double arrow

Три речевых приема для презентации

1. Нумерация. Нумеруйте заголовки схем, иллюстраций

фрагментов выступления. Например: Три речевых приема для презентации, Пять причин покупать нашу продукцию, Четыре фактора успеха инвест-проекта и т.п. Далее надо использовать нумерацию в тексте: первая причина, второй фактор и т.п.

Посчитанная действительность легче усваивается. Можно сказать: речевые приемы презентации, и перед аудиторией будет неопределенный объем информации. А можно сказать: три речевых приема презентации, и аудитория будет ожидать конечных, счетных, размерных фрагментов, они будут легче усваиваться. Такая презентация обретает заметную структурную четкость.

2. «Вообрази!».Необходимо изобразительными средствами языка создать в воображении аудитории картинку, работающую на успех вашего сообщения. Например:

.. .представьте себе картинку: Альпы, морозное солнечное утро, легкий снежок искрится, наверху склона у начала

трассы наша секретарша Саша в белом кокетливом

полушубке разливает членам правления горячий терпкий глинтвейн, на подносе соленые огурчики для пикантной закуски. Такими будут наши рождественские каникулы,


потому что финансовый год наша компания закончит успешно, если мы реализуем ряд необходимых организационных мер ...

Использование этого приема всегда привлекает внимание аудитории, оживляет восприятие скучной деловой информации. Крайне важно нарисованной картинкой задействовать чувственное восприятие: использовать образы, связанные с цветом, светом, звуком, осязанием, вкусом. Тогда люди вживую представляют нарисованную картинку, почувствуют ее. Еще один важный эффект, достигаемый с помощью этого приема: аудитория всегда замолкает, внимая неожиданному повороту, и потом следует за оратором. Это хороший способ сконцентрировать зал на своем выступлении, подчинить аудиторию.

3. Афоризмы.Необходимо использовать афоризмы – как народные поговорки и пословицы, так и специально

придуманные по теме острые хлесткие фразы, похожие на

журналистские заголовки. Этим приемом часто пользуются политики. Например, при презентации темы этого пара графа

можно было бы вставить какой-нибудь нарочито

экспрессивный афоризм: Хорошая презентация это ласковый выстрел. Бьет в цель, но цели приятно.

Как и использование приема «вообрази!», использование

афоризмов позволяет переключить аудиторию с монотонного восприятия рациональных смыслов на восприятие иррациональных образов. Это оживляет внимание аудитории, переключает на красоту речи оратора. То есть, опять-таки, это способ подчинить аудиторию, повысить концентрацию ее внимания и даже вызвать одобрение. Использование даже этих трех приемов оживит и разнообразит любую презентацию, сделает ее текст более удобным и легким для восприятия. Не менее важно завоевать расположение аудитории. Слушатели обязательно заметят, что выступающий подготовил для них специальные изобразительные и выразительные приемы, и оценят это.


Одобрение станет хорошим психологическим фоном для успеха презентации.

Если есть возможность, в презентации надо обязательно

использовать не только текстовые, но визуальные средства: иллюстрации, схемы, макеты, слайды.

Важнейший фактор презентации – невербальное воздействие на аудиторию. Невербальное воздействие оратора на аудиторию осуществляется в четырех сферах:

1)Мимика. 2)Пластика.

3)Жесты. 4)Вокал.

Мимика– это выражение лица. Оно должно быть

открытым, приветливым, сосредоточенным, решительным. Необходимо использовать улыбку – в зависимости от потребностей контекста. Однако мимика должна быть адекватной. Если презентатор будет докладывать инвесторам о кризисных явлениях в компании и при этом улыбаться, его сочтут идиотом или внутренним врагом. В этом случае больше подойдет сосредоточенное, деловитое выражение лица.

Пластика включает позы, положение тела, а также перемещение в пространстве. Если презентация ведется стоя

и не из-за трибуны, то допускается и даже рекомендуется перемещаться перед аудиторией. Необходимо наметить две-

три точки удобного общения с аудиторией и попеременно занимать их. Уверенное движение презентатора перед

аудиторией показывает, что он, как лидер, способен контролировать территорию, а не прятаться за трибуну. К тому же передвижение помогает удерживать внимание

слушателей. Естественно, не должно быть суеты, слишком стремительных перемещений. При демонстрации слайдов с

экрана рекомендуется стоять слева от экрана (для аудитории). Тогда рефлекс чтения заставит аудиторию «читать» композицию слева направо, то есть с презентатора на экран.


Если аудитория получила раздаточные материалы до презентации, то презентатору необходимо на точно таких же материалах ручкой указывать нужный график или тезис. Это хороший способ оторвать аудиторию от бумаг и заставить ее взглянуть на презентатора, то есть удерживать, контролировать внимание аудитории.

Жесты – это движения руками. Руки доставляют немало проблем для начинающих лекторов и презентаторов. Не

стоит прятать их или прижимать по швам. Самая нелепая и частая ошибка в позе выступающего – стоять, как футболист

в «стенке» закрыв руками уязвимые места. Вне футбольного поля такое положение рук создает ощущение виноватости человека. Скрещивание рук на груди, как считается, означает

закрытость, настроенность на оборону. В карманах руки держать тоже не всегда прилично.

Все знакомы с этой проблемой: некуда девать руки. Значит, надо их использовать. Умелые жесты руками придают речи выразительность, задают ритм, помогают

расставить акценты. Не рекомендуется вертеть в руках ручку или очки, мусолить текст выступления - слишком суетные

движения выдают волнение, а лист бумаги хорошо передает дрожь. В то же время ручка, или очки, или текст выступления могут стать дирижерской палочкой. Умеренное

дирижирование своей речью и вниманием аудитории наилучший способ занять руки, включить их в презентацию.

Можно слегка покачивать рукой с ручкой и легким указанием вперед, на аудиторию, или вверх: делать акценты в нужных

местах.

Вокал – это управление голосом. Вокал характеризуют такие факторы, как:

·громкость;

·тембр;

·дикция;

·интонация;

·темп.


Слишком громкая речь имеет скандальное звучание и раздражает. Слишком тихая усыпляет. Речь должна быть умеренно громкой, необходимо учитывать наличие- отсутствие микрофона. Полезно поинтересоваться у аудитории, хорошо ли слышно. Следует помнить, что комфортная громкость речи обеспечивается не напряжением голосовых связок, а полнотой дыхания. Тембр речи определен природными характеристиками человека. Следует говорить в своем тембре или чуть ниже. Обычно более низкая по тембру речь воспринимается как более солидная. Но если слишком изменять высоту своей речи, то это чревато перенапряжением связок, неестественным (иногда смешным) звучанием и срывом голоса.

Дикция является важным фактором с точки зрения восприятия речи. С античных времен риторы специально тренировали дикцию, для этого существует набор упражнений. Важно четко артикулировать слова, то есть использовать всю необходимую амплитуду артикуляционных движений (грубо говоря, открывать рот шире, не мямлить) – это придаст речи четкость.

Крайне важно избегать монотонности – не читать, «как по бумажке». Для этого надо интонировать речь. Правильная интонация будет достигнута в том случае, если презентатор начнет чуть-чуть декламировать свое выступление (примерно, как стихи). Каждый человек понимает, чем чтение по бумажке отличается от декламации, и каждый человек со школьной скамьи способен реализовать и тот, и другой режим произнесения речи. Для презентации декламация лучше, чем чтение по бумажке. Это сделает восприятие речи более простым. Не следует, однако злоупотреблять театральной нарочитостью.

Темп речи крайне важен как с точки зрения восприятия речи, так и с точки зрения восприятия статуса выступающего.

Если оратор старается «выпалить» как можно больше, то это

создаст впечатление, что он имеет низкий статус: его редко


слушают, вот он и торопится успеть высказать все, пока возможность представилась, человек, не успевающий закончить выступление, проваливает его. Интеллигентным считается вольготно отчеканить заключительную фразу за 30 секунд до истечения регламентного срока, поэтому при планировании контроля времени следует подобрать подходящий и небыстрый темп речи. Оптимальная скорость - 100-140 слов в минуту. Необходимо предусмотреть несколько пауз. С этой точки зрения, кстати, удобен текст на карточках или слайды. Смена карточек или слайдов позволяет использовать паузы, чтобы аудитория пережевала и проглотила предыдущий фрагмент, подготовилась к следующему. И паузы при этом не выглядят пустыми, они как бы по делу.

Часто люди сбиваются на быструю речь от волнения. Чтобы избежать этого, можно двигаться перед аудиторией,

размеряя речь шагами (но не нужно метаться, как тигр в

зоопарке). Замедлить речь до нужной скорости помогает специально акцентированная артикуляция, дирижирование

ручкой, а также правильное интонирование.

Довольно серьезной помехой для успешной презентации являются различные страхи, которые может испытывать начинающий оратор перед выступлением. Не будем здесь их перечислять, чтобы не запрограммировать читателей на их реализацию. Зато можно предложить два практически универсальных средства борьбы со страхами выступления.

Известно, что страх, чувство опасности требуют от организма повышенной выработки адреналина. Учащается

дыхание, сердцебиение и т.п. Ну так надо просто

легализовать в организме этот режим мобилизации. А именно

- предпринять какое-нибудь физическое усилие, которое реализует эту потребность страха. Например, известно, что при волнении люди закусывают губу, иногда, как говорится, до крови. Губы кусать не надо, но можно незаметно, с очень большим усилием, например, сдавливать большой и средний


пальцы руки. Такого рода статические усилия невидны для окружающих, но довольно действенны – они смогут физиологически сублимировать часть волнения.

И наконец, один из у убойных приемов против страха – зайдя в аудиторию, представить себе конкретных людей ... голыми. И внимательно рассмотреть (умозрительно, конечно). Они сразу станут родными, и выступать станет проще.


Сейчас читают про: