double arrow

Украина в конце XVIII – середине ХІХ вв

Внешнеполитические и социально-экономические прогрессивные сдвиги.

Прежде всего следует остановиться на положительных для Украины аспектах внешнеполитических событий и социально-экономических процессов. Для судеб Украины большое значение имели разделы Польши, в результате которых она утратила свою государственность, и многочисленные поражения Турции. В 1772 г. Австрия и Россия поделили между собой Украинские владения Польши. Галиччину захватила Австрия, а Правобережную Украину - Россия. В 1774 г. австрийские войска вошли в Черновцы, контролировавшиеся Турцией. Северная Буковина была населена преимущественно украинцами, Закарпатская Украина входила в состав Австрии и раньше. Так 20 % украинцев оказались в Австрийской империи. Произошло это с согласия России.

Победы российской армии и российского флота над Турцией расширили границы Украины до Черноморского побережья. В 1783 г. к России был присоединен Крым.

Украина в составе России. 1783 года указом Екатерины II было введено крепостное право на всей территории Украины. В это время на Левобережье появляется ярко выраженная дворянская прослойка, которая появилась из числа бывшей казацкой верхушки - старшины. Для того, чтобы обеспечить себе их поддержку, царское правительство даровало им все те права, которые имели российские дворяне. Постепенно большая их часть подвергается русификации и начинает считать себя россиянами. Власть России на Украине в это время становится неограниченной. Царское правительство старалось всячески доказать, что украинский народ- это всего лишь небольшая часть российского народа, которая только немного отличается от всего российского народа.

Во время царствования Александра 1 (1801 - 1825) российское присутствие обеспечивали армия и администрация. В 1830-х годах, во время царствования Николая 1 (1825 — 1855), российская централизованная административная система охватила всю Украину. В 1831 году было упразднено магдебурское право украинских городов. С 1840 года прекращено использование Литовского cmamyma - исконного украинского источника права. Даже сам термин Украина практически прекращают использовать. Левобережную Украину называют Малороссией, Правобережную Украину - Юго-Западным краем, а южную Украину - Новороссией. На Украине были организации декабристов, хотя в них состояли в основном российские офицеры.

В 1830 году на Правобережной Украине вспыхнуло антироссийское восстание, возглавляемое польской шляхтой. После его подавления в 1831 году царизм усилил русификацию правобережья. Эта политика, которую проводил генерал Дмитрий Бибиков, ударила и по полякам, и по украинцам. Имущество 3 тыс. дворянских семей было конфисковано, а 340 тыс. человек были лишены дворянства и сосланы на восток. Был закрыт Кремянецкий лицей, а вместо него в 1834 году был открыт Российский университет в Киеве. В 1839 году множество греко-католиков были вынуждены перейти в православие.

Тем не менее в российской Украине произошло ускорение экономического роста. В хозяйственный оборот были вовлечены многие миллионы десятин плодородных черноземов. К концу ХVIII в. только помещики получили 8 млн. дес. земли. Правительство предоставляло большие площади иностранцам-колонистам: немцам, сербам, грекам, болгарам.

Современный Донбасс из приграничья, постоянного театра военных действий, превратился в глубокий тыл. Благодаря этому, развернулась широкая аграрная колонизация его земель. На новые земли особенно активно правительство переселяло государственных крестьян. Параллельно шла стихийная крестьянская и казачья колонизация. Помещичья колонизация носила здесь ограниченные масштабы, но и помещики поселяли сюда своих крепостных из Украины и России, хотя опасность их массовых побегов а этих не обустроенных местах была большой. Среди переселенцев преобладали украинцы и русские. Всего же насчитывалось более 30 этносов.

Все шире развертывалась промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья. Насчитывалось более 7 тыс. виноградников, 2 тыс. сахарных заводов. Производились на продажу сукно, мыло, свечи, махорка Первоначально организаторами мануфактур были помещики, использовавшие труд крепостных крестьян, Потом основной фигурой стали купцы, применявшие наемный труд. Им уже выгодно было внедрять машины.

В 1795 г. правительство приняло решение о создании на р. Лугани литейного завода и открытии угольных шахт. В 1798 г. завод дал первую продукцию. Чугун привозили с Урала. Изготовляли снаряды для Севастопольских батарей. Особенно важную роль завод сыграл во время Крымской войны. В 1855 г. он поставил 295 тыс. пуд. (пуд - 16 кг) снарядов.

В 1840 г. открылся частный завод Шумана в с. Штейндорф Славяно-Сербского уезда по производству сельскохозяйственных машин. Донбасс, следовательно, уже начинал индустриализацию Украины. Из городов особенно быстро росла Одесса, которой был предоставлен статус города с правом беспошлинной торговли. Быстро росли Житомир и Бердичев, в которых преобладало еврейское население. Центром ярмарочной торговли стал Киев.

Приведенные факты свидетельствуют о прогрессивном векторе социально-экономических процессов. Возрастал удельный вес Украины во всероссийском производстве. Расширились рыночные отношения, подтачивая крепостничество. Благодаря этому, медленно, но фундаментально проявлялось начало возрождения Украины в социально-экономической сфере, закрепляя отмеченные ныне внешнеполитические изменения.

Украина в составе Австро-Венгрии. Западная Украина, которая входила в состав Российской империи, была очень отсталой в социально- экономическом отношении. Это был один из самых бедных районов Европы. Галичина вошла в состав Габсбургской империи во время правления императора Иосифа ІІ, который использовал Галичину как область для испытания своих социально-экономических и образовательных реформ. При нем были уменьшены повинности крестьян в пользу помещика, уничтожена личная зависимость крестьянина от помещика. Однако после его смерти большая часть реформ была отменена.

В 1848 - 1849 годах в Австро-Венгрии произошла революция, в результате которой было отменено крепостное право, было создано парламентское представительство. Поляки попытались добиться того, чтобы все делегаты от Галичины были поляками. Против этого выступили украинские представители. Они начали требовать прав автономии для украинского населения. Начал издаваться украинский журнал "Заря 1'алицкая", Открылось образовательное литературное товарищество Галицко-Русская Матица.

Социально-экономический прогресс хотя и тормозился колониальными и феодальными путами, но он все-таки происходил и составлял одно из направлений начавшегося возрождения. М. Грушевский признает, что переход Галичины к Австрии дал некоторые положительные результаты для Украинского национального возрождения. Он имел в виду реформы Марии Терезы и Иосифа II. В Австрийской империи Галичина была самой отсталой провинцией. Польские помещики эксплуатировали украинских крестьян в самых отсталых формах. Барщина достигала 5-6 дней в неделю Крестьяне платили оброк. Нередко у них отбирали наделы. Попытка реформировать сельское хозяйство включала запрещение землевладельцам устанавливать барщину больше, чем на 3 дня, отбирать у крестьян наделы вмешиваться в личную жизнь. Крестьянам разрешалось обращаться в суд, Внешне крестьянин превращался в арендатора. Однако после смерти Иосифа II в 1790 г. его начинания были во много сведены на нет.

Первые шаги национально-культурного возрождения.

Одновременно происходило и национально-культурное возрождение. В двух частях Украины оно начиналось неодинаково. Среди 11 народов Австрийской империи не было ни одного численно и культурно доминирующего. Австрийское правительство не препятствовало развитию украинской культуры, но дворянская элита Галичины была либо польской, либо ополяченной. Из ее среды формировалось и чиновничество. Местечковые торговцы, ростовщики, ремесленники являлись евреями. Украинцами были крепостные крестьяне. Сплошь неграмотные и 2 - 2,5 тыс. семей униатских священников, с которыми только и могло быть связано проникновение в украинскую среду образования. По инициативе императора Иосифа II униатские священники стали получать государственное жалование. Для обучения их детей были созданы на государственные средства духовные семинарии в Вене, Львове, Перемышле, в типографиях которых печатались издания на украинском языке. Одно время функционировал богословский факультет с украинским языком преподавания. Однако после смерти Йосифа ІІ польский язык господствовал в государственной школе и университете. В ответ униатские священники развернули сеть церковных украинских школ.

В среде образования украинцев центральным оказался вопрос о родном языке. Большинство их были приверженцами смешанного церковно- книжного и старокнижного украинского языков. Такой гибрид не имел будущего. Прорыв совершила "Русская троица" Основателями ее были Максим Пашкевич, Яков Головатский, Иван Вагилевич. Своей целью они ставили борьбу против социального, политическою и духовного угнетения украинских земель, поднятие украинского самосознания, постепенное превращение бытового украинского языка в литературный, знакомство с историей и традициями украинского народа; издали написанные в духе романтизма альманах "Зоря" (из-за цензуры не вышел в свет) и "Русалка Днестрова", где помещали исторические статьи о подвигах казачества, С. Наливайко и др. героев народных восстаний, украинские песни, народные предания и т.п. "Русалку Днестрову" высоко оценили Т. Шевченко и И. Франко, а австрийское правительство конфисковало весь тираж, кроме одного экземпляра, переданного в библиотеку Львовского университета. После этого члены "Русской тройки" опубликовали ряд статей за рубежом (в Лейпциге и др.), где осуждали феодальные порядки, цензуру, национальный гнет в Галиции.

Значение: способствовали росту украинской культуры и самосознания населения, были борцами против национального и духовного гнета в западно-украинских землях.

Деятельность "Русской тройки" протекала в тот период, когда значительная часть интеллигенции Красной и Галицкой Руси была полонизованной, онемеченной, мадьяризованной. Среди ряда местных деятелей тогда господствовала идея о возрождении народного языка лишь на основе латинского алфавита. Для Австрийской империи деятельность членов "Русской тройки" угрожала не только "вторжением славянизма", но и ростом симпатии к православной части восточной Европы.

Значение: способствовали росту украинской культуры и самосознания населения, были борцами против национального и духовного гнета в западно-украинских землях.

Гораздо более масштабно и ярко начиналось национально- культурное возрождение в российской Украине, хотя стартовый уровень и здесь был крайне низким. К концу ХVIII в. старый книжный украинский язык фактически не применялся. Казацкая старшина и в быту перешла на русский язык. Украинский язык и быт считали умирающими. В школах всех уровней был введен русский язык. Преподавать даже в самых низших учебных заведениях на украинском языке запрещалось. Знать и чиновники украинского происхождения в подавляющем большинстве свое будущее связывали с Российской империей. Верхушку составляли русские помещики и землевладельцы других национальностей. В городах верховодили русские чиновники, русские и еврейские купцы. В военных поселениях, которых насчитывалось около двух десятков, всю жизнь определяли русские офицеры.

Несмотря ни на что расширялся круг образованной украинской молодежи. В начале XIX в. в России была проведена реформа системы просвещения (1502 - ! о04 гг.), по которой: учебные заведения делились на 4 разряда:

приходские школы - создавались при церкви и за 1/2 года в селах или за 1 год в городах обучали детей чтению, письму, арифметике, 'Закону Божьему";

уездные училища - светские начальные школы в городах - за 3 года обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, физике, геометрии, естествознанию, "Закону Божьему";

гимназии - за 7 лет обучения давали среднее образование. Изучались латинский, немецкий, французский язык, философия, статистика, юриспруденция, политэкономия, физика и т.п. Выпускники получали право поступать в университеты или же становиться преподавателями начальных школ;

лицеи и университеты - давали высшее образование. Три лицея (в Креминце на Волыни, Одессе, Нежине) за 9 или 10 лет давали объединенный гимназический и университетский курс. На Украине было открыто 2 университета: в Харькове (открыт в 1805 г.; вначале имел 2 факультета- философский и юридический, затем был открыт третий - медицинский) и в Киеве (открыт в 1834 г. на базе ликвидированного Кременецкого лицея). В университеты принимали лиц, закончившие гимназии, и за 4 года давали высшее образование. За дореформенное время университеты выпустили более 4 тыс. человек.

Особенности развития просвещения:

просвещение носило классовый характер, т. к. в средние и высшие учебные заведения запрещался доступ детей рабочих и крестьян;

большинство населения оставалось неграмотным, т.к. даже начальные школы охватывали меньшую часть детей и прежде всего крестьян;

русификаторская политика запрещения на Украине преподавания в учебных заведениях на украинском языке.

Несмотря на слабую материальную базу и стремление царизма превратить университеты в оплот официальной науки, они становились центрами развития естественных, гуманитарных наук. Крупнейшими учеными первой половины XIX в. на Украине были:

И. Костомаров - видный украинский историк, автор многочисленных исторических трудов ("Богдан Хмельницкий", "Мазепа и мазепинцы", "Гетманство Юрия Хмельницкого", "Павло Полуботок" и др.), крупный общественный деятель буржуазно-либерального направления. Он являлся одним из организаторов Кирилло-Мефодиевского общества, после разгрома которого был сослан на 9 лет в Саратов. После возвращения из ссылки стал профессором Петербургского университета;

М. Максимович - ученый-энциклопедист, написавший более 10 научных трудов по истории, археологии, этнографии, филологии, ботанике. Первый ректор Киевского университета.

П. Срезневский - воспитанник Харьковского университета, ученый- славист, основатель отечественного славяноведения, поддерживал связи с членами "Русской тройки".

Н. Осиповский - профессор математики Харьковского университета, автор трехтомного "Курса математики", который несколько десятилетий был основным учебником по математике в вузах. Первый ректор Харьковского университета;

М. Остроградский - ученый-математик, основатель Киевской математической школы.

В этот период шел процесс формирования новой украинской литературы с ярко выраженными национальными чертами, о чем свидетельствовали произведения П.П. Гулака-Артемовского, Г.Ф. Квитки-Основьяненко, И.П. Котляревского, Т.Г. Шевченко и др.

Украинская литература развивалась в тесной связи с русской литературой, и большинство украинских авторов писали как на украинском, так и на русском языке. Это делалось не только из-за преследования украинского языка царским правительством, но и для того, чтобы ознакомить российского читателя с украинской историей, культурой, традициями и т. п. Антифеодальная направленность произведений многих украинских авто- ров: Шевченко - "Кобзарь”, поэма "Єретик", "Заново", "Сон" и др.; Котляревский - поэма "Енеїда", пьесы "Наталка Полтавка, "Москаль-Чарівник" и др., в которых авторы описывали тяжелый труд и быт крестьян, провозглашали идеи антикрепостничества, украинского патриотизма и человеческого гуманизма.

Общественно-политические аспекты возрождения Украины. Кирилло-Мефодиевское братство.

Вслед за национально-культурным ростом в Украине наступил политический этап, включавший создание национально-политических организаций. В рассматриваемый период политическая жизнь на Украине активизировалась. В Западной Украине это произойдет в связи с революцией 1848 г., в Российской Украине толчком послужили война 1812 г. и поход в Европу. Когда надежды на перемены и реформы в России не оправдались, передовые офицеры, будущие декабристы, стали создавать тайные организации.

В Украине возникли:

"Южное общество" (1821 - 1525 гг.) во главе с полковником И.И. Пестелем на Киевщине на базе Тульчинской управы "Союза благоденствия"; насчитывало 101 член: С. Волконский, А. Баратынский, С. и И.Муравьев-Апостол, И. Бестужев-Рюмин и др.; состояло из 3-х управ Тульчинской, Васильковской, Каменской (название сел, где дислоцировались гарнизоны): имело влияние на значительную часть войск, расположенных на Украине, поддерживало тесные контакты с " Северным обществом", цели общества изложены в "Русской правде" П. Пестеля;

"Общество соединенных славян” (1823 - 1825 гг.) во главе с братьями Борисовыми; располагалось на Киевщине и Волыни и объединяло 60 человек: Любинский, Горбачевский, Иванов, Соловьев, Усовский и др.; цели изложены в двух документах - "Правилах" и "Клятве", в которых предполагалось путем вооруженного восстания с участием народных масс ликвидировать самодержавие, крепостничество, национальный гнет; создать демократическую федерацию государств (Россия, Украина, Валахия, Далмация, Сербия, Польша, Венгрия, Трансильвания и Богемия) от Адриатического моря до Северного Ледовитого океана; осенью 1825 г. общество вошло в Тульчинскую управу "Южного общества", что объединило их силы, связи и возможности; разгромлено царизмом вместе с "Южным обществом";

"Малороссийское товарищество" (1821 - 1825 гг.) основано полтавским помещиком Василием Лукашевичем, бывшим членом "Союза благоденствия", приехавшим в свое имение после отставки; группы "Товарищества" состояли из дворян и интеллигенции и находились в Киеве, Полтаве, Чернигове, Нежине и др. городах; цель - установление зависимости Украины; установило контакты с "Южным обществом", но было больше союзником, нежели членов декабристской организации. Пестель критиковал "Товарищество™ за стремление отделить Украину от России. В целом, "Товарищество" находилось в процессе формирования и не выработало четкой программы действий. Было разгромлено царизмом в 1825 г., а его члены проходили по следствию вместе с декабристами. Восстание декабристов в Петербурге поддержал в Украине Черниговский полк, расквартированный в Василькове. Поражение показало бесперспективность борьбы путем вооруженного заговора.

Восстание декабристов дало толчок целому ряду выступлений против самодержавия:

1826 - 1827 гг. - в Харьковском университете появляется группа агитаторов антикрепостнического и антисамодержавного направления; всего около 20 человек; руководители: Владимир Розалии-Сошальский и Петр Балабуха; занимались пропагандой идей декабристов, распространяли стихи Пушкина, Рылеева, политические памфлеты и др. запрещенную литературу. Группа была разгромлена царизмом;

1827 - 1830 гг. - группа студентов и профессоров Нежинской гимназии высших наук (Белоусов, Зингер, Андрущенко и др.) изучали и распространяли запрещенную литературу: Ф. Вольтер, Дж. Байрон, А. Пушкин, Г. Грибоедов, К. Рылеев и др.; читали лекции в духе, противоречащем официальной идеологии царизма, а также занимались другими видами революционной пропаганды. В итоге: гимназию перепрофилировали в узкопрофильный лицей со строгим надзором со стороны правительства; кружок разогнан; руководители сосланы;

1830-1831 гг. - крупное восстание в Польше, организованное тайным союзом польских офицеров во главе с И. Лелевелем и призывавшее к отделению Польши от России, ликвидации самодержавия, крепостничества. Выдвинув лозунг "за нашу и вашу свободу", организаторы попытались поднять восстание крестьян Польши и Правобережной Украины (неудачно). Восстание было жестоко подавлено царизмом.

В итоге: восстание декабристов и их последователей в Дольше, а также деятельность агитаторов-пропагандистов привели к созданию революционно-демократического и либерально-буржуазного течения в общественном движении российской империи и на Украине.

Все это привело к возникновению в Киеве первой политической подпольной организации, носившей украинский характер и ставившей украинский национальный вопрос. Называлась она Кирилло-Мефодиевское общество (1846 - 1447 гг.), его руководители и программные документы:

в 40-е годы XIX в. в университетах Киева и Харькова вокруг революционно настроенной профессуры объединяется передовая общественность, В январе 1846 г. в Киеве возникает тайная политическая организация - Кирилло-Мефодиевское общество (КМО), названное в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия;

организаторы КМО: Николаи Костомаров - преподаватель Киевского университета, магистр истории, Николай Гулак - чиновник канцелярии генерал-губернатора и Василий Белозерский - студент Киевского университета. Тесную связь с ЕМО поддерживал Т.Г. Шевченко. Всего КМО насчитывало 12 человек;

программные цели КМО: члены братства являлись типичными украинофилами. Кроме уничтожения самодержавия, крепостного права, ликвидации социального неравенства и введения всеобщего образования, они ставили своей задачей пропагандировать идею объединения всех славян в федеративной республике на основах суверенности. Эти задачи были изложены в "Уставе Славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия" и "Книге бытия украинского народа". В них отражены идеи христианского социализма, природного права, просветительства, соборности украинского народа. И если русские славянофилы "болели" русским мессианизмом, то братчики были уверены в особой, мессианской роли Украины, под эгидой которой должен был функционировать Славянский Собор;

практическая деятельность КМО: распространяли революционные произведения Т.Г. Шевченко и др. авторов; составляли и распространяли революционные прокламации ("Братья украинцы", "Братья великороссы и поляки" ), в которых призывали славян к единству в борьбе с царизмом; установили контакты с петрашевцами в России, польскими, литовскими, чешскими революционерами; занимались просвещением народа (П. Кулишом был написан первый учебник по истории Украины - "Повесть об украинском народе" для детей старшего школьного возраста, опубликованный в 1846 г. в Петербурге и др.).

Репрессии царизма против Кирилло-Мефодиевского общества.

В марте 1847 г. по доносу студента А. Петрова члены общества были арестованы и после суда сосланы в различные губернии России под надзор полиции без права возвращения на Украину, а также права преподавательской деятельности в сфере народного образования. Самое тяжелое наказание понес Т. Г. Шевченко, которого отдали в солдаты рядовым Оренбургского отдельного корпуса с запрещением писать и рисовать.

Значение КМО и его роль в национально-освободительном движении:

создание КМО было первой попыткой украинской интеллигенции перейти от культурного к политическому этапу борьбы за национальное развитие Украины;

программа КМО объективно направляла Украину по капиталистическому пути развития благодаря своей антикрепостнической и антицаристской направленности;

КМО провозгласило и сделало попытку претворить в жизнь идею панславизма - объединения славян на демократических принципах;

ликвидация КМО положила начало длительной борьбе украинской интеллигенции с российским царизмом.


Сейчас читают про: