золото и серебро вывозилось галеонами. Европа получает достаточное количество материала для чеканки полновесных монет, а централизация власти приводит к относительной унификации денежных единиц, по крайней мере6, в пределах одного государства. Товарно-денежные отношения начинают вытеснять бартер.

Наконец, третье условие тоже выполняется благодаря удивительному духу Ренессанса. На протяжении практически всей истории человечество использовало всего лишь два физических принципа – рычаг и колесо. Начиная с первобытных земледельцев, впервые применивших сучковатое дерево – соху - для обработки земли, и заканчивая остроумными механизмами античности, вроде аристотелева винта для поднятия воды из колодца, выше этих принципов мысль не поднимается. И только Возрождение, которое по праву носит и третье имя – эпохи научной революции – совершает прорыв и в технологической области, причем важнейшим с практической точки зрения оказывается изобретение ткацкого станка, который в разы поднял производительность труда ткачей. Первые мануфактуры возникают именно как ткацкие предприятия.

Все это составило предпосылки для перехода к новым общественным отношениям, и в результате складывается и новый тип философствования. На смену космоцентризму античности, теоцентризму Средневековья и антропоцентризму Возрождения приходит философия, в которой впервые можно увидеть черты научности в ее современном понимании. Абстрактные рассуждения перестают быть предпосылкой философии, а становятся выводом конкретного типа философствования. Можно сказать, что Новое Время – это эпоха коренного изменения в методологии философии.

Философом, который по праву может считаться проводником идей Возрождения в теоретическую мысль Нового Времени, является Френсис Бэкон (1561 – 1626).

Бэкон известен двумя своими произведениями – «Новый органон» и «О достоинствах и преумножении наук».

В самих названиях содержится указание на смысл этих книг. «Новый органон» - работа, посвященная анализу логического мышления (мы помним, что логические работы Аристотеля получили название «Органон»). Бэкон противопоставляет аристотелевскому методу дедукции, т.е. движению мысли от общего к частному, индуктивный метод, в котором мысль движется от частного к общему. Часто поэтому можно встретить упоминание, что он является первооткрывателем этого метода. Это не совсем верно, поскольку индукция была известна и Аристотелю, который, однако, не считал ее применение возможным, поскольку она дает не достоверный, а лишь вероятностный вывод. Бэкон же доказывает, что индуктивный метод является основным в процессе нашего познания, т.к. вначале мы познаем частные факты и лишь на основании этого познания единичного переходим к выводам об общем. Мечтой Бэкона было открытие наиболее общих законов; этот процесс он представлял как сравнение единичных фактов и на основании их сходства установление общих законов первого порядка, затем – сравнение этих законов и установление общих законов второго порядка и т.д. В конечном итоге эти сокращающиеся от уровня к уровню ряды должны дать единый общий закон.

Мышление человека будет оставаться несовершенным, пока в нем присутствуют стереотипы и общие заблуждения, которые Бэкон называет идолами. Он выделяет идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра. Идолы рода, например, - это заблуждения, свойственные человеческому разуму в силу самой его природы, идолы пещеры – личные стереотипы и суеверия, и т.д.

Убежденность в силе науки (именно Бэкон является автором афоризма «Знание – сила») приводит Бэкона к принятию единственной, по его мнению, возможной точке зрения на мир как на поле деятельности человеческого разума. Он настаивает на категорическом отделении философии от теологии и с полным правом может считаться родоначальником эмпиризма как одного из важнейших течений философии Нового Времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: