Раздел 6. Организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда
Раздел 5. Прямые материальные затраты на производство продукции
Раздел 4. Местоположение организации, стоимость земельного участка
Раздел 3. Капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия, другие (некапитализируемые) работы и затраты
Раздел 2. Оценка рынков и мощность предприятия
Раздел 1. Общие исходные данные и условия. Идея проекта
Последовательность выполнения бизнес-планов
Универсальных рецептов экономического обоснования инвестиционных проектов нет. Вместе с тем существуют методики, позволяющие структурировать и унифицировать процесс проведения обоснования проекта. Пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований, разработанное Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), представляет собой один из наиболее полных документов, содержащих описание порядка проведения экономического обоснования. Понятно, что в процессе экономического обоснования могут использоваться и другие методические документы. Выбор методики сбора информации и проведения расчетов – задача, решение которой зависит от конкретных особенностей проекта и условий его реализации. Структура бизнес-плана представлена на рис.9.8.
Разработчик определяет структуру и содержание отдельных частей обоснования с учетом специфики проекта, наличия необходимой информации, степени проработанности разделов будущего проекта.
Рекомендуется следующая примерная последовательность выполнения бизнес-планов инвестиционных проектов на всех стадиях:
Раздел 1. Общие исходные данные и условия, идея проекта.
Раздел 2. Оценка рынков и мощность предприятия.
Раздел 3. Капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия и другие (некапитализируемые) работы и затраты.
Раздел 4. Месторасположение предприятия, стоимость земельного участка.
Раздел 5. Прямые материальные затраты на производство продукции.
Раздел 6. Организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда.
Раздел 7. Накладные (косвенные) расходы.
Раздел 8. Планирование сроков осуществления проекта.
Раздел 9. Финансово-экономическая оценка проекта.
Рис. 9.8. Структура бизнес-плана
В этом разделе отражается собственно идея проекта, основной замысел, географические аспекты, отраслевая направленность и т.д., в том числе:
- характеристика товара (наименование, назначение, область применения, отличительные черты от прямо или косвенно конкурентных продуктов, находящихся на рынке);
- предполагаемые рынки сбыта (состав потенциальных покупателей, величина потребительского рынка, его географическое положение);
- перечень целей проекта (объем продаж, доля рынка);
- организационно-правовая форма предприятия;
- краткие сведения о конкурентах;
- краткие сведения об участниках проекта;
- средства, за счет которых предполагается осуществить проект.
Для инвестиционных проектов, осуществляемых действующим предприятием, приводятся краткие сведения о нем:
- история предприятия, сведения о развитии за прошедшее время, описание текущей ситуации;
- основные владельцы и их роль в основании и деятельности предприятия;
- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
- основные достижения предприятия;
- выпускаемая продукция;
- преимущества предприятия перед конкурентами;
- объем производства продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
- доля предприятия на рынке и тенденции ее изменения;
- сезонность;
- основные потребители (клиенты);
- география рынка сбыта;
- основные конкуренты и их сильные стороны;
- уровень технологии;
- анализ издержек;
- основные проблемы предприятия;
- анализ слабых и сильных сторон предприятия (качество продукции или услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).
Этот раздел инвестиционного проекта обычно выполняется в последовательности, приведенной в табл. 9.2. Эта последовательность и содержание работ приведены для инвестиционных проектов в сфере материального производства и могут изменяться в зависимости от специфики конкретного проекта. Данные этапы подробно были рассмотрены в разделе 7 «Практический маркетинг и продажи».
Таблица 9.2
Этапы и содержание работ раздела бизнес-плана инвестиционного проекта «Оценка рынков и мощность предприятия»
№ п/п | Этапы и содержание работ |
Сбор и анализ маркетинговой информации (маркетинговых исследований) | |
Определение целевых рынков: - емкость рынков; - сегментация рынков; - позиционирование товара на рынках | |
Комплекс маркетинга: - решения по товару; - установление цены; - методы распространения товара; - методы продвижения товара на рынке | |
2.4 | Планирование производства и продаж в стратегическом и тактическом аспектах |
Раздел включает в себя определение затрат на приобретение капитального имущества (основных фондов) и на проведение примерно следующих работ.
Разработка товара (продукции) фирмы:
- НИР и ОКР;
- функциональные испытания;
- конструкторская подготовка производства;
- изготовление опытной партии продукции;
- рыночные испытания продукции.
Технологическая и организационная подготовка производства:
- технологическая и проектная документация (в том числе строительно-монтажная);
- капитальное имущество для основного, вспомогательного, обслуживающего производств и общефирменных функциональных служб (здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь, принадлежности и прочее капитальное имущество).
Если предприятие само не производит НИОКР, а покупает лицензионную документацию для производства продукции, то для учета этих затрат в денежных потоках необходимо знать стоимость лицензии и график платежей.
Перед проведением технологической и организационной подготовки производства предприятие должно располагать основными исходными данными и принять целый ряд принципиальных решений, которые существенно влияют на стоимость основных фондов предприятия. К ним относятся:
1) объект производства (полный комплект конструкторской документации на новое изделие);
2) объем производства (максимальный годовой объем выпуска при полном освоении производства с разбивкой по месяцам и с учетом изготовления запасных частей и поставок по кооперации);
3) предполагаемый срок выпуска изделий и объем выпуска по годам;
4) планируемые кооперируемые поставки предприятию деталей, сборочных единиц, полуфабрикатов, предприятия-поставщики и цены;
5) планируемые поставки стандартных изделий предприятию, предприятия-поставщики и цены;
6) планируемый режим работы предприятия (количество смен, продолжительность рабочей недели и смены);
7) планируемый коэффициент загрузки оборудования;
8) ремонтная политика предприятия;
9) политика запасов сырья, материалов и комплектующих изделий;
10) политика запасов готовой продукции;
11) политика социологии труда;
12) основные маркетинговые решения.
При определение состава и количества основных средств при выполнении небольших инвестиционных проектов удобно пользоваться описанием производственного процесса и схемой технологических потоков.
Для определения состава и количества основных средств, необходимых для выполнения вспомогательных и обслуживающих процессов, а также общефирменных функций, необходимо, прежде всего, разработать производственную структуру предприятия (т.е. совокупность всех подразделений, необходимых для выполнения указанных функций), а затем по известным (принятым) методикам определить основные средства и их стоимость.
Этот раздел особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта, организацию канала сбыта, лаборатории и т.д. Когда содержанием экономической оценки служит проект, осуществляемый действующим предприятием, оценивается необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения и т.д. Производится отбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Проблема эффективного месторасположения организации состоит в необходимости удобного в течение длительного времени (и прибыльного) пространственного размещения фирмы. Причиной проблемы месторасположения является экономическая неоднородность пространства или площадей, в силу чего любое месторасположение оказывает специфическое влияние на предпринимательский успех (затраты и выгоды), связанное с выбором и использованием данного места. Основная цель выбора месторасположения – максимизация разницы между выгодой и затратами.
Кроме этой экономической задачи, могут решаться и другие, неэкономические – престиж, надежность и т.п.
Прямые материальные затраты на производство продукции состоят из следующих статей:
- основное сырье и материалы;
- вспомогательное сырье и материалы;
- покупные полуфабрикаты;
- покупные комплектующие изделия;
- тара и тарные материалы;
- топливо для технологических целей;
- энергия для технологических целей;
- транспортно-заготовительные расходы;
- работы и услуги сторонних организаций производственного характера.
Стоимость сырья и материалов определяется на основании норм расходов каждого вида материалов и цен на них.
Расходы по статьям «Покупные полуфабрикаты» и «Покупные комплектующие изделия» определяются в соответствии с ведомостью покупных изделий и полуфабрикатов.
В статью «Топливо и энергия для технологических целей» включаются затраты на все виды расходуемого в производстве топлива и энергии;
- уголь;
- мазут;
- природный газ и др.;
- электроэнергия;
- тепловая энергия;
- вода;
- инертные газы (CO2, аргон и др.);
- сжатый воздух и т.д.
На основе функциональной структуры управления разрабатывается производственная структура предприятия, т. е. конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранного типа:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- дивизиональная;
- матричная;
- множественная.
В этом разделе инвестиционного проекта также приводятся должностные обязанности руководства предприятия.