double arrow

Управление затратами предприятия


Процесс управления затратами носит комплексный характер и предусматривает решение вопросов формирования издержек производства как отдельных видов продукции, так и по всей их совокупности, установление продажных цен по каждому изделию и определение их рентабельности, выявление и практическое использование резервов экономии затрат и снижения себестоимости, осуществления контроля за состоянием и характером изменения фактической себестоимости и величины затрат по сравнению с плановыми показателями. Управление затратами предприятия есть прогнозирование и планирование, нормирование затрат, организация их учета и калькулирование себестоимости. Непосредственно в процессе управления издержками и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования ресурсов и максимизация отдачи от них. Каждое предприятие должно предусматривать использование разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления затратами:

- при прогнозировании, оценке ожидаемой величины затрат и установлении показателей себестоимости продукции с целью выявления путей развития предприятия;

- в процессе планирования, т. е. обоснования величины затрат и себестоимости продукции на предстоящие один-два года с учетом организационного уровня производства;

- при нормировании, определении оптимального размера затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве запланированной к выпуску продукции;

- в процессе улучшения учета фактических затрат, обоснования калькуляции себестоимости продукции;

- при анализе затрат и себестоимости продукции путем сравнения фактических показателей с плановым;

- в процессе контроля и регулирования показателей по ходу хозяйственно-финансовой деятельности;

Рассмотрим основные понятия в себестоимости продукции.

Экономический элемент - первичный однородный вид затрат, который на уровне предприятия невозможно разделить на составные части.

Статья калькуляции –отдельные виды затрат, которые образуют себестоимость видов продукции в целом. В основу классификации положено отношение затрат к способу их включения в себестоимость (прямо или косвенно).

Переменные затраты – это затраты, которые изменяются пропорционально выпуску продукции (например, прямая зарплата).

Постоянные затраты– это затраты, которые не изменяются с изменением объема выпуска продукции или степени загрузки производственных мощностей (например, амортизация, рентная плата, оплата за телефон).

Косвенные затраты - это затраты, связанные с производством нескольких или всех видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции путем их условного распределения, пропорционально установленной на предприятии базе распределения.

Пример 1

1. Основные затраты при производстве 150 шт. изделия А – 400 тыс. руб.

2. Основные затраты при производстве 250 шт. изделия В – 500 тыс. руб.

3. Основные затраты при производстве 300 шт. изделия С – 100 тыс. руб.

Определить величины косвенных расходов.

Решение.

1. Определяем общую зарплату:

400 тыс. руб. + 500 тыс. руб. + 300 тыс. руб. =12000 (тыс.руб.)

2. Определяем коэффициент распределения косвенных расходов:

Таблица 4.1.

Распределение косвенных затрат пропорционально основной заработной плате

  А 150 шт В 250 шт С 100 шт Всего
1. Основная з /п (тыс.руб.)
2. Косвенные расходы (тыс.руб.)
3. Косвенные расходы на единицу продукции (тыс.руб./шт.) 4,5 нет экономи-ческого смысла

3. Определяем косвенные расходы по отдельным видам продукции:

400х1,5=600 (тыс.руб.)

500х1,5=750 (тыс.руб.)

300х1,5=450 (тыс.руб.)

4. Определяем косвенные расходы на единицу продукции:

600/150=4 (тыс.руб./шт.)

750/250=3 (тыс.руб./шт.)

450/100=4,5 (тыс.руб./шт.)

Графическая интерпретация косвенных затрат (рис.).

Рис. 4.4. Косвенные расходы

N – объем выпуска продукции.

Постоянные затраты (FC) могут изменяться, но изменяются скачкообразно. Объем производства от N1 до N2 называется приемлемымдиапазоном объемов производства. Это область релевантности, которая характеризует определенный объем производства, при котором существует устойчивая взаимосвязь между N и C, PF.

Объем продаж, при котором выручка от реализации продукции полностью покрывает все затраты на производство этой продукции называется критическим объемом продаж (точка безубыточности).

Пример 2.

Количество единиц проданной продукции составляет 12000 шт., цена за единицу 300 руб., объем продаж в сумме 3600 тыс. руб. (120000,3). Переменные затраты составили 2304 тыс. руб., а на единицу про­дукции 192 руб., общая сумма постоянных затрат (не зависят от объема про­даж) 1051,2 тыс. руб. Условия: переменные затраты на единицу продукции величина постоянная. Постоянные издержки на единицу продукции уменьша­ются с увеличением объема производства. Все затраты составили 3355,2, а в расчете на одно изделие - 279,6 руб.

При решении используем формулу:

Пр = Рх-(а + вх),

где Пр - прибыль от реализации;

х - количество проданных единиц продукции;

Р - цена реализации;

в - переменные издержки на единицу продукции;

а - совокупные постоянные издержки.

Решение

Точка безубыточности будет на том уровне производства (х), на кото­ром а+вх=Рх-Пр. Подставив цифровые данные, получим

1051200+192х=300х-0; 300х-192х= 1051200 х=9733,3 «9733 шт. - минималь­ное количество изделий, которое необходимо продать для возмещения всех затрат, а в стоимостном выражении на 2919900 руб. (2919,9 тыс. руб.). Только продажа каждой дополнительной единицы сверх уровня (точки) безубыточно­сти будет приносить предприятию прибыль.

Коммерческие расходы являются преимущественно пере­менными. В каждом конкретном случае эти вопросы надо тща­тельно изучать и на этой основе предприятия должны принимать решения о делении издержек по указанной классификации.

Общая величина издержек определяется как сумма посто­янных и переменных затрат. При решении вопросов о расшире­нии или сокращении производства и реализации на первый план выходит умение определить характер изменения издержек обра­щения. Подобные издержки прироста и сокращения называются собственно предельными издержками.

Величина собственных предельных издержек представляет собой изменение величины общих издержек, происшедшее в ре­зультате изменения величины производства и реализации про­дукции на одну единицу. Под предельными издержками понимается средняя величина издер­жек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникших как следствие изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу. При расчете прирост (уменьшение) общих издержек в сумме делится на размер увели­чения (уменьшения) объема произведенной и реализованной продукции.

Определенное значение имеет классификация и по ряду других признаков. Так, в зависимости от участия в производст­венном процессе различают производственные затраты и внепроизводственные (коммерческие). Первые (производственные) связаны с изготовлением товарной продукции (изделий, работ, услуг) предприятия, определяют ее производственную себестоимость. Это имеет значение и при оценке запасов готовой продукции. Что касается второго вида затрат (коммерческих), то они в совокупности с производственной себестоимостью образуют, как это было указанно выше, полную себестоимость.

Издержки необходимо изучать и с позиции целесообразности расходования - целесообразные, производственные затраты для данного производства и непроизводственные, которые образуются в связи с имеющимися недостатками в технологии и организации производства (брак продукции, потери от простоев и др.)

Имеются и другие подходы к классификации. Но подробно рассматривать их здесь нет необходимости. Их используют при решении различных задач развития деятельности предпри­ятий. Так, статьи затрат можно разделить на одноэлементные (имеющие в своем составе один вид затрат) или комплексные. Это имеет важное значение при принятии решений по итогам анализа издержек, осуществлении мер по их экономии и т. п. Все виды затрат можно разделить на те, которые можно планировать, и те, что не должны планироваться (непроизводительные затра­ты). Из приведенных выше положений видно, что по периодич­ности возникновения затраты делятся на текущие и единовре­менные (освоение новой продукции и т. д.).

В целях обеспечения эффективного управления издержками предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий:

- увеличить производство конкурентоспособной продукции;

Обеспечивать качественной и реальной информацией о себестоимости отдельных видов продукции;

- использовать возможности гибкого ценообразования;

- предоставлять объективные данные для составления финансового плана и бюджета предприятия;

- иметь возможность оценивать деятельность каждого структурного подразделения с финансовой точки зрения;

Принимать обоснованные и эффективные решения.

Предприятие должно учитывать две составляющие в деле управления издержками – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – себестоимость реализованной продукции.


Сейчас читают про: