Основные понятия. С понятием бюджетирования непосредственно связаны такие понятия как «финансовое планирование», «план» «бюджет»

С понятием бюджетирования непосредственно связаны такие понятия как «финансовое планирование», «план» «бюджет», «бюджетное управление».

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование – это процесс разработки системы планов по отдельным аспектам финансовой деятельности, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии предприятия в предстоящих периодах в рамках выбранных предприятием целей стратегического управления и его миссии. Фисенко А.И.

План - документ, который формулирует цели, которые нужно достигнуть, способы их достижения (выражены в различных мероприятиях).

Планирование разделяется на стратегическое, тактическое и оперативное. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления. Такие планы определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения предприятия как целого.

Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации, проводится увязка каждого вида вложений с источниками финансирования.

Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы предприятия, непосредственно связанные с достижением его целей. Назначение и роль оперативных планов состоит в определении конкретной текущей финансово-экономической ситуации, а именно: последовательности и сроков совершения финансовых операций при наиболее рациональном маневрировании собственными, привлеченными или заемными денежными ресурсами в целях получения наибольшего экономического эффекта. Сергеев И.В.

Бюджет — это количественное выражение централизованно устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по:

· использованию капитальных, товарно-материальных, финансовых ресурсов;

· привлечению источников финансирования текущей и инвестиционной деятельности;

· доходам и расходам;

· движению денежных средств;

· инвестициям (капитальным и финансовым вложениям) Щиборщ К.В..

Преимущества использования бюджета

Планирование, как стратегическое, так и тактическое позволяет контролировать производственную ситуацию. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия, служит основой для оценки выполнения плана центрами ответственности, что создает объективную основу для деятельности организации в целом и ее подразделений.

Основные функции бюджета:

1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

2. Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.

3. Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

4. Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки выполнения плана центрами ответственности лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.

5. Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений центров ответственности на предприятии.

Основные характеристики бюджета:

- формализация (количественное выражение);

- централизация;

-«сквозной» характер (системность).

В отличие от плана, который включает различные мероприятия по достижению количественных показателей, бюджет включает только количественные (бюджетные) показатели.

Бюджетные показатели устанавливаются «сверху вниз» центральным органом (аппаратом управления) предприятия и обязательны к исполнению структурными подразделениями — центрами ответственности (за исключением случая долгосрочного индикативного бюджета, который устанавливает целевые ориентиры стратегии развития компании на долговременную перспективу и носит рекомендательный характер для подразделений предприятия. Бюджет включает в себя лишь целевые показатели, устанавливаемые центральным органом (аппаратом управления) предприятия, которые объект бюджетирования (структурное подразделение) обязан выполнить.

«Сквозной» характер бюджетирования (системность) означает, что в бюджетном процессе совокупность бюджетов отдельных центров ответственности в обязательном порядке формирует сводный бюджет компании в целом. Иными словами, в конечном итоге объектом бюджетирования служит бизнес компании как единое целое, и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности устанавливаются, исходя из критерия максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом, а не повышения эффективности данного отдельного сегмента.

Бюджетирование — это процесс составления и реализации бюджета (документ с количественными показателями) в практической деятельности компании.

Бюджетное управление -оперативная система управления компанией по центрам финансовой ответственности с помощью бюджетов, позволяющих достигать поставленные цели путем наиболее эффективного использования ресурсов. Бюджетное управление расширяет понятие "бюджетирование". В отличие от него бюджетное управление предполагает построение финансовой структуры объекта управления - иерархической системы центров финансовой ответственности предприятия. Принципиально важно в бюджетном управлении по результатам не само по себе формальное установление целей и критериев, которое является обычной управленческой процедурой, но именно попытка сопоставления затрат и результатов и распределения ресурсов в зависимости от результатов, потенциальных или достигнутых. Главная цель бюджетного управления заключается в обеспечении руководителей верхнего звена полной, своевременной и достоверной информацией о протекающих процессах, позволяющей обеспечить процесс принятия решений. С помощью бюджетного управления можно составить точную, удобную для восприятия, контроля, анализа и планирования картину происходящего с четким выявлением приоритетов в работе компании.

Центр финансовой ответственности (ЦФО): структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов.

Особенности бюджетирования:

Объекты бюджетирования – доходы и расходы предприятия и его подразделений, т.е. денежные потоки, связанные с производством и реализацией определенных видов продукции, работ, услуг.

Субъекты можно условно разделить на уровни бюджетирования:

- верхний уровень (первый) - бюджетный комитет осуществляет общее руководство;

- второй уровень - отделы непосредственно участвуют в подготовке бюджетов;

- третий уровень - вспомогательные структуры предприятия с рыночным потенциалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: