Понятие стратегического управления человеческими ресурсами

Тема 1. Методология стратегического управления человеческими ресурсами

1. Понятие стратегического управления человеческими ресурсами.

2. Объект и предмет стратегического управления ЧР.

3. Цели и задачи изучения дисциплины СУЧР. Место дисциплины в системе других дисциплин магистерской программы.

Понятие стратегического УЧР можно определить следующим образом:

«Все действия, влияющие на поведение индивидуальных работников в процессе формулирования и удовлетворения ими стратегических потребностей организации» (Schuler, 1992).

«Устойчивая схема спланированного использования человеческих ресурсов и действий, направленных на обеспечение выполнения компанией поставленных целей» (Wright and McMahan, 1992).

Стратегическое УЧР - это подход к принятию решений относительно намерений и планов компании в области трудовых отношений, а также при формировании политики и практики в сфере найма, обучения, развития, управления эффективностью, оценки работы персонала и межличностных отношений. Этот подход является одной из основных составляющих корпоративной или деловой стратегий компании.

В сферу интересов стратегического УЧР входят отношения между управлением человеческими ресурсами и стратегическим управлением в компании. Стратегическое УЧР указывает на общее направление движения компании на пути к достижению своих целей посредством управления людьми. Известно, что человеческий капитал является мощнейшим источником конкурентного преимущества и, как показывают последние исследования, именно люди претворяют в жизнь стратегические планы, поэтому менеджеры высшего звена должны в полном объеме учитывать эти факторы при разработке корпоративных стратегий. Стратегическое УЧР составляет неотъемлемую часть стратегических планов. Стратегическое УЧР занимается широким кругом организационных вопросов, касающихся изменений культуры и структуры, повышения эффективности и производительности труда, подбора ресурсов для удовлетворения будущих потребностей компании, развития отличительных способностей и управления изменениями.

Этот подход связан с выработкой требований к человеческому капиталу и развитием способности управления процессом, т.е. умения выполнять действия наиболее эффективным способом. В более широком смысле стратегическое УЧР затрагивает все ключевые кадровые вопросы, которые оказывают влияние или зависят от стратегических планов компании. По словам Боксалла (Boxall, 1996): «Важнейшие аспекты УЧР, связанные с выбором руководящей и направляющей силы и формированием позитивных моделей трудовых отношений, являются стратегическими вопросами любой

компании».

Значение стратегического УЧР определяется четырьмя факторами:

1. Использование планирования.

2. Целостный подход к выработке систем управления персоналом и управление ими, на основе политики в области трудовых отношений и кадровой стратегии, базирующихся, как правило, на «философии» компании.

3. Согласование деятельности и направлений политики УЧР с принятой бизнес-стратегией.

4. Отношение к персоналу компании как к «стратегическому ресурсу» для достижения «конкурентного преимущества».

Основными характеристиками стратегического УЧР являются:

Организационный уровень, поскольку разработка стратегий

предполагает принятие решений относительно ключевых целей,

политики и распределения ресурсов; их формулирование,

как правило, происходит на самом верхнем уровне компании.

Целенаправленность - стратегии ориентируются на потребности

компании и концентрируются на ее эффективности; в связи

с этим люди рассматриваются прежде всего как ресурсы,

требующие управления для достижения компанией своих

стратегических целей.

Комплексность - стратегии, по сути, имеют характер обобщающих

схем, которые одновременно предполагают широту охвата,

ситуационную обусловленность и интеграцию всех элементов.

Они включают комплекс целей и действий в области

ЧР, которые должны быть адекватными условиям внешнего

окружения, взаимоподдерживающими и синергическими.

Распределение ролей - из вышесказанного следует, что процесс

создания стратегий в основном является ответственностью

линейных менеджеров, а персонал играет лишь вспомогательную

роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: