Научные основы национальной экономики

Экономическая безопасность Республики Беларусь как система

Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Республики Беларусь

Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны.

Особое внимание экономической безопасности страны уделяется в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, где выделен специальный раздел «Экономическая безопасность». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению экономической безопасности в ее важнейших сферах.

Методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства содержатся в новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 575 от 9 ноября 2010 г. Выделены составные части национальной безопасности - безопасность в политической, экономической, научно-технической, социальной, демографической, военной, экологической и информационной сферах.

Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:

• недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;

• изношенность производственных мощностей;

• недостаточно эффективная система внедрения результа­тов исследований и разработок в промышленности;

• малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

• ухудшение финансового состояния субъектов хозяйство­вания, дефицит оборотных средств;

• высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регу­лирования естественных и организационных монополий.

В Республике Беларусь в 2004 г. принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, направленная на формирование социально ориентированной экономики страны и обеспечение ее национальной безопасности.

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная; финансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; внешнеэкономическая.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.

Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси - улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств.

Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности.

Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.

Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления). Энергетическая безопасность страны требует создания механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, что будет способствовать производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение. Главная задача инфраструктурной безопасности — обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый ха­рактер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интере­сов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.

1.1. Понятие национальной экономики.

1.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики.

1.4. Типы национальных хозяйственных систем.

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.

Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда.

Национальная экономика - это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.

Объектом исследования выступает экономика страны в масштабе государства.

Характерные черты и условия функционирования национальной экономики:

1)суверенитет нации и государства;

2)территориальная целостность;

3)единство экономического пространства и юридической среды;

4)общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

5)наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы и целостной финансовой системы;

6)развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;

7)эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Цели национальной экономики:

- обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;

- обеспечить экономическую и социальную эффективность производства в условиях ограниченности ресурсов;

- обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не «замораживая» их на длительный период, а планово регулируя;

- создать высокий уровень занятости;

- справедливое распределение доходов;

- защита окружающей среды;

- поддержание активного внешнеторгового баланса.

Закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси отражает белорусская экономическая модель – социально-ориентированная рыночная экономика.

2.Для становления и развития белорусской модели экономики необходим ряд предпосылок:

1) Общесистемные предпосылки - включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства.

Общесистемные предпосылки подразделяются также на внешне- и внутриполитические предпосылки.

2) Системные предпосылки определяют единство экономического и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия всех секторов экономики. Система таких институтов, норм, механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами страны.

3) Внутрисистемные предпосылки - направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик.

Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.

3.Состояние развития экономики и эффективности взаимодействия субъектов хозяйствования отражается через систему специальных показателей:

1) Валовой внутренний продукт - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри страны как отечественными, так и иностранными производителями.

2) Валовой национальный продукт - отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных национальными товаропроизводителями не только внутри страны, но и за ее пределами за год.

3) Валовой региональный продукт - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри отдельного региона (области) страны как отечественными, так и иностранными производителями.

4) Чистый национальный продукт - это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

4) Национальный доход (НД) - определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства.

Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.

Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций:

общеэкономические;

• межотраслевые;

• внутриотраслевые;

• территориальные;

• межгосударственные;

• стоимостные;

• ресурсные.

Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

4.Типологизациянациональных экономических систем может быть различной:

- по уровню социально-экономического и технологического развития выделяют: высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные экономики;

- по структуре хозяйства: аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;

- по размерам территории страны: малые страны, средние страны, крупные и крупнейшие страны;

- по региональному признаку: страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т. д.;

- по национальному признаку: экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т. д.;

- по степени включенности в мировую экономику: закрытого и открытого типов;

- по степени зрелости различают: формирующиеся, зрелые или развитые;

- по типу и границам государственного вмешательства в экономику: свободную или либеральную, административно-командную, смешанную;

- по механизму координации: традиционную, рыночную и командную (плановую).

Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принци­пы, направления деятельности, дееспособность экономичес­кой и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона.

Из современных рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели.

1) Американская модель.

2) Японскую модель.

3) Китайская модель смешанной экономики.

4) Шведская (модель «государства благосостояния»).

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики согласно НСУР — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.

Характерные черты белорусской модели развития экономики являются:

• сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

• равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства;

• многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;

• эффективная социальная политика государства, инвести­ции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: