Римский Пантеон. Мавзолей Адриана в Риме

Пантеон, или «Храм всех богов» построен в правление Адриана заново (около 125 г. н.э.) на месте храма того же наименования, возвед­енного Агриппой в правление Августа (I в. до н. э.):

«В это время [35 г. до н. э.]. Агриппа украсил город на собственные средства…. Он также воздвиг храм, названный Пантеоном. Называется этот храм так, быть может, благодаря изображениям многих богов на [пьедесталах] статуй Марса и Венеры…Я же думаю, что название происходит от того, что храм имеет вид фолоса, напоминающего небо. Агриппа хотел там в водрузить статую Августа и присвоить зданию его имя. Но так как Август не разрешил ни того, ни другого, Агриппа поставил там статую первого цезаря, а в предхрамии – статую Августа и свою собственную.» (Кассий Дион, Римская история, LIII, 27).

Хотя надпись на фризе портика и назы­вает строителем Агриппу, но современные ис­следования показали, что от старой постройки ничего не сохранилось (рис. 8.37).

Рис. 8.37. Римский Пантеон (ок. 125 г. н.э.): а – современное состояние; б – реконструкция терм Агриппы с пристроенной ротондой Пантеона

Пор­тик с 16 коринфскими колоннами (из них 8 по фронту) служит входом в Пантеон. При обыч­ной для восьмиколонных римских храмов ши­рине портика, около 33 м, колонны относитель­но невелики (Н = 14 м). Поэтому расстояния между ними кажутся довольно значительными. До постройки Пантео­на конструктивный принцип купольной ротон­ды развивался в строительстве терм: диаметр купола возрастал от 21,5 м в Байских термах (вторая половина I в. до н.э.) до 38 м в Авернских (втерая половина I в. н.э.).

Однако ста­рая традиция препятствовала созданию такого же обширного сводчатого пространства в хра­мах, которые, как первоначальный храм Вене­ры и Ромы, все еще перекрывались стропила­ми. Только усиление и изменение религиозных настроений во II в. н.э. привели к использова­нию в культовом сооружении достижений гра­жданской архитектуры, прежде всего терм. Ротонда Пантеона имеет внутренний диа­метр 43,2 м с верхним отверстием 8,92 м. Частично сохранившийся над выступом ро­тонды второй фронтон свидетель­ствует об изменении высоты портика, внесен­ном в проект уже во время постройки. Кроме того, судя по направлению модульонов, наклон­ный карниз назначался для более пологого фронтона (рис. 8.38). Глад­кие, отполированные до блеска стволы колонн мягких темных тонов сочетаются с беломрамор­ными базами, капителями и антаблементом (рис. 8.39).

Бронзовые рельефы фронтона, покрытие пор­тика, громадные двустворчатые двери и от­дельные вставки из золоченой бронзы перекли­кались с такой же поверхностью купола (рис. 8.40).

Кольцевая стена пронизана до самых пят скуфьи разгрузочными арками. Их сложная пространственная система имела целью равно­мерно загрузить опоры. Таким образом, моно­литный бетон купола сочетается с системой разгрузочных арок в кольцевой стене. Весь бетон, от фундаментов до верха купола, выло­жен горизонтальными пластами с прослойкой большими кирпичами. Но кверху балласт делается все легче: в скуфье он состоит из од­ной только легкой пемзы.

Рис. 8.38. Колонный портик Пантеона

Рис. 8.39. Базы колонн входного портика Пантеона. Современное состояние

Облегчение балласта и уменьшение сечения купола кверху обеспечи­вают равновесие здания. Однако при осадке здания возникли трещины, которые повредили декор. Это вызвало в конце II в. н. э. реставрацию здания Септимием Севером. Ордер верхнего яруса за­менен в XVIII в. квадратными филенками.

Рис. 8.40. Купол Пантеона. Общий вид, макет

Основой всей композиции интерьера является полусферический купол с пятью рядами убы­вающих кверху кессонов. Купол как бы покоит­ся на кольцевой стене, высота которой равна его радиусу. Таким образом, в видимое подкупольное пространство вписывается шар. Стена разбита на два яруса: верхний значительно меньше нижнего и играет роль кругового атти­ка. Восемь громадных ниш увеличивают пло­щадь ротонды и облегчают толщу бетонной стены; отделяющие их колонны имеют целью зрительно восстановить нарушенное нишами единство стены и подкупольного пространства (рис. 8.41).

Рис. 8.41. Интерьер Пантеона. Опайон – световое отверстие в шелыге купола

Действительная бетонная конструкция Пан­теона весьма отличается от описанной компози­ционной схемы интерьера. Конструктивный купол представляет не половину сферы, а лишь плоскую скуфью. Нижняя часть видимого из­нутри купола с его большими кессонами до­бавлена, чтобы искусственно придать куполу вид полусферы. Сама скуфья и бетонная масса между кессонами монолитны.

Как показали но­вейшие исследования, в куполе нет кирпичного каркаса, чем опровергаются указания и рекон­струкции Пиранези, Шуази, Дурма. Кессоны не облегчали, а скорее утяжеляли конструкцию; однако бетонная масса между кессонами могла со временем начать работать как своего рода внутренние ребра, в какой-то мере увеличи­вающие устойчивость системы (рис. 8.36).

Истинная структура здания не отражена в его наружном виде. Раньше, покрытая мраморовидным стуком, скрывавшим разгрузочные ар­ки, и увенчанная позолоченной шапкой, ротон­да представлялась еще более монолитной, чем теперь. В интерьере верхний, декоративный, ярус стены скрывал арки шести больших ниш, подчеркивая значение апсиды и входной ниши с их профилированными архивольтами. На­правление от входа в глубину ротонды замы­калось этой апсидой, в которой стояла статуя Юпитера (рис. 8.42).

Рис. 8.42. Варианты реконструкции Пантеона и его купола

Рис. 8.43. Интерьер Пантеона. Статуя Юпитера Громовержца (этрусского Тинии)

В сонм богов, распределенных по большим и малым нишам, вводилась строгая субординация: все они были подчинены Юпи­теру, подобно тому, как вся империя – Риму. Разбивка стены интерьера на два яруса подчер­кивает роль и размеры купола. Кессоны пере­носят на купол представление о масштабе со­оружения, получаемое из сопоставления кажу­щегося ничтожным роста людей, больших ста­туй богов и обрамлявших их эдикул, и высоты двух ярусов. Группы то фиолетово-красных, то золотисто-желтых колонн и пилястр нижнего ордера, многоцветность верхнего пояса и пола, белый мра­мор капителей и антаблементов, сверкавшая бронза статуй и обрамления верхнего отверстия могли бы создать пестроту. Но подкупольное пространство наполнено льющимся сверху све­том; поэтому контрасты цвета смягчаются в рассеянных и в отраженных от пола лучах. Перегруженность и пестрота, нечеткие сочета­ния прямых и криволинейных элементов (ан­таблемента с архивольтом больших арок) не бросаются в глаза при мягком свете. Все кон­трасты разрешаются в общем впечатлении уравновешенности окружающего пространства и поверхности стен, сходящейся к круглому от­верстию купола. В результате создается ощу­щение необычайного покоя, т.е. как раз того, чего не было в быту и формальном культе Ри­ма и к чему так стремилось римское общество. Идея купола, как бы изображающего небесный купол, была высоко оценена современника­ми. Теперь мраморный портик Пантеона, объеди­ненный с обнажившейся кирпичной поверх­ностью ротонды, напоминает об инженерной ос­нове римской архитектуры и о массовой за­стройке больших городов. Это сочетание при­дает Пантеону в его современном виде значе­ние памятника, представляющего архитектуру императорского Рима в целом.

