Линейная модель

Циклическая модель

Модели социальной динамики

-) Языческая идея «вечного возвращения»

Х арактерна для языческих мифологических систем, в которых развитие повторяло природные циклы – смену суток и времен года.

-) Циклизм локальных цивилизаций

Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Д. Тойнби

Развитие культур рассматривается как результат диффузии культурных элементов из одних замкнутых географических ареалов («культурных кругов») в другие.

-) Концепция «кругового» развития европейских новых правых

Противопоставляет учению о прогрессе идею «вечного возвращения». Реализация христианско-линейной эволюционной модели имплицитно содержит в себе идею универсализма истории, которая рассматривается в качестве одной из причин кризиса европейских ценностей. Развитие объявляется свободным от каких бы то ни было законов, как рукотворно-божественных, так и естественно-природных. Мироздание изменяется на основе произвольного столкновения мировых центров силы, однако этот произвол приводит к общему возвращению всех сил в первоначальное состояние.

Регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим; деградация, понижение уровня организации, изменения к худшему.

Инволюция (лат. involutio – свёртывание; завиток) – обратное развитие.

-) Христианская модель инволюции мирозданияА. Августина и Ф. Аквинского

Предполагает идею деградации материального мира по мере его развития, что приведёт, в конечном итоге, ко всеобщему нравственному падению и явится моральным оправданием для уничтожения материального мира и соединения человеческих душ с Богом в мире божественном.

-) Процесс солидификации Вселенной Р ене Генона

Развитие мироздания и социума состоит в движении от чистой духовности к низвержению в материю, где находят своё выражение самые зловещие возможности проявления. Оплотнение («солидификация») мира выражается в превращении «качества в количество». В мироздании «земной рай» превращается в каменный, кристаллический, а затем в металлический ад. В сфере мысли наблюдается постепенное помрачение («оккультация») высших принципов, которые со временем становятся недоступными для большинства людей. Традиция теряет свой эзотерический характер, приобретает характер религиозный. Синхронным образом в социальных отношениях теократия сменяется монархией, затем демократией и охлократией.

Общественный прогресс (лат. progressus – движение вперёд) – тенденция развития, которая характеризуется переходом от низших социальных норм к более высшим, от менее развитых общественных форм к более развитым.

Трактовки прогресса:

-) в плане освобождения человечества от религиозного невежества (П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.О. де Ламетри),

-) в сфере роста и совершенствования научных знаний (Ф. Бэкон, Р. Декарт, О. Конт, Д.С. Милль, К.А. де Сен‑Симон),

-) в морали (И. Кант),

-) в плоскости развития человеческого духа (И.‑Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель),

-) в степени осознания необходимости построения справедливого общества (Т. Мор, Т. Кампанелла).

-) Хилиастическая концепцияИоахима Флорского

Учение о трёх веках (царствах):

--) Царство Отца – эра Ветхого Завета – люди живут сообразно плоти и поклоняются Богу из чувства страха;

--) Царство Сына – распространение христианства;

--) Царство Св. Духа – упразднение церковной и государственной иерархии, освобождение людей, эпоха братства и свободы – «тысячелетнее царство» (хилиазм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: