double arrow

Монопсония. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Квазимонополия

Квазимонополия – это такая рыночная структура, где имеется одна большая фирма, задающая тон, т.е. устанавливающая цену на рынке, и много мелких фирм.

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная структура, при которой на рынке:

а) работает много фирм, каждая из которых является полумонополистом в некоторой нише, то есть в пределах ниши она одна продает этот товар (например, рубашки Пьера Кардена). Точнее каждая фирма имеет некую нишу на рынке, в которой она является монополистом. Но этот продукт имеет продукты-заменители, поэтому если фирма слишком сильно начнет повышать цену, то клиенты уйдут к другой фирме;

б) каждая из фирм имеет падающую кривую спроса, эластичность которой меньше, чем у фирм, работающих на рынке совершенной конкуренции, но больше, чем у монопольных фирм;

в) вход и выход на рынок свободный.

При монополистической конкуренции монополизм, весьма ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но различные по внешнему виду, качеству и т.д.

Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции, а только несколько сужает рынок, т.к. все равно останутся те, кто настойчиво предпочтут продукцию данного производителя.

В условиях монополистической конкуренции в пределах своей «ниши» фирмы ведут себя как монополисты. Однако высокая конкурентность рынка (вход и выход на рынок свободный) и довольно узкие возможности монополистического поведения позволяют фирме получать сверхприбыль только в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде, так же как в условиях совершенной конкуренции, экономическая прибыль фирмы равна нулю.

· власть над ценой весьма ограничена, наличие товаров-заменителей;

· ценовая конкуренция – эластичность спроса невысока, поэтому получить сверхприбыль от расширения продаж затруднительно;

· неценовая конкуренция (реклама, маркетинговые исследования) – расширяет спрос, но увеличивает издержки;

· невысокие барьеры на вступление в отрасль.

Таким образом, ценообразование при монополистической конкуренции более конкурентное, чем монополистическое. Цены более подвижны и не завышены так, как в условиях олигополии и монополии, что означает меньшие потери для потребителя и общества.

Если термин монополия означает «один продавец», то монопсония – это «один покупатель».

Монопсония – это рыночная структура, в которой много продавцов и только один покупатель. Например, в одном из северных районов – только одна рыбная база, куда все рыболовы обязаны сдавать рыбу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: