double arrow

Форум Траяна. Триумфальная колонна Траяна

Большую часть своего времени римляне проводили вне дома: на улицах, форумах, в термах, в цирке или в театре. Бои гладиаторов и травля зверей стали их любимым зрелищем уже при республике. Но тогда они происходили обычно на форуме, в цирке или в театре. При Флавиях комплекс импе­раторских форумов Рима значительно расширился.

К числу наиболее выдающих форумов ранней Римской империи относятся следующие.

Форум Мира, построенный Веспасианом, был перистильным двором без отдельно стоящего хра­ма (рис. 8.13).

Проходной форум как бы «втиснут» между форумами Августа и Веспасиана. Автором этого фо­рума считается зодчий Рабирий. Боковые сте­ны форума были украшены приставными колоннами. Антаблемент и вы­сокий аттик образовывали сильные раскрепов­ки, дававшие живописные ракурсы и глубо­кие тени (рис. 8.14).

Рис. 8.13. Римский форум. Живописная композиция XVIII века

Рис. 8.14. Проходной форум в Риме. Современное состояние

Сохранились две колонны Проход­ного форума. Сравнительно недавно они были расчищены. Чрезмерно пышная орнаментация покрывает все профили антаблемента, преувеличенно глу­бокая порезка разрушает самую их форму. Вы­носная плита сведена до минимума, а зубчики соединены тонкими прорезными вставками. В результате архитектонический смысл пропал, карниз воспринимается как виртуозно исполненное скульптурное произведение. Этот антаблемент – наиболее яркое выражение тен­денции, общей для многих мраморных зданий конца I в. н. э.




Успешные войны императора Траяна, которые он вел в Дакии, Счастливой Аравии, Армении и Парфии, позволили ему осуществлять грандиозную строительную программу во всех уголках «римского мира»:

«Много израсходовал Траян на войны, много он израсходовал и на дела мира, но больше всего затрат, и притом самых необходимых, он произвел на дороги, на гавани и общественные сооружения, не проливая крови ни при одной из этих работ…» (Кассий Дион, Римская история, LXVIII, 7, I).

«Из сооружений Траяна [98-117 гг.] особенно замечательны: бани его имени, большой, совершенно круглый театр [Одейон], гипподром в две стадии длиною и Римский Форум, замечательный всем, но особенно своей медной крышей…» (Павсаний, V, 12, 6).

К числу наиболее грандиозных проектов, реализованных им в Риме, относится форум Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 107-113 гг.) (рис. 8.15).



а б

Рис. 8.15. а – план форума Траяна, 107-113 гг.; б – бюст императора Траяна (98-117 гг.)

Композиция этого гигантского форума, по-видимому, была навеяна архитектурой египетских храмов времен Нового царства. На продольную ось его были нанизаны огромная экседра с внутренним колонным портиком и триумфальной аркой по центру, перистильный двор с конной статуей императора, базилика Ульпия, колонна Траяна и храм Гения Траяна. Здесь был применен композиционный прием, уже апробированный в форуме Августа. Зодчий Аполлодор двумя парами полукруглых экседр обозначил две поперечные оси комплекса и подчеркнул два композиционных центра форума – конную статую и базилику Ульпия. Форум и связанный с ним ры­нок строились в период наибольшего расши­рения империи, в память двух походов Траяна, захватившего за Дунаем громадную террито­рию и несметные сокровища. Государственная казна была наполнена золотом даков, так что грандиозная постройка могла вестись быстры­ми темпами. Форум занимает территорию, пре­вышающую то площади остальные четыре фо­рума, вместе взятые. Первоначальный форум Траяна, состоявший из площади, базилики Ульпия и мемориальной колонны между биб­лиотеками, был освящен в 113 году. Входная ар­ка была сооружена через четыре года., а храм Гения Траяна – уже после смерти императора: «Не говоря о многом другом, Траяну воздвигли триумфальную арку на его форуме [117 г. н. э. ]…» (Кассий Дион, Римская история, LXVШ, 29).

От форума Траяна полностью сохранились только мемориальная колонна и рынок.

Создатель форума был выдающимся ин­женером. Устройство площади на месте, куда Квиринальский холм врезывался ранее мощным отрогом высотой 38 м, представляло грандиозное даже по тем временам меро­приятие. Стало возможным связать комплекс форумов с Марсовым полем. Однако Аполлодор придал форуму Траяна традиционную замкнутость, – связь с городом осуществлялось главным образом по огибающим улицам. Комп­лекс императорских форумов, оставаясь чуж­дым телом в организме Рима, разрывал, а не связывал его районы (рис. 8.16).

Рис. 8.16. 1 – форум Веспасиана; 2 – Проходной форум; 3 – форум Августа; 4 – форум Цезаря; 5 – перистильный двор форума Траяна 126×126 м, конная статуя Траяна.

Отличительной чертой первоначального фо­рума Траяна был его вполне светский характер. Уже на форуме Веспасиана храм не выделялся отдельным объемом. На форуме Траяна он от­сутствовал вовсе. Геометрическим и идеологиче­ским центром всей композиции стала конная статуя Траяна. Поперечная ось ансамбля почти равноценна главной, чем подчеркивалась роль этой статуи в точке их пересечения. Форум с триумфальной аркой в качестве входа, со статуей в центре и с триумфальной колонной в глубине, был монументальным памятни­ком Траяну. Разноцветный мрамор колонн, облицовок и замощения, зо­лоченая бронза и белизна бесчис­ленных статуй и скульптур экзоти­ческих животных создавали велико­лепный, насыщенный формами и цветом ансамбль.

Громадная пятинефная базилика Ульпия располагалась поперечно, захватывая всю ширину форума Траяна. Ее рос­кошь раскрывалась только в интерь­ере, так как почти гладкий фасад с тремя едва подчеркнутыми входа­ми должен был служить спокойным фоном монументу. Мраморные ко­лонны, которые несли бронзовые стропила, разделяли нефы и отде­ляли большие боковые полукру­жия (рис. 8.17).

Рис. 8.17. Форум Траяна. Базилика Ульпия. Интерьер

Пройдя через базилику Ульпия, посетитель останавливался передтриумфальной колонной Траяна (113 г.).

Колонна была установлена между латинской и греческой библиотеками и потому была рассчитана скорее на подробное рассматривание по­крывающих ее рельефов, чем на об­щий вид в целом (рис. 8.18).

Памятник велик по абсолютным размерам (Н = 39,83 м). Из них только 100 футов (29,73 м) приходятся на самую колонну. Нижний диаметр колонны – 3,5 метра. Она была увенчана дорической капителью и бронзовой фигурой императора (по другой версии – бронзового орла с распростертыми крыльями) (рис. 8.19).

Стержень колонны сложен из семнадцати цельных барабанов паросского мра­мора. Полые внутри, они образуют пространство для ведущей наверх винтовой лестницы. Лента релье­фов обвивает колонну 23 завитками, расширяясь при удалении от зрите­ля (0,89 м внизу, 1,25 м – вверху). Вдоль огромной спиральной ленты общей длиной 250 метров были запечатлены сцены двух этапов Дакийской войны (103 и 105 гг.). Здесь было изображено не менее двух с половиной тысяч фигур (император Траян показан 93 раза!).

а б

Рис. 8.18. а – портрет императора Марка Ульпия Траяна;

б – база его триумфальной колонны на форуме Траяна в Риме

Рис. 8.19. Форум Траяна в Риме. Современное состояние

Колонна стоит на постаменте высотой 5 метров, внутрь которого был помещен золотой саркофаг с прахом императора и его жены Плотины. Над входом в усыпальницу была высечена надпись: «Сенат и народ римский императору Цезарю Нерве Траяну, Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, великому понтифику, наделенному властью трибуна в 17-й раз, императора в 6-й раз, консула в 6-й раз, отцу отечества для того, чтобы видно было, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения столь значительных сооружений…». В средние века статуя знаменитого императора, венчавшая колонну, была заменена бронзовой фигурой апостола Петра (рис. 8.20).

Рис. 8.20. Колонна Траяна. Гравюра XIX века, современное состояние

В начале ленты в нижней части колонны видны волны Истра (Дуная), из которого поднялся бог реки, взирающий на римские легионы. Они идут по знаменитому мосту, построенному Аполлодором. Далее разворачиваются сцены военного быта, осады и захвата городов, силуэты римских и дакийских крепостей, корабли, осадные машины и т.п. На верхних витках спирали показаны сцены гибели даков, бегущие к скалам женщины и дети. В свое время рельефы были раскрашены, отдельные детали позолочены. Каждая фигура на колонне выполнена очень тщательно. Некоторые детали можно рассматривать через лупу. Сверху рельефы были покрыты желтоватой защитной пленкой, состав которой до сих пор не разгадан. Размеры изображений тоже растут в расчете на равную видимость. Рельеф напоминает гигантский свиток – отчет о победонос­ных походах. Подробности быта, изо­бражение созданных тем же Аполлодором крепостей и моста через Ду­най говорят о том, что рельефы де­лались по его указаниям или рисун­кам. Постепенное расширение ленты кверху могло убить масштаб, зри­тельно приблизив верхние рельефы. Однако размеры капители и пьеде­стала, упругий энтазис и утонение стержня выбраны настолько удачно, что колонна не теряет монументально­сти (рис. 8.21).

Творческое наследие зодчего Аполлодора отмечает возврат к эл­линистическому направлению в трактовке ордера. Это был своеобразный протест против чрезмерной пышности в произведе­ниях школы Рабирия. Композиции Аполлодора отличаются широтой раз­маха, необычайной даже при сопо­ставлении с другими грандиозными постройками Рима.

а б

Рис. 8.21. Колонна Траяна: а – фрагмент рельефа; б – пьедестал, посвятительная надпись

Применяя ранее известные мотивы, он добивался но­вого качества масштабом сооружения и смелым повторением архитектур­ных форм. Так, большие полукру­жия встречались еще в памятниках республики и на фору­ме Августа. Аполлодор же впервые ввел по две пары громадных полу­кружий и в форум, и в тер­мы Траяна, построенные им в Риме. Аполлодор построил также ряд крепостей на северных границах империи и многопролетный мост через Ду­най, деревянные фермы которого опирались на каменные устои. Им написано несколько тракта­тов по строительной технике. Впо­следствии он попал в опалу и, воз­можно, был казнен за то, что раскри­тиковал проект храма Венеры и Ро­мы, разработанный императо­ром Адрианом: «Аполлодора, архитектора, построившего в Риме форум [Траяна], Одейон и гимнасий Траяна, Адриан сначала сослал, затем умертвил под предлогом совершенного им проступка, на самом же деле потому, что однажды, когда Траян с ним разговаривал относительно работ, тот сказал Адриану, говорившему какой-то вздор: «Иди, рисуй свои тыквы, потому что в этом деле ты ничего не понимаешь». Действительно, в то время Адриан гордился такого рода живописью. Став императором, Адриан оказался злопамятным и не потерпел свободы речи Аполлодора. Чтобы показать, что он может создавать большие сооружения и без него, Адриан послал Аполлодору чертеж (diagramma) храма Венеры и Ромы, спрашивая, хороша ли постройка; Аполлодор ответил, что ее следовало бы поднять вверх и подвести под нее цоколь: с возвышения она была бы виднее на Священной дороге и в подвале оказалось бы пустое место для машин, – таким образом, машины можно бы сосредоточить без того, чтобы их было видно, и они могли бы незаметно быть подведены к театру. Что же касается статуй, он ответил, что они несоразмерно велики в сравнении с высотою святилища. Он добавил: «Если бы богини захотели встать и выйти, они бы не могли этого сделать». Такой прямолинейный ответ раздосадовал императора и сильно огорчил его, ибо он сделал непоправим ошибку. Он не сдержал ни своего гнева, ни огорчения и предал Аполлодора смерти…» (Кассий Дион, Римская история, LХ1Х, 4).

Форум Траяна быстро стал центром сто­личной общественной жизни. Здесь происходили раздачи хле­ба, вина, масла и денег. Орга­низация этих раздач должна была протекать на рынке Траяна, многоэтажные здания которого рас­положены на террасах Квиринала (рис. 8.22).

Рис. 8.22. Рынок Траяна. Современное состояние

В состав рынка входи­ли лавки, где производилась раздача и продажа продуктов по пониженным ценам, сводчатый зал, где могли заключаться сделки на постав­ку товаров, административные помещения для управ­ления складами Остии и самого Рима. Интерьер зала и фасады из кирпича с кон­солями и наличниками из травертина связы­ваются с представлением о складах, портовых сооружениях и инсулах, то есть о массовой за­стройке древнеримских городов (рис. 8.23).

Рис. 8.23. Рынок Траяна. Конструкция полукружья

Своими размерами форум Траяна превзошел все прежние римские форумы, вместе взятые. Его общая площадь достигала четырех гектаров:

«Когда император Константин пришел на форум Траяна, – сооружение, единственное в целом мире, … он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские части, которые невозможно описать словами и которые никогда не удастся смертным создать во второй раз. Оставив всякую надежду соорудить что-либо подобное, он сказал, что хочет и может воспроизвести только помещенного в середине атрия Траянова коня, на котором красовалась фигура императора…. Стоявший подле него (персидский) царевич Ормизда… сказал на это со свойственным его народу остроумием: «Сначала прикажи, император, построить такую конюшню, если можно; конь, которого ты собираешься соорудить, должен так широко шагать, как и тот, который перед нами…» (Аммиан Марцеллин, XVI, 10, 14-17).

Форум Траяна, как и большинство памятни­ков того времени, не был первоначально связан с культом. Однако уже вскоре в глубине фору­ма, за базиликой Ульпия, возник храм обоже­ствленного Траяна. Его громадные размеры указывают на то значение, которое стало при­даваться императорскому культу в десятиле­тия, последовавшие за правлением Траяна.






Сейчас читают про: