Идеология и наука
Идеология как матрица социально значимых смыслов
Формы и содержание идеологии как матрицы социальных смыслов обозначаются:
-) через понятие «габитус» как общепринятой установки в восприятии социальной действительности, как навязываемый образ действия, вошедший в привычку (П. Бурдье);
-) через понятие «идеологический фантазм» (С. Жижек);
-) как «вторичная семиологическая система» (Р. Барт);
-) как «метарассказы», претендующие на истинность (Ж.‑Ф. Лиотар);
-) через понятие «взгляд» как до‑аналитический когнитивный акт, до-мыслительное ощущение того, как функционирует окружающий мир (Т. Совелл);
-) разрешение проблемы презентативности мира в сознании человека преподносится через понятие «жизненный мир» в котором поток явлений унифицируется субъектом в форму смыслосодержательной системы (Э. Гуссерль);
-) идеология позволяет выдать желаемое за действительное путём синтезирования того, что люди знают (факты) и того, что они хотят знать (ценности), подводя таким образом соответствующую мотивацию под убедительные для большинства стандарты оценок (О. Балабан);
|
|
-) «идеологический дискурс публичной сферы» возникает в любом обществе в силу существования в нём объективной потребности в интерпретации сообщений в «общественно-преобладающих» смыслах (А. Гоулднер);
-) как «коммуникативный разум» (Ю. Хабермас);
-) через понятие «роднящий дух» (Е.С. Шевченко).
-) идеология – ложная форма отражения действительности, которая должна быть заменена социальной наукой – марксизмом (К. Маркс, Ф. Энгельс);
-) «научная идеология» (марксизм) способна отражать на данном этапе развития человечества интересы самого прогрессивного, передового класса (пролетариата) (В.И. Ленин);
-) обусловленность критериев научности интересами господствующего класса (Д. Лукач);
-) идеология как маскирующаяся под научность не научная форма знания (Т. Гейгер);
-) к идеологии относится всякое знание, функционирующее в контексте любых властных отношений в обществе (М. Фуко);
-) невозможность социальных наук выйти за пределы репрезентативности интересов, в силу чего любая наука об обществе обречена быть идеологичной (П. Рикё);
-) признание вечности социальных противоречий, которые подпитывают научный способ восприятия реальности, тем самым его искажая (Л. Альтюссер);
-) попытка снять эпистемологическую напряженность между наукой и идеологией через попытку нащупать взаимосвязь научности с интересами господствующе-прогрессивного класса (М. Баррет, Й. Ларрейн, Дж. Томпсон).
-) Концепции «конца идеологий»
Идеология – система ложных социальных идей, которые искажают, мистифицируют действительность и используются той или иной общественной группой с определенными целями.
|
|
--) Теория деидеологизации (Д. Белл, Э. Шилс, Л. Фойер, С. Липсет, З. Бжезинский, К. Мангейм) – идеология – форма ложного, мифологизированного сознания, скрывающая истинное положение вещей, в связи с чем на смену идеологиям придёт социальная наука.
--) Социальный позитивизм (Т. Гейгер, Э. Топич, Г. Альберт) – идеология есть ценностное коллективное бессознательное определенных групп, затушевывающее реальные условия бытия общества. При этом допускалась возможность, вооружившись позитивистским научным методом, адекватно познать социальную реальность.
--) Либеральные философы (И. Берлин, Д. Боуз, К. Поппер, А. Ренд, Р. Рорти) – общественные науки должны развиваться в свободном от идеологических постулатов, принципов и пристрастий режиме. Идеология как форма мистифицированного отражения действительности должна отмереть, освободив место «вечным», «общечеловеческим» либеральным установкам.
--) Концепция «конца истории» (Ф. Фукуяма ) – с окончанием «холодной войны» мир приблизился к конечной точке идеологической эволюции человечества, которая выражается в повсеместном распространении демократии и либерального мировоззрения. После окончательной и полной победы либерализма необходимость в существовании других идеологий полностью отпадёт.
-) Концепции «вечности идеологий»
--) Теория реидеологизации (Дж. Лодж, А. Винер, О. Лемберг, Я. Барион) – цель идеологии – выполнение общественно-значимых функций управления, воспитания, мировоззренческого самоопределения человека и социальных групп. Идеология служит государственным интересам, она обосновывает и утверждает авторитет власти, а составляющие её философские основы коренятся в чувстве веры.