double arrow

Трактовки сущности идеологии

-) Марксизм

--) идеология – ложная форма отражения действительности, содержащая в себе материально-экономические интересы различных социальных групп и классов (К. Маркс).

-) Неомарксизм

--) это ложная форма общественного сознания как следствие идеологической ложности самой действительности, в которой человек находится по прессом манипулятивного воздействия (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас);

--) идеология маскирует не только классовое, но и расовое, гендерное угнетение, колониальный гнет, навязывая социуму стандарты культурной идентичности

---) через практики и отношения,

---) посредством символов и идей,

---) через господствующий дискурс и

---) путём культурных установок (паттернов)

(Й. Ларрейн, Т. Иглтон, Р. Будон, Т. Болл, Р. Даггер).

-) Структурный марксизм

идеология есть не ложная интерпретация реальности, а ложная интерпретация отношения индивида к реальным условиям его существования (Л. Альтюссер, Э. Балибар, Ж. Рансьер, Р. Эстабле, П. Машери).

-) Функционализм

--) идеология ориентирует на социальное действие и поведение (Н. Луман).

-) Социология знания

--) тип классового мышления, разрушающий единство наций и государств как «коллективных личностей», которым свойственна особая форма сознания (М. Шелер);

--) рационализация интересов господствующего класса, которому противостоит утопия как эмоциональное выражение надежд оппозиционных классов (К. Мангейм).

-) Структурализм и постструктурализм

--) значение знака в идеологиях определяется не референтом, но отношением к другим знакам (Ф. де Соссюр);

--) дискурс, выражающий волю общества к фантазиям и самообманам. Это процесс поиска врага, выступающего в качестве компенсации собственной идентификационной недостаточности (С. Жижек);

--) вербализация смысла и иллюзий человека, благодаря чему субъект интерпеллирует, «распознает» себя, «окликается» идеологией (М. Пешо).

-) Социальная феноменология

--) ядро идеологии – жизненный мир (нормы, ценности, взгляды, обыденные представления) (А. Шютц).

-) Социология масс-медиа

--) идеология конструирует и схематизирует интерпретации социальной реальности, выступая инструментом социального управления и технологией манипуляции (С. Холл, А. Толсон, Дж. Лалл, Д. Крото, А.Р. Тузиков).

-) Социолингвистический и дискурсивный анализ

--) социальная реальность дискурсивно конструируется с помощью определённых языковых и понятийных средств, которые определяют порядок функционирования обозначаемых ими социальных объектов (М. Фуко);

--) язык есть материализованное проявление идеологии (К. Гирц, Р. Барт, О. Балабан, К. Лефорт, Т. Ван Дайк);

--) языковые дискурсивные конструкции формируют взаимоотношения между людьми (Г. Гарфинкель, Г. Саке, Е. Шеглофф);

--) речь выступает разновидностью идеологии (Г. Кресс, Р. Ходж, Р. Фаулер).

-) Релятивизм

--) идеология истинна лишь для себя самой (Х. Зайферт);

--) с помощью идеологии общество фиксирует значения в рамках тех или иных дискурсов при открытости вопроса об инстанции истинности (Э. Лаклау).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: