Самые простые реакции аудитории - внимание и интерес –
обеспечиваются ярким впечатлением от презентатора. В свою очередь, впечатление создается личными качествами
презентатора, формальными приема ми его презентации.
Более сложные и самые важные с точки зрения целей презентации реакции аудитории – решения и действия – подготавливаются убеждением. А убеждение осуществляется с помощью содержательных приемов презентации, экспертных знаний и рациональных аргументов.
Добиться Внимания и интереса можно элементами шоу, эпатажа. Но этого недостаточно для достижения целей презентации. Для того чтобы аудитория приняла решения и
совершила действия, необходимо убедить ее в выгоде таких решений и действий.
Иными словами, добиться впечатления можно яркостью
презентации. Добиться убеждения можно с помощью аргументов выгоды.
Подготовка презентации сводится к осуществлению 4 действий. Необходимо:
1)знать цели;
2)иметь план; 3)владеть темой;
4)контролировать время.
При подготовке презентации презентатор должен выступать сначала как автор сценария и затем – как
|
|
режиссер-постановщик.
Формируя сценарий будущей презентации, необходимо, прежде всего, понять собственные цели. Какое именно
действие должна совершить аудитория в результате
презентации? Например, в результате презентации инвест- проекта инвестор должен выделить средства. В результате
презентации нового продукта потребитель должен купить
его. И так далее. ВСЯ подготовка презентации должна быть посвящена достижению этой цели. При всей очевидности этого тезиса, он часто нарушается и презентация сводится к представлению, показу, спектаклю или чтению доклада. Но это же не доклад и не спектакль.
Выступление на презентации должно содержать вступление, основную часть и заключение. Объем информации и примеров, составляющих части презентации должен иметь внутреннее соотношение 2 к 3 – две трети приходятся на основную часть и одна треть - на вступление с заключением.
Презентатор должен продумать не только содержание презентации, но и форму подачи, то есть выступить
режиссером-постановщиком. Необходимо иметь
представление о месте, времени, аудитории, технических
средствах презентации, оценить место, с которого будет вестись презентация (слышимость, видимость), пространство, по которому можно будет перемещаться перед аудиторией.
Целесообразно отработать роли и сценические приемы, которые будут продавать презентацию:
• во вступлении презентатор должен быть актером, шоуменом;
·в основной части презентатор должен быть экспертом;
·в заключение презентатор должен быть инструктором и опять актером.
|
|
Под эти роли заготавливаются соответствующие приемы. Причем режиссерское решение композиции презентации,
иногда требует пересмотра изначального сценарного плана.
Необходимо прорепетировать выступление, если есть возможность - записать его на диктофон или видеокамеру.
Репетиция крайне важна с точки зрения определения необходимого времени. Надо обязательно учесть фактор
времени. Для этого в тексте выступления (если текст большой) делаются специальные временные отметки, позволяющие контролировать время в ходе выступления.
Если презентатор видит, что он не укладывается в отведенное время, то лучше пожертвовать каким-то фрагментом
основной части, чем заключением. И сделать это надо самостоятельно, а не под давлением ведущего или аудитории. Для этого и нужен контроль времени. Ведь самая частая
ошибка выступающего - под конец отведенного времени он начинает торопиться и смазывает концовку.
В особо важных случаях, перед презентацией не помешает начитать текст выступления вслух, причем не шепотом, а в голос (ведь шепот проговаривается быстрее, чем звучная
речь). При этом надо засекать время. Только так можно реально оценить, сколько времени понадобится для устного
произнесения заготовленного письменного текста. Дело в том, что субъективная оценка времени, необходимого на
прочтение текста, всегда ошибочна - всегда кажется, что
письменный текст займет меньше времени при прочтении, чем это оказывается на самом деле. В результате времени вечно не хватает, и 20-30% выступления могут не вместиться в регламент. Вот поэтому перед важной презентацией следует устроить устную репетицию с хронометром.
Существует четыре основных способа подготовки текста выступления на презентации.
1.Заучивание текста наизусть.
2.Тезисный план.
3.Цепочка ключевых образов.
4. Речевые модули - карточки.
Заучивание текста наизусть – очень простой прием, применяемый младшими школьниками. Но он ограничивает
возможности презентатора свободно общаться с аудиторией. Заминка с текстом может выбить из седла.
Тезисный план – наиболее традиционная форма подготовки текста. При подготовке тезисного плана необходимо, помимо основных тезисов, записывать
иллюстрации, статистические данные, необходимые для иллюстрирования тезисов.
Цепочка ключевых образов предполагает использование того же механизма, что и тезисный план, но уже на уровне образов, а не понятий. Это очень хороший способ для
опытного презентатора, хорошо владеющего темой: он пишет себе речевую программу, состоящую не из цифр и фактов, а
из образов и красочных иллюстраций. И по этим образам, как по путеводным зарубкам, выстраивает все выступление. Оно
получается живым и интересным, так как изначально упор сделан на яркие, запоминающиеся примеры-образы.
И, наконец, специально подготовленными речевыми
модулями на карточках пользуются лидеры многих государств. На карточке размером 9х12 см (чтобы помещались во внутренний карман пиджака и удобно лежали в руках) в особом порядке записывают речевой модуль - законченный смысловой фрагмент будущего выступления.
Речевой модуль содержит два-три объединенных темой тезиса или образа, несколько примеров или деталей, стыковую фразу для перехода на следующую карточку. Иногда карточки-модули готовят таким образом, чтобы по ходу выступления можно было отказаться от некоторых из них, пропустить, если это необходимо. Таким образом, речь составляется из карточек, как из модулей – кирпичей. С подобными карточками часто выступают президенты.
При подготовке текста эффективной презентации необходимо использовать специальные речевые приемы. Опишем три из них – наиболее эффективных.