Реформы в Российской империи и их влияние на становление украинской нации

Предпосылки, ход и результаты капиталистической индустриализации.

В то время, как на западноукраинских землях в результате революции 1848 - 1849 гг. была ликвидирована панщина и крестьяне получили определенные гражданские права, в Приднепровской Украине крепостничество оставалось неприкосновенным, а крестьяне не имели никаких гражданских прав. Крепостничество тормозило социально-экономическое развитие страны. Поэтому Крымская война 1853 - 1856 г.г.. и поражение в ней России, а также мощный подъем антикрепостнического крестьянского движения принудили царское правительство безотлагательно начать кардинальные реформы.

Реформирование страны было начато с отмены крепостного права, согласно Манифесту царя Александра II от 19 февраля 1861 г. Аграрная реформа освободила крестьян от личной зависимости и тем самым ускорила формирование рынка свободной и дешевой рабочей силы. Вслед за этим, в 60 - 70-х гг. XIX века, был проведен ряд значительных реформ в сфере административного управления и расширения гражданских прав населения. Важнейшая роль в этом отводилась земской реформе 1 января 1864 г. На левобережной и в степной Украине, согласно этой реформе, создавались земства, а с 1870 г. - городские управы, как орган местного самоуправления. В земском самоуправлении принимало участие население, которое имело земельную собственность: крестьяне, духовенство, мещане, крестьяне. В конце XIX в. земства подчинили себе почти всю экономическую и культурную жизнь в уездах украинских губерний. Земства сыграли позитивную роль в повышении благосостояния, уровня образования, национального самосознания населения.

Формальное равенство всех граждан перед законом предусматривала судебная реформа. Вместо закрытых, судебных заседаний и зависимости судов от губернаторов вводился открытый суд с участием адвокатов и присяжных заседателей.

В сфере денежного обращения вводилось управление им со стороны министерства финансов. Реформа учреждала Государственный банк. Законодательными актами 1862 - 1874 гг. была осуществлена и военная реформа. Она же в корне перестраивала российскую армию на современный лад. Вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность всех граждан с 20-летнего возраста сроком службы 6-7 лет.

Серьезному реформированию было подвергнуто народное образование. В стране вводилась единая система начального образования. В народных училищах и гимназиях могли обучаться дети представителей всех сословий. Была проведена прогрессивная реформа высшего образования.

В результате реформ в Украине были созданы необходимые условия для развития народного хозяйства, расширились возможности населения принимать участие в предпринимательской, торговой и общественно- политической деятельности.

Чтобы реализовать на практике задачу индустриализации страны государство стало активно вмешиваться в экономику, в частности, в форме финансирования железнодорожного строительства, прямой поддержки отраслей тяжелой промышленности (металлургии, машиностроения). Одну из важнейших предпосылок индустриализации хозяйства должна была составить модернизация и развитие транспорта. Для этого нужно было создать прежде всего новый вид перевозок пассажиров и грузов - железнодорожный транспорт, который в Украине отсутствовал. Первой в 1865 г. начала функционировать железная дорога между Балтой и Одессой для подвоза зерна на экспорт протяженностью 219 верст (одна верста = 1,06 км.). В 1869 г. вступила в строй Курско-Харьковско-Азовская железная дорога протяженностью 500 верст. В следующем году вступила в строй Курско- Киевская железная дорога длиной 443 версты. Широкие перспективы для индустриализации Донбасса имела построенная в 1878 г. Донецкая железная дорога, которая уже охватывала весь край и связала его с Криворожьем, что сыграло огромную роль в развитии горной и металлургической промышленности Юга Украины. В 70-х гг. промышленный переворот на транспорте завершился. Общая длина железных дорог в 1879 г. достигла 4,5 тыс. верст. К концу XIX века протяженность железных дорог Украины выросла до 8,4.тыс. верст. Железные дороги вытеснили чумацкие пути и сблизили отдаленные украинские земли.

Важную роль в экономике Украины играл водный транспорт. Во второй половине XIX в. перевозка грузов в бассейне Днепра возросла в 10 раз. По рекам Украины плавало 220 пароходов. В 1871 г. было учреждено акционерное общество Азовское пароходство”. Первые суда этого общества перевозили уголь, зерно. соль, рельсы для железной дороги, а также продукцию заводов Юга России. Всего к портам Азовского и Черного морей было приписано 280 пароходов.

Развитие железнодорожного и водного транспорта способствовало настоящему буму в горнодобывающей промышленности. Этот процесс проявился прежде всего в Донецком бассейне. В 60-х гг. XIX в. на территории нынешней Донецкой области закладываются первые угольные шахты. Одной из них была Горловская (ныне шахта "Кочегарка"), сооруженная в 1867 г. Однако поначалу преобладали мелкие угольные разработки местных помещиков, казацкой старшины и зажиточных крестьян, которые не могли поднять угольную промышленность на должный уровень. Эту роль выполнили акционерные общества с привлечением иностранного капитала. Благодаря им, в Донбассе к концу XIX в. появилось 20 крупных каменноугольных акционерных компаний. Добыча угля здесь с 1861 по 1900 гг. увеличилась в 115 раз, достигнув 691,4 млн. пудов. В результате этих достижений Донбасс стал главной угольной базой страны и крупнейшим каменноугольным центром в Европе. На его долю приходилось около 70 процентов общероссийской угледобычи.