Гигантская ротонда Римского Пантеона при кажущейся простоте объемно-пространст- венного решения представляет собой сложнейшую космологическую систему. В ней были синтезированы наиболее популярные схемы мироздания, разработанные в странах Востока и античных государствах. Своим главным входом храм обращен на север – типичная ориентация древнеегипетских пирамид, «нацеленных» на приполярные созвездия. Согласно этрусской мифологии, на севере обитает верховный бог этрусков и римлян – Тиния (Юпитер). По периметру ротонды для облегчения стен были предусмотрены 16 «пустот» (вход, полукруглые и прямоугольные ниши и разгрузочные камеры) (рис. 8.44-а).

а б

Рис. 8.44. Римский Пантеон, 125 г.: а – план; б – поперечный разрез

Именно так выглядел небесный храм (Templum) этрусков, населенный «добрыми» и «злыми» божествами. Храм имеет строго осевую планировку и отдаленно напоминает трехцелловый ареостиль этрусков, у которого средняя целла (святилище) преобразовалась в ротонду.

Интерьер Пантеона имеет ярко выраженное трехчастное членение по вертикали:

- нижний ярус с колоннадой и нишами высотой 13 м;

- средний ярус (аттик, украшенный пилястрами) высотой 8,7 м;

- купол («небесный свод»), украшенный пятью рядами кессонов.

Семь членений (колоннада, аттик и пять рядов кессонов) дали священную космическую «семерку» (7 дней недели, 7 небес, 7 небесных светил, видимых невооруженным глазом, и т. п.). В те времена семичастную вертикальную структуру имели многие башенные сооружения, в том числе и знаменитая Вавилонская Башня. Интересно, что количество кессонов по окружности равняется 28 (количество дней в вавилонском лунном календаре).

В интерьер ротонды можно вписать огромный шар – античный прообраз Земли (рис. 8.44-б). В центре ее горит «вечный огонь», поддерживаемый богиней Гестией. Как утверждал Пифагор, «Совершенные фигуры – это шар и круг. Значит, Земля должна представлять собой шар и двигаться по кругу. Земля движется вокруг центрального огня, потому что центр – наиболее достойное место, а огонь наиболее достоин занимать это место…». Роль этого «центрального огня» в Пантеоне играл вертикальный световой луч, проникающий внутрь через опайон – круглое отверстие в потолке диаметром 8,92 метра.

В интерьере ее установлены двухцветные колонны. Капители их выполнены белыми (прием, апробированный в храме Венеры и Ромы), а стволы – золотисто-желтыми и красно-фиолетовыми. Здесь также применена «волнообразная колоннада», квадратный рисунок кессонов, аналогичный кессонам храма Венеры и Ромы. Все это говорит о том, что автором проекта Пантеона был император Адриан. Желая создать модель Templuma или «Римской Ойкумены» для всех граждан империи, он смог насытить интерьер ротонды космологическими символами всех подвластных Риму стран и народов.

Даже в композиционном решении мавзолея Адриана (137-139 гг.) на правом берегу Тибра император попытался слить воедино принципы культового зодчества Запада и Востока – квадратный подиум «Царства Плутона» (высота 13 метров), мощный цилиндр «Земли» и конический «Небесный Свод» с бронзовой колесницей Гелиоса-Адриана на вершине: «Адриана похоронили у самой реки, близ Элиева моста. Там ему был построен памятник. Действительно, усыпальница Августа [см. № 1571] была переполнена, и в нее больше никого не клали…» (Кассий Дион, Римская история, LXIХ, 23) (рис. 8.45).

Рис. 8.45. Фасад мавзолея Адриана. Реконструкция

Мавзолей, законченный преемником Адриана, императором Антонином Пием («Благочестивым»), стал символом вечности и незыблемости Рима, апофеозом «космополитизма» и творческих исканий венценосного зодчего: «Когда Адриан умер в Байях, Антонин Пий [138-161 гг.] благоговейно в почтительно перевез его останки в Рим и похоронил в садах Домиции…» (Капитолин, Антонин Пий, 5). Здесь были похоронены все римские императоры от Адриана до Антонина Каракаллы (217 г.) (рис. 8.46).

Рис. 8.46. Мавзолей Адриана в Риме (139 г.). Реконструкция фасада, макет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: