Греческое» направление в творчестве императора Адриана. «Город Адриана», арка Адриана, Панэлленион в Афинах

Римский император Публий Элий Адриан (76-138 гг.) является одним из самых высокопоставленных зодчих в истории мировой культуры. Его таланты военачальника и администратора, художника и ученого причудливо сочетались с подозрительностью и крайней жестокостью. Во всех своих увлечениях – изобразительном искусстве, поэзии, архитектуре – он всегда жаждал первенства. Недаром один из его современников заметил: «Поневоле приходится признать самым образованным того, кто командует тридцатью легионами…».

В отличие от Траяна Адриан стремился к политической стабилизации. Много времени он посвящал укреплению границ империи на Рейне, Дунае, в Британии. В период его правления (117-138 гг.) римляне были вынуждены отказаться от завоевательной политики и перейти к укреп­лению границ. Наиболее знаменитым укреплением этой поры является так называемый Адрианов вал в долине реки Тайн. Он был построен воинами II, VI и XX Британских легионов примерно в 127 году н. э.

Длина стены, проходившей от устья Тайна до устья Сольвея, составляла примерно 112 км. Она была снабжена фортами, постами и башнями. Адрианов вал целиком построен из камня с высочайшим качеством. Он оставался границей Римской Британии вплоть до конца IV века. В этой стене на одинаковом расстоянии друг от друга стояли 16 фортов. Каждый из них вмещал когорту из 1000 пехотинцев или 500 всадников вместе с лошадьми. Вдоль Адрианова вала размещались на равном удалении друг от друга 79 милевых замков. В них были устроены казармы – жилые и служебные помещения для пограничников (рис. 8.24).

Являясь горячим поклонником эллинской культуры, император пытался синтезировать греческие и римские архитектурные традиции, создать универсальный «имперский стиль». В его творческом наследии явно прослеживаются две линии – «греческая» и «римская».

До принятия императорских регалий Адриан некоторое время был правителем Афин. Здесь он построил Адрианополь («Город Адриана») в восточной части греческой столицы. Здесь он восстановил храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) – громадный периптер, выполненный в коринфском ордере (рис. 8.25).

Внутри храма рядом с сидящей статуей Зевса, выполненной в хризоэлефантинной технике (копией творения Фидия) стояла колоссальная статуя римского императора, вальяжно опирающаяся на плечо громовержца.

Рис. 8.24. Стена Адриана в Британии, 127 г. Современное состояние

Рис. 8.25. Панэлленион (храм Зевса в Афинах). Современное состояние

«Храм Зевса Олимпийского соорудил римский император Адриан, и он же воздвиг замечательную его статую. Эта статуя замечательна не только величиною, превосходя другие статуи, если не говорить о родосских и римских колоссах, но и тем, что она сделана из золота и слоновой кости и, если принять во внимание её величину, сделана с большим искусством…» [Павсаний, I, 18, 6-9].

«Адриан посвятил храм Зевса Олимпийского в Афинах, в котором была воздвигнута его собственная статуя, и в нем он поместил змею, доставленную из Индии. Он торжественно отпраздновал Дионисии... Он разрешил грекам воздвигнуть храм в его честь, который получил название Панэллениона [Всеэллинского], учредил по этому случаю игры, дал афинянам много денег, годовой урожай хлеба и подарил всю Кефаллению…» (Кассий Дион, Римская история, LХ1Х, 16).

«А сколько храмов богов Адриан выстроил заново, сколько он украсил посвящениями и пожертвованиями, какие подарки он сделал эллинам, а также тем из варваров, которые к нему обращались, – все это написано в Афинах в общем святилище всех богов...» [Павсаний, I, 5,5].

На границе Адрианополя была установлена триумфальная арка «Ворота Адриана» (130 г.). Изящная, «невесомая» постройка совсем не походила на прочие триумфальные арки времен Римской республики и империи. Она как бы рассекла Афины на две части – более древнюю «греческую» и более позднюю «римскую» (рис. 8.26).

Рис. 8.26. «Ворота Адриана» в Афинах (130 г.)

На стороне арки, обращенной в сторону Афинского акрополя, сохранилась надпись: «Это город Тезея». На противоположном фасаде, обращенном в сторону Адрианополя, было написано: «Это город Адриана». В данном памятнике Адриан как бы подчеркивает гармоничное единство двух великих античных культур – на мощной римской арке шестиметрового пролета стоит изящная эллинистическая надстройка (портик коринфского ордера).

Адриан прекрасно понимал сущность исторически сложившихся различий между «стоечно-балочной» архитектурой Древней Греции и «арочной» римской. Поэтому многие из его построек в Греции (здание библиотеки в Афинах, афинский Пантеон, храм Геры и Зевса Панэлления, храм Посейдона Гиппия в Мантинее) были выполнены им в чисто эллинских традициях: «Адриан соорудил афинянам и другие здания, между прочим, храм Геры и Зевса Панэлления и храм «Всем богам» (Пантеон), в котором самое замечательное – сто колонн из фригийского мрамора; стены портиков – тоже из фригийского мрамора. Там же есть сооружение с позолоченным потолком, отделанное алебастром, украшенное статуями и картинами. Здесь же находится и библиотека. Есть и гимнасий имени Адриана; в нем сто колонн из ливийских каменоломен…» [Павсаний, I, 18, 6-9].

При нем произошли серьезные изменения в античной скульптуре. Каменные статуи перестали раскрашивать и украшать металлическими деталями. В глазах стали прорезать зрачок и радужную оболочку. Поверхность обнаженных участков тела стали полировать до зеркального блеска. Волосы и одежду оставляли матовыми, шероховатыми (рис. 8.27).

Рис. 8.27. Портреты Адриана, его жены Сабины и Антиноя (первая треть II века)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: