Менеджмент как процесс принятия управленческих решений

Основные виды коммуникаций в управлении.

Одним из основных видов деятельности руководителя является коммуникации. Коммуникации – это обмен информацией между людьми и их объединениями в процессе взаимодействия.

По мнению учёных на коммуникации руководители тратят от 50 до 90% рабочего времени. Управление рассматривается ими как информационный процесс, то есть функционально включающий получение, передачу, обработку, хранение и использование информации, а саму систему управления – как информационную систему. Информационная система – все письменные и электронные формы передачи информации, обработка данных и обмен идеями. К ним относятся все формы письменного общения внутри компании (доклады, отчёты, бюллетени и служебные записки), а так же все электронные, информационные средства (компьютеры, эл. почта, селекторные и телевизионные совещания).

Организационные коммуникации подразделяются на следующие виды:

· Внешние коммуникации – это обмен информацией между организацией и её средой (коммуникации с потребителями, с общественностью, с государственными органами, конкурентами, поставщиками и т.д.).

· Внутренние коммуникации – это обмен информацией между подразделениями организациями или её работниками. Их можно разделить на вертикальные, горизонтальные и диагональные. При вертикальных коммуникациях информация передаётся от руководителей к подчинённым или наоборот (нисходящая, восходящая). Горизонтальные коммуникации – это общение между сотрудниками одного уровня управления (ВУ, СУ, ТУ). Диагональными называются коммуникации, связывающие подчинённых и начальников разных отделов, т.е. коммуникации, которые сочетают в себе свойства горизонтальных и вертикальных.

· Межличностные коммуникации - это обмен информацией между двумя людьми. Если информация передаётся от одной группы к другой (отделы, подразделения), то такие коммуникации называются организационными.

· Формальные коммуникации – представляют собой обмен информацией о проблемах организации и её подразделений, который осуществляется на совещаниях, собраниях, переговорах.

· Неформальные коммуникации (слухи) – осуществляются в неформальной среде, представляют собой обмен информации, как организационной, так и любой другой.

· С точки зрения средств общения коммуникацию подразделяют на вербальную (словесная, реализуемая в виде письменной или устной речи) и невербальную (мимика, жесты, а так же разнообразные изображения – графики, диаграммы, схемы).

Процесс разработки, принятия и реализации управленческих решений – важнейший из всех организационных процессов. От его результатов зависят реальные возможности достижения целей организации и эффективность ее деятельности.

Управленческое решение (УР) – это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. – это всегда выбор альтернативы.

Цель принятия УР – сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определ енного результата.

УР классифицируют:

По функциональной направленности (прогнозирующие, планирующие, организационные, координирующие, контролирующие, информирующие)

по организации принятия (индивидуальные, групповые, коллегиальные, корпоративные)

по причинам (ситуационные, программные, инициативные, сезонные)

по глубине воздействия (одноуровневые, многоуровневые)

по времени воздействия (стратегические, тактические, оперативные)

по содержанию (экономические, организационные, социальные, технические, научные)

по масштабу воздействия (общие, частные)

по направленности(внутренние, внешние)

по количеству целей (одноцелевые, многоцелевые)

и т.д.

Процесс принятия УР – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленная на решение проблем организации, заключающаяся в анализе проблемной ситуации, разработке альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Этапы процесса разработки и принятия УР

1) Появление и диагностика проблемы (возникновение новой ситуации, появление проблемы, сбор необходим. информации, описание проблемной ситуации)

2) Разработка вариантов решения (формулировка требований и ограничений, разработка возможных альтернатив).

3) Выбор решения (определение критериев выбора, выбор решений, отвечающих критериям, оценка возможных последствий, окончательн. выбор решения)

4) Организация выполнения и оценка решения (разработка плана реализации решения, контроль хода реализации решения, оценка решения проблемы)

при возникновении новой проблемной ситуации процесс принятия УР повторяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: