double arrow

Доходы и расходы предприятия. Управление финансовыми ресурсами

Обобщающим результативным показателемпроизводст­венно-финансовой деятельности промышленного предприятия и источником финансовых накоплений является прибыль.Вэко­номической литературе приводится много убедительных доказа­тельств важной роли прибыли как показателя, который выражает долгосрочные цели развития хозяйственной деятельности пред­приятия, достигнутый эффект, выступает стимулом к повышению результативности работы, основой расширенного воспроизводства.

Распределение выручки и расходов по укрупненным ви­дам затрат дает возможность назвать и оценить все виды прибы­ли и выполнить глубокий анализ ее слагаемых по данным отчета о прибылях и убытках.

Из всех видов прибыли необходимо обратить внимание на наиболее значимые. Прибыль (убыток) от реализации называется операционной. Она характеризует, какой результат имеет предприятие от сбыта продукции, без учета всех других факторов.

Другой важный показатель – это прибыль (убыток) отчетного года (балансовая, валовая прибыль), которая опреде­ляется исходя из прибыли от реализации, ее изменений, связан­ных с различными операционными доходами и расходами, участием в деятельности других предприятий внереализационной деятельностью.

Целью финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его собственников является получение чистой прибыли. Для достижения этой цели собственники вкладывают свой капитал, привлекают заемные средства и организуют хозяйственно-финансовую деятельность наиболее рационально и экономно.

Для оценки хозяйственно-финансовой деятельности, анализа результативности и эффективности производства отдельных видов и всей продукции используют показатели рентабельности. Основным принципом расчета этих показателей эффективности является сопоставление определенных видов прибыли с объемами продаж и производства, используемыми ресурсами и затратами (себестоимостью).

Финансы – это система экономических отношений, выражающих формирование и использование денежных средств в процессе хозяйственного оборота.

Финансовый механизм – это система финансовых рычагов воздействия на предприятие, стимулирующая планирование, прогнозирование деятельности в целях получения прибыли в условиях существующей финансовой среды.

Финансовые ресурсы предприятия –денежные средства, имеющиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта.

Себестоимость –затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежном исчислении. Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку, используемую в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

с биржами со страховыми организациями с инвестиционными фондами
Финансовый механизм предприятия
Управление финансовыми отношениями
Основные средства Оборотные средства
с поставщиками сырья с покупателями продукции с транспортными и строительными организациями с НИИ, аудиторскими, юридическими фирмами и т.д.    
С другими предприятиями и организациями
Уставный фонд
Добавочный капитал
Управление денежными фондами
Резервный капитал
Фонд накопления
Амортизационный фонд
Фонд зарплаты
Фонд потребления
Фонд для платежей в бюджеты
Валютный фонд
Другие фонды
Внутри предприятия
с работниками с филиалами, цехами, бригадами
С финансово-кредитной системой
с бюджетами разных уровней с внебюджетными фондами с коммерческими банками
С другими рыночными институтами


Рис. 4.5. Система управления финансами на предприятии

Финансовые ресурсы предприятия
Внутренние источники
Внешние источники
Образуемые за счет собственных средств
Прибыль от основной деятельности Прибыль от НИР и других целевых расходов Прибыль от финансовых операций Внереализационные доходы
Мобилизуемые на финансовом рынке
От продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и др.) Кредиты
Амортизационные отчисления Выручка от реализации выбывшего имущества Накопленная нераспределенная прибыль Резервный фонд, паевые и иные взносы членов трудового коллектива
Образуемые за счет приравненных к собственным средствам
Поступающие в порядке перераспределения
Страховые возмещения по рискам Дивиденды, проценты по акциям других эмитентов Реализация страховых полисов и залоговых свидетельств Бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции Финансовые ресурсы, поступающие от союзов, ассоциаций, отраслевых структур и т.д.


Рис.4.6. Источники финансовых ресурсов

Прибыльявляется конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

, (33)

где TR - выручка от реализации продукции, руб.

TC - общие затраты на производство и реализацию продукции, руб.

– цена единицы продукции, руб.

- полная себестоимость единицы продукции, руб.

Q - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральных выражениях.

Рентабельность– это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании:

1. Рентабельность отдельных видов продукции:

. (34)

2. Рентабельность реализации (оборота):

; (35)

-прибыль от реализации.

3. Рентабельность активов (капитала):

; (36)

А- совокупные / текущие / чистые активы.

4. Рентабельность собственного капитала:

, (37)

чPF – чистая прибыль; СК – собственный капитал

Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе планирования прибыли учитываются все факторы, которые могут оказывать влияние на финансовые результаты.

В условиях стабильных цен и возможности прогнозирования условий хозяйствования планы по прибыли, как правило, разрабатываются на год. Предприятия могут также составлять планы по прибыли на квартал.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли. При этом особое значение имеет планирование прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

На практике применяются различные методы планирования прибыли. Наиболее распространенным является метод прямого счета.

При прямом счете планируемая прибыль на продукцию, подлежащую реализации в предстоящем периоде, определяется как разница между планируемой выручкой от реализации продукции и действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых исбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Этот метод расчета наиболее эффективен при выпуске небольшого ассортимента продукции.

Метод прямого счета используется при обосновании создания нового или расширения действующего предприятия либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе).

Достоинством метода прямого счета является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.

Для составления плана прибыли используются и другие методы, например, анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, а также другие аналитические методы.

При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия. В соответствии с этим определяются масштабы отчислений от прибыли в фонды производственного развития, ресурсы которых предназначаются для финансирования капитальных вложений, увеличения оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской деятельности, внедрения новых технологий, перехода на прогрессивные методы труда и т.п. Общая схема распределения прибыли предприятия приведена на рис. 7.

 

Рис.4.7. Распределение чистой прибыли предприятия

Для каждой организационно-правовой формы предприятия законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, основанный на особенностях внутреннего устройства и регулирования деятельности предприятий соответствующих форм собственности.

На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регули­руется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение же направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции самого предприятия.

Государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений непроизводственной сферы и т.п. Законодательство ограничивает размер резервного фонда предприятия, регулирует порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.


Сейчас читают про: