double arrow

Организационная структура управления предприятием

Раздел 6. Организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда

Раздел 5. Прямые материальные затраты на производство продукции

Раздел 4. Местоположение организации, стоимость земельного участка

Раздел 3. Капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия, другие (некапитализируемые) работы и затраты

Раздел 2. Оценка рынков и мощность предприятия

Раздел 1. Общие исходные данные и условия. Идея проекта

Последовательность выполнения бизнес-планов

Универсальных рецептов экономического обоснования инвестиционных проектов нет. Вместе с тем существуют методики, позволяющие структурировать и унифицировать процесс проведения обоснования проекта. Пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований, разработанное Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), представляет собой один из наиболее полных документов, содержащих описание порядка проведения экономического обоснования. Понятно, что в процессе экономического обоснования могут использоваться и другие методические документы. Выбор методики сбора информации и проведения расчетов – задача, решение которой зависит от конкретных особенностей проекта и условий его реализации. Структура бизнес-плана представлена на рис.9.8.

Разработчик определяет структуру и содержание отдельных частей обоснования с учетом специфики проекта, наличия необходимой информации, степени проработанности разделов будущего проекта.

Рекомендуется следующая примерная последовательность выполнения бизнес-планов инвестиционных проектов на всех стадиях:

Раздел 1. Общие исходные данные и условия, идея проекта.

Раздел 2. Оценка рынков и мощность предприятия.

Раздел 3. Капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия и другие (некапитализируемые) работы и затраты.

Раздел 4. Месторасположение предприятия, стоимость земельного участка.

Раздел 5. Прямые материальные затраты на производство продукции.

Раздел 6. Организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда.

Раздел 7. Накладные (косвенные) расходы.

Раздел 8. Планирование сроков осуществления проекта.

Раздел 9. Финансово-экономическая оценка проекта.

Рис. 9.8. Структура бизнес-плана

В этом разделе отражается собственно идея проекта, основной замысел, географические аспекты, отраслевая направленность и т.д., в том числе:

- характеристика товара (наименование, назначение, область применения, отличительные черты от прямо или косвенно конкурентных продуктов, находящихся на рынке);

- предполагаемые рынки сбыта (состав потенциальных покупателей, величина потребительского рынка, его географическое положение);

- перечень целей проекта (объем продаж, доля рынка);

- организационно-правовая форма предприятия;

- краткие сведения о конкурентах;

- краткие сведения об участниках проекта;

- средства, за счет которых предполагается осуществить проект.

Для инвестиционных проектов, осуществляемых действующим предприятием, приводятся краткие сведения о нем:

- история предприятия, сведения о развитии за прошедшее время, описание текущей ситуации;

- основные владельцы и их роль в основании и деятельности предприятия;

- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;

- основные достижения предприятия;

- выпускаемая продукция;

- преимущества предприятия перед конкурентами;

- объем производства продукции или услуг, предоставляемых предприятием;

- доля предприятия на рынке и тенденции ее изменения;

- сезонность;

- основные потребители (клиенты);

- география рынка сбыта;

- основные конкуренты и их сильные стороны;

- уровень технологии;

- анализ издержек;

- основные проблемы предприятия;

- анализ слабых и сильных сторон предприятия (качество продукции или услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).

Этот раздел инвестиционного проекта обычно выполняется в последовательности, приведенной в табл. 9.2. Эта последовательность и содержание работ приведены для инвестиционных проектов в сфере материального производства и могут изменяться в зависимости от специфики конкретного проекта. Данные этапы подробно были рассмотрены в разделе 7 «Практический маркетинг и продажи».

Таблица 9.2

Этапы и содержание работ раздела бизнес-плана инвестиционного проекта «Оценка рынков и мощность предприятия»

№ п/п Этапы и содержание работ
Сбор и анализ маркетинговой информации (маркетинговых исследований)
Определение целевых рынков: - емкость рынков; - сегментация рынков; - позиционирование товара на рынках
Комплекс маркетинга: - решения по товару; - установление цены; - методы распространения товара; - методы продвижения товара на рынке
2.4 Планирование производства и продаж в стратегическом и тактическом аспектах

Раздел включает в себя определение затрат на приобретение капитального имущества (основных фондов) и на проведение примерно следующих работ.

Разработка товара (продукции) фирмы:

- НИР и ОКР;

- функциональные испытания;

- конструкторская подготовка производства;

- изготовление опытной партии продукции;

- рыночные испытания продукции.

Технологическая и организационная подготовка производства:

- технологическая и проектная документация (в том числе строительно-монтажная);

- капитальное имущество для основного, вспомогательного, обслуживающего производств и общефирменных функциональных служб (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь, принадлежности и прочее капитальное имущество).

Если предприятие само не производит НИОКР, а покупает лицензионную документацию для производства продукции, то для учета этих затрат в денежных потоках необходимо знать стоимость лицензии и график платежей.

Перед проведением технологической и организационной подготовки производства предприятие должно располагать основными исходными данными и принять целый ряд принципиальных решений, которые существенно влияют на стоимость основных фондов предприятия. К ним относятся:

1) объект производства (полный комплект конструкторской документации на новое изделие);

2) объем производства (максимальный годовой объем выпуска при полном освоении производства с разбивкой по месяцам и с учетом изготовления запасных частей и поставок по кооперации);

3) предполагаемый срок выпуска изделий и объем выпуска по годам;

4) планируемые кооперируемые поставки предприятию деталей, сборочных единиц, полуфабрикатов, предприятия-поставщики и цены;

5) планируемые поставки стандартных изделий предприятию, предприятия-поставщики и цены;

6) планируемый режим работы предприятия (количество смен, продолжительность рабочей недели и смены);

7) планируемый коэффициент загрузки оборудования;

8) ремонтная политика предприятия;

9) политика запасов сырья, материалов и комплектующих изделий;

10) политика запасов готовой продукции;

11) политика социологии труда;

12) основные маркетинговые решения.

При определение состава и количества основных средств при выполнении небольших инвестиционных проектов удобно пользоваться описанием производственного процесса и схемой технологических потоков.

Для определения состава и количества основных средств, необходимых для выполнения вспомогательных и обслуживающих процессов, а также общефирменных функций, необходимо, прежде всего, разработать производственную структуру предприятия (т.е. совокупность всех подразделений, необходимых для выполнения указанных функций), а затем по известным (принятым) методикам определить основные средства и их стоимость.

Этот раздел особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта, организацию канала сбыта, лаборатории и т.д. Когда содержанием экономической оценки служит проект, осуществляемый действующим предприятием, оценивается необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения и т.д. Производится отбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Проблема эффективного месторасположения организации состоит в необходимости удобного в течение длительного времени (и прибыльного) пространственного размещения фирмы. Причиной проблемы месторасположения является экономическая неоднородность пространства или площадей, в силу чего любое месторасположение оказывает специфическое влияние на предпринимательский успех (затраты и выгоды), связанное с выбором и использованием данного места. Основная цель выбора месторасположения – максимизация разницы между выгодой и затратами.

Кроме этой экономической задачи, могут решаться и другие, неэкономические – престиж, надежность и т.п.

Прямые материальные затраты на производство продукции состоят из следующих статей:

- основное сырье и материалы;

- вспомогательное сырье и материалы;

- покупные полуфабрикаты;

- покупные комплектующие изделия;

- тара и тарные материалы;

- топливо для технологических целей;

- энергия для технологических целей;

- транспортно-заготовительные расходы;

- работы и услуги сторонних организаций производственного характера.

Стоимость сырья и материалов определяется на основании норм расходов каждого вида материалов и цен на них.

Расходы по статьям «Покупные полуфабрикаты» и «Покупные комплектующие изделия» определяются в соответствии с ведомостью покупных изделий и полуфабрикатов.

В статью «Топливо и энергия для технологических целей» включаются затраты на все виды расходуемого в производстве топлива и энергии;

- уголь;

- мазут;

- природный газ и др.;

- электроэнергия;

- тепловая энергия;

- вода;

- инертные газы (CO2, аргон и др.);

- сжатый воздух и т.д.

На основе функциональной структуры управления разрабатывается производственная структура предприятия, т. е. конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранного типа:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- дивизиональная;

- матричная;

- множественная.

В этом разделе инвестиционного проекта также приводятся должностные обязанности руководства предприятия.


Сейчас читают про: