Формальные и неформальные орг-ции

Понятие руководства и лидерства.

В социальном управлении особое место занимают проблемы руководства и лидерства.

Руководство – это процесс побуждения подчиненных выполнять предписанные им задачи путем использования руководителем официально делегированных ему полномочий.

Лидерство – это способность оказывать влияние на поведение других людей благодаря силе личностного влияния, компетентности, отзывчивости, жизненному опыту.

Идеальным случаем для организации считается когда официальный руководитель является признанным лидером, но это бывает не всегда. Лидерство и эффективное руководство не одно и то же. Рассмотрим отличия руководителя и лидера.

Руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты, вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое отношение к подчиненным выстраивает в рамках достигаемой цели.

Лидер – воодушевляет людей, вселяет энтузиазм, передает им свое видение будущего, помогает адаптироваться к новому.

Руководитель ориентируется на уже установленные кем-то цели, лидеры сами устанавливают цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры-руководители склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать использование ресурсов для эффективного управления. Лидеры добиваются этого же, путем видения будущего не вникая в рутину.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными.

Лидеры – подбирают и удерживают людей, которые разделяют их взгляды и идеи. Лидеры учитывают потребности работников, склонны к использованию эмоций, которые вызывают сильные чувства типа любви и ненависти.

Менеджеры обеспечивают достижение цели подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана.

Лидеры строят свои отношения на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу совместной работы.

Используя свой профессионализм, менеджеры контролируют свои усилия в области принятия решений, которые часто принимаются на основе собственного опыта.

Лидеры – предпринимают попытки разработать новые решения проблемы.

Общество состоит из огромного количества различных организаций.

Организация – это группа людей (2 чел и более), деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. (М. Мескон).

Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по различным критериям. Выделяют формальные и неформальные организации.

Формальными называют организации, созданные по воле руководства для организации производственного процесса. Они имеют четко поставленные цели, формализированные правила, структуру и связи. В эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Формальные организации классифицируют:

1) по формам собственности: частные государственные, муниципальные, семейные.

2) по отношению к прибыли: коммерческие, некоммерческие.

3) по принадлежности к отрасли экономики: отрасль первичного, вторичного, третичного цикла, организации и институты информационных технологий, транснациональные, национальные, региональные, локальные, городские и т.д.

Любая формальная организация в свою очередь состоит из более мелких, формальных групп:

- групп руководителей (президент и вице-президент, директор магазина и заведующий отдела).

- производственные группы или рабочие группы (целевые).

- комитеты (социальные и постоянные).

Формальная организация – это социальная среда, где люди взаимодействуют и образуют неформальную структуру организации.

Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которая вступает в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций эти цели являются причиной ее существования. В большой организации существует сеть неформальных групп, т.к. трудовая среда благоприятствует этому. У неформальных организаций много общего с формальными: Цели, задачи, иерархия, лидеры, неписанные правила (нормы), которые служат эталоном поведения, система поощрений и санкций.

Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану, неформальная организация – спонтанная реакция на неудовлетворенные индивидуальные потребности: в принадлежности, взаимопонимании, взаимозащиты, общении, заинтересованности.

Неформальные организации имеют свойства отличающие их от формальных:

1) Социальный контроль за членами (эталон поведения, характер одежды) – отчуждение за несоблюдение.

2) Сопротивление переменам (угроза ее существованию)

3) Неформальные лидеры (достигнуть цель, укреплять группу).

Поэтому они являются мощной силой, которая может сводить на нет усилия формального руководителя. Так, по мнению теоретиков менеджмента (психологов Скотта и Дэвиса), необходимо, чтобы неформальная организация помогала формальной в достижении ее целей.

Управление неформальной организацией заключается в следующем:

- признать неформальную организацию и не угрожать ее существованию.

- выявить лидеров неформальных групп и работать с ними.

- просчитывать отрицательное влияние принимаемых решений на неформальную группу.

- участвовать неформальным группам в принятии решений.

Таким образом, сотрудничество с неформальными группами и лидерами позволит формальному руководителю управлять организацией эффективно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: