double arrow

Производство и потребление: потребности человека с точки зрения экономики


Потребление в современной России: воздействие социальных и природных факторов на сервисную деятельность.

История развития и национальные особенности потребления в России.

Экономическое развитие общества и основные типы потребления.

Производство и потребление: потребности человека с точки зрения экономики.

Теории производства и потребления в системе потребностей человека

План

С точки зрения экономики потребности – это движущая сила процесса потребления. Потребление можно назвать деятельностью по удовлетворению потребностей.

Важнейшее содержание экономической деятельности – это, как известно, производство и распределение материальных благ (товаров и услуг). Производство всегда находится в глубокой взаимосвязи с потреблением. Во-первых, потребление – это конечная цель производства. Во-вторых, любое производство одних благ оказывается в то же время потреблением других. Так, производство машин и механизмов, равно как и производство услуг всегда сопровождается потреблением сырья, ресурса техники и оборудования, энергии, а также знаний и умений работников. Потребление каких-либо ресурсов означает в то же время производство товаров, услуг или воспроизводство человеческого организма, человеческой рабочей силы. Поэтому в экономике принято разделять потребление на производственное или производительное (создание товаров, обслуживание техники и оборудования) и непроизводственное или непроизводительное, то есть личное потребление. Личное потребление является прямым, непосредственным удовлетворением потребностей человека. Услуги, как известно, тоже разделяются на производственные и непроизводственные. К производственным относятся, например, транспортировка грузов, ремонт и техническое обслуживание оборудования. К непроизводственным, связанным с личным потреблением – услуги здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта, отдыха и т.п.




Экономисты XVIII-XIX веков начали рассматривать потребление как получение благ (материальных и духовных). Другая характеристика потребления давалась через понятие полезности. Как характеризовали экономисты полезность?

С точки зрения экономики понятие «полезность» имеет следующие основные значения:

- это все то, что человек стремится максимизировать, исходя из соображений собственной потребительской выгоды;

- это способность вещи удовлетворять потребность, а не способность приносить пользу (существуют потребности в таких вещах и услугах, которые считаются не очень полезными или просто вредными; в этом случае в качестве полезности рассматривается не объективно «полезное», а «желаемое», «приятное» и т.п.);



- это основа для соизмерения благ (одни из них более полезны, другие – менее);

- это экономическое значение вещи, выраженное через систему субъективных оценок; вещь может быть экономически значима, пользоваться спросом потому, что ее считают нужной и полезной.

В современном обществе господствует товарное производство, а потребление товаров и услуг зависит от доходов – денежных средств, которыми человек располагает (хотя люди могут оказывать друг другу и бесплатные услуги, находящиеся за пределами системы товарного производства). Реально в экономике проявляются только те потребности, которые обеспечены денежными средствами и могут быть удовлетворены при существующем уровне доходов. Совокупность таких потребностей, сложившихся в данном обществе создает платежеспособный спрос.

Спрос – это потребности, которые приобрели экономическое значение и реализуются на рынке через практические действия участников экономической деятельности – производителей и потребителей.

Спрос и потребности находятся в сложных динамических отношениях. С одной стороны, спрос обычно является отражением потребности (хоть иногда и говорят, что он может выражать капризы моды, псевдопотребности, извращенные потребности и т.п.). С другой стороны, существуют случаи, когда потребность в товаре или услуге есть, а спроса на нее нет. Такие ситуации возникают или из-за недостаточной платежеспособности, или из-за моральных и правовых ограничений. Общество осуждает некоторые потребности и пути их удовлетворения (нелегитимные услуги, оскорбляющие нравственность или нарушающие закон). Потребность – явление, имеющее сложную биологическую и социальную природу. Спрос – это соответствующее ей экономическое явление, экономическое выражение потребности. В реальной экономической деятельности по производству товаров и услуг мы непосредственно сталкиваемся не с потребностями, а со спросом, в основе которого лежат потребности.



В практике сервисной деятельности разработаны приемы превращения потребности в спрос (так как только спрос приносит реальный доход производителю услуг):

1. Снижение цены услуги, делающее ее доступной большему количеству потенциальных потребителей.

2. Организация рекламы с целью признания более высокого уровня значимости (полезности) услуги для потребителя. В этом случае спрос повышается за счет механизмов моды (модные автомобили, одежда, игрушки, туристические маршруты, зрелища, книги, кинофильмы, места отдыха, медицинские услуги и т.п.). Клиент готов отказаться от других благ и направить средства на модные и популярные услуги.

3. Корректировка характера услуги, видоизменение ее за счет коррекции ее содержания или сопровождения другими услугами, придания ей комплексного характера. Это, например, различные дополнительные услуги в торговле, туризме, образовании, банковском деле.

Платежеспособный спрос рассматривается в экономике как главная характеристика уровня жизни населения. Под уровнем жизни понимаются преимущественно экономические факторы (уровень доходов, спрос на товары и услуги). Социология пользуется и другим, более широким понятием – качество жизни. В понятие качества жизни включаются не только экономические аспекты, но и духовные, культурные факторы: уровень образования, широта интересов, состояние здоровья, культура труда, отдыха и общения. Все человеческие потребности так или иначе связаны с экономикой, материальным обеспечением жизни, но они не сводятся только к нему.







Сейчас читают про: