Эволюция социальных общностей
Теории глокализации
Глокализация (глокализм) (от лат. global – всемирный и local – местный) –– процесс сложного переплетения глобальных тенденций общественного развития и локальных, местных особенностей культурного развития тех или иных народов.
Диалектика глобального и локальногоР. Робертсона, У. Бека, М. Эпштейна – глобализация как нечто тотальное, громадное и внешнее стремится подавить все альтернативные тенденции развития, однако выражается в мелких проявлениях на местном, локальном, житейском уровне. Локальное выступает как аспект глобального и существует в режиме столкновения локальных культур (столкновение локальностей) в рамках государств. Государства же претерпевают трансформацию из своей национальной формы в национально-государственные общности, которые превращаются в арену столкновения различных транскультурных способов коммуникации, разнородных стилей жизни, разнообразных представлений об ответственности и мозаичных механизмов этнической идентификации.
|
|
Традиционное общество (премодерн, домодерн) (доминация – с сер. I тыс. до н.э. – XV век) – отличается доминированием в социуме религиозной составляющей, человек социализируется в качестве составной части общины, полиса, семьи, рода, клана, касты, сословия. Общество построено на естественной (органической) совместной жизни группы людей, связанных происхождением, мировоззрением, общими жизненными установками, единой судьбой и надеждами на будущее. Общество культивирует идеологические механизмы, направленные на интеграцию индивидуума в атмосферу религии, обычаев, привычек, стереотипов, традиций, заветов предков.
В обществах традиционного типа, в силу объективной неразвитости общественных взаимоотношений, каналы социальной коммуникации функционируют в пределах семьи, рода, общины, сословия, той или иной хозяйственной единицы. В традиционном обществе идеологические функции, связанные с контролем, управлением, мобилизацией и активизацией народных масс вокруг решения общих задач выполняет религия. При этом религия эффективно реализует свои социально консолидирующие функции в силу инертности социума, обусловленной отсутствием развитой информационной инфраструктуры (средств массовой коммуникации) и крайне низким уровнем подготовки потребителей информации (неграмотность реципиентов).
Черты традиционного общества:
-) господство религиозных представлений в трактовке реальности;
-) низкий уровень жизненной активности, связанный с рассмотрением земного существования как этапа для подготовки к потустороннему бытию;
|
|
-) социальные отношения выстраиваются на основе общности происхождения и единства перспектив развития, что влечёт за собой жёсткую систему социальной иерархии;
-) политика не воспринимается как особая, независимая от религии сфера бытия социума, а политическая власть трактуется как одна из форм реализации божественной воли;
-) натурально-потребительский характер хозяйствования носит, по большей части, аграрный характер и ориентируется на удовлетворение насущных потребностей, а не на рост производства товаров и развитие услуг.