Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Мост Траяна через Истр (Дунай) – зодчий Аполлодор Дамасский, 104-105 гг




Инженерные сооружения (мосты, акведуки)

Дороги с мостами и туннелями, акведуки с водораспре­делителями, каналы для регулировки озер и рек, гавани и гигантские сводчатые цистерны издавна занимали первостепенное место в го­сударственном строительстве Рима. Рост городов требовал все большего количества до­ставлявшейся акведуками воды, а также все большего количества продовольствия и складов для него. Расширение границ империи и ве­дение войн на ее окраинах требовали строительства все новых дорог, мостов, гаваней. При этом сложившиеся при республике типы соору­жений совершенствовались с развитием строи­тельной техники. Римская мальта (строительный раствор) включал гидравлические «присадки» – кирпичную муку и глину из окрестностей Неаполя. Поэтому разрушаются от времени кирпичи, но остаются неизменными растворные швы, подобно стенкам пустых восковых ячеек в пчелиных сотах.

Укрепление римского могущества на завоеванных землях нередко сопровождалось строительством грандиозных инженерных сооружений, которые наглядно демонстрировали военную и экономическую мощь Рима. Построенные весьма тщательно и с большим запасом прочности, многие римские инженерные сооружения эксплуати­руются до настоящего времени. Они создава­лись как монументальные памятники римского могущества, причем строительство мостов часто сопровождалось возведением на них мемориаль­ных арок.

К числу наиболее значительных инженерных сооружений этого периода могут быть отнесены мост Траяна через Дунай (Дакия), мост Алькантара и акведук в Сеговии (Испания).

Этот мост дошел до потомков лишь в виде изображений на колонне императора Траяна. Он имел 21 пролет по 52 метра каждый. Общая длина моста – 1070 метров (рекордная по тем временам). Подобные пролеты были самыми большими в античном мире. Здесь был впервые применены раскосные деревянные фермы. Они покоились на 20 могучих каменных столбах («быках»). Этот мост послужил убедительной демонстрацией силы римского оружия и инженерной мысли (рис. 8.6).

а б

в

Рис. 8.6. Мост через Дунай: а – портрет Траяна; б – монета императора Траяна с изображением моста; в – мост на триумфальной колонне Траяна

По нему легионы Траяна переправились через Истр и сокрушили Дакийское царство Децебала: «Траян построил каменный мост через Истр, по поводу которого не знаю, как должным образом выразить восхищение перед этим императором. Существуют и другие его замечательные сооружения, но это сооружение их превосходит. Мост состоит из двадцати быков, сделанных из тесаных камней, высота их – сто пятьдесят футов, не считая фундамента, толщина – шестьдесят. Эти быки, расположенные друг от друга на расстоянии ста семидесяти футов, соединены арками…. И здесь видно величие замыслов Траяна: ведь этот мост не приносит нам пользы, ведь только быки выступают в воде, не имея перехода, и по мосту нельзя пройти, словно он построен только ради того, чтобы показать, что для человеческой природы нет ничего невозможного. Траян, боясь, как бы при замерзании Истра не произошло нападения на римлян, находящихся по ту сторону реки, построил этот мост для более легкого перехода в целях оказания помощи. Адриан же, напротив, боясь, чтобы варвары по избиении гарнизона не открыли доступ в Месию, уничтожил проезжую часть моста…» (Кассий Дион, Римская история, LXVIII, 13).




Мост Алькантара (зодчий Гай Юлий Лацер, 105-106 гг.)

Мост Алькантара (105-106 гг. н. э.) в Иберии (Испании) перекинут через скалистое ущелье реки Тагус (совр. Тахо), расположенной вблизи португальской границы. Мост представлял собой шестипролетную аркаду с высоким центральным столбом, увенчанным триумфальной аркой. Полотно моста возне­сено на высоту 45 метров (вместе с аркой – 62 метра) от обычного уровня воды. Однако при разливах вода поднимается почти до опор центральных арок, так что эта громадная высота является вполне объяснимой. Отсюда и необычная длина моста – около 200 метров. Ширина проезжей части моста – восемь метров (рис. 8.7).

Рис. 8.7. Мост Алькантара через реку Тахо. Современное состояние

Проезжая часть моста горизонтальна, и шелыги (верхние точки) всех арок ле­жат на одном уровне. Разница в уровне пят скрыта контрфорсами, имеющими не только конструктивное, но и художе­ственное значение. Пролеты арок постепенно уменьшаются от середины к концам моста. Из-за этого появляется эффект визуального искривления фасада моста. Он кажется «выпуклым» и больше своих истинных размеров. Четное число пролетов и их заметное нарастание (от 14 до 20 м) к средне­му устою придают этой опоре особое значе­ние и делают логичной постановку на ней ме­мориальной арки. Арка не выделяется ни богат­ством форм, ни материалом. Она как бы вырастает из устоя. Не слишком сильная рустовка моста создает строгий и четкий рисунок кладки, противостоящий живописности ущелья. Мост Алькантара – одно из замечательных произве­дений римского зодчества. Инженерное искус­ство и архитектура слились здесь воедино. Художественная задача решена без привлече­ния декоративных средств, а мемориальная арка кажется столь же необходимой, как и дру­гие части моста (рис. 8.8).



Рис. 8.8. Моста Алькантара через р. Тагус (Тахо), 98-106 гг. Современное состояние

Эту постройку отличает монументальность, величавый покой и гармония. Имя строителя – Гая Юлия Лацера, сына Секста – увековечено надписью у восточного въезда на мост:

«Императору Нерве Траяну Цезарю Августу Германику Дакику посвящено …

Мост, что пребудет всегда в веках постоянного мира,

Лацер воздвиг над рекой, славный искусством своим…».

Мост Элия в Риме (134 г. н.э.)служил монументальным подходом к мавзолею Адриана. В этом случае постанов­ка мемориальной арки была бы неуместной. Арки моста с их широкими архивольтами опи­раются на низкие, мощные быки с уступчаты­ми контрфорсами, как и в мосте Алькантара. Но над опорами возвышались постаменты со ста­туями. Их изготовил уже в XVII веке знаменитый скульптор Лоренцо Бернини (1598-1680) (рис. 8.9, рис. 8.10).

Рис. 8.9. Мост Элия через р. Тибр (II век)

Римляне уделяли особое внимание и архи­тектуре акведуков. При переходах через реку или овраг высота акведука определялась не уровнем воды, а положением канала. Поэтому, в отличие от мостов, акведуки можно было строить многоярусными. Ярким примером является Сеговийский акведук в Иберии (Испания).

Рис. 8.10. Мост Элия к замку Ангела (мавзолею Адриана). Гравюра XVIII века, современный вид

Акведук в Сеговии (II в. н. э.) функ­ционирует по настоящее время. Его многоярусная аркада в 43 пролета длиной около 300 метров возносится над нижележащей улицей на 28,5 метров (рис. 8.11).

Рис. 8.11. Акведук в Сеговии (Испания), II век. Пропорциональный анализ И.С. Николаева

В нижней аркаде столбы толще, а арки мень­ше, чем в верхней. Рустика блоков и тяги ме­жду уступами придают аркаде характер особой прочности и суровости, который сочетается с динамическим устремлением сооружения кверху. Средняя, самая высокая, его часть подчеркнута аттиком и введением в верхний, утолщенный столб ниши со статуей (рис. 8.12).

Рис. 8.12. Акведук в Сеговии (Испания), II век. Современное состояние





Дата добавления: 2014-02-05; просмотров: 2179; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10062 - | 7729 - или читать все...

Читайте также:

  1. D. 17.1.22.11). - Maндатарий может отказаться от договора так, чтобы за мандан­том осталось ненарушенным право с удобством устроить то же дело лично или через другого мандатария
  2. А. Пропускание света через среды, обладающие естественной оптической анизотропией
  3. Алгоритм расчета теплопередачи через непроницаемые стенки
  4. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Финансовая устойчивость организации внешне проявляется через платежеспособность
  5. БИОФИЗИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ТРАНСПОРТА ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ БМ
  6. Векторное произведение через координаты
  7. Величина тока, проходящего через человека, как и в предыдущих случаях, зависит от величины тока замыкания на землю
  8. Вещества, проникающих в кровь плода через плацентарный барьер
  9. ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ 28 страница. Антигипертензивный эффект развивается медленно (стойкий эффект развивается через 1-3 дня), что связано с постепенным истощением запасов НА
  10. Виды транспорта через мембрану
  11. Визначення інформаційних потоків. Рис 7.1. Комутація абонентів через мережу транзитних вузлів
  12. Влияние отражателя. Как было установлено ранее, единственной причиной неравномерного распределения потока нейтронов в ЯР без отражателя является утечка нейтронов через


 

54.174.43.27 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.