Вслед за угольной промышленностью получает развитие металлургия. Центрами металлургии стали Донбасс и Криворожье, где были огромные запасы железной руды и угля. Не имея средств на развитие этой отрасли индустрии, правительство было вынуждено передавать на выгодных условиях концессию на разработку природных богатств Украины иностранным капиталистам. Среди них особый интерес представляет английский капиталист Джон Юз. С участием английских и русских учредителей он основал "Новороссийское общество каменноугольного, железного, стального и рельсового производства", получил от царского правительства ряд льгот на постройку металлургического завода. В 1869 г. на территории современного Донецка, где был пустырь и паслись отары овец, началось строительство металлургического завода. Уже в 1871 г. завод дал первую плавку чугуна. Затем здесь стали производить железо и сталь. Вокруг завода появилось целое рабочее поселение Юзовка (1924 - 1961 гг. - Сталино, теперь - Донецк). Через 15 лет после начала стройки, в 1884 г., население Юзовки уже составляло 5494 человека, в том числе 300 иностранцев, а в 1897 г. численность ее жителей выросла до 29 тысяч.

Иностранцами были построены также металлургические заводы в Мариуполе, Краматорске, Енакиево, Алчевске, Дружковке, Макеевке. Им принадлежали почти все металлургические заводы Украины. Благодаря применению в металлургии новых прогрессивных технологий и передового оборудования, производительность заводов Юга Украины в 1900 г. была в 7,3 раза выше, чем на Урале.

В результате интенсивного развития Донецко-Криворожского угольно-железорудного бассейна Украина превратилась в главную угольно- металлургическую базу России. К концу XIX в. она давала половину общероссийской добычи железной руды, выплавки чугуна, стали, три четверти угля и почти столько же производства рельсов.

Капиталистические реформы дали также толчок развитию машиностроения. В середине 90-х гг. действовало уже 109 заводов. Почти все крупные машиностроительные заводы принадлежали иностранцам. Крупнейшими центрами машиностроения были Екатеринослав, Киев, Николаев, Одесса, Харьков. В конце XIX в. в Украине имелось 32 % машиностроительных заводов России, которые давали около 16 % общероссийской продукции машиностроения.

Значительного развития приобрели и традиционные для Украины сахарная, мукомольная и винокуренная отрасли промышленности. Здесь основную роль играли местные предприниматели. С целью получения крупных доходов они объединились в акционерные общества. В 1897 г. был создан синдикат сахарозаводчиков, который контролировал производство и сбыт во всей Украине. Наибольшее влияние на деятельность синдиката оказали крупные сахарозаводчики Бобринские, Браницкие, Береденко и др. Районами сахароварения всероссийского значения были Киевщина и Подолье (территории современной Винницкой, Хмельницкой и Тернопольской областей).

Производство сахарной продукции в конце XIX в. увеличилось в 5 раз. Сахар в большом количество вывозился за границу.

Промышленный переворот обусловил переворот и в социальной сфере. Его характерной особенностью было формирование и быстрый рост двух новых классов - рабочих и буржуазии. В 1897 г. в Украине насчитывалось 1,5 млн. рабочих, значительную часть которых составляли сезонники. Постоянные рабочие преобладали лишь в тяжелой промышленности, где формировались профессиональные кадры рабочих. В промышленности Украины в конце XIX в. насчитывалось более 400 тыс. рабочих, большинство из которых работали на шахтах, металлургических и машиностроительных заводах Донбасса и Екатеринославщины. Главным источником формирования рабочих кадров для крупной промышленности было крестьянство. Быстрые темпы развития промышленности притягивали десятки и сотни тысяч крестьян и рабочих из других губерний России. В начале 80- х годов на шахтах Донбасса больше половины рабочих были пришлыми, преимущественно из Центральной России - Тульской, Орловской, Курской, Воронежской и других губерний. До половины рабочих металлургических заводов также были пришлыми, из российских и белорусских губерний.

Значительное место в социальной структуре населения Украины занимал класс предпринимателей и торговцев (буржуазия). По данным переписи конца XIX в. около 100 тысяч человек (без членов семей), которые говорили на украинском языке, жили на доходы от капитала, недвижимого имущества, занимались торговлей. Среди крупной и средней городской буржуазии украинцы составляли 20 процентов. Предпринимательский класс все больше приобретал всесословный характер. К нему приобщались родовитое дворянство и рядовые помещики, знатные купцы и мелкие торговцы, зажиточное крестьянство, инженеры, юристы, ученые, учителя, врачи. Капиталистами-миллионерами стали семейства Терещенко, Харитоненко, Симиренко, Рымаренко, Демченко, Алчевских и др.

С развитием товарных отношений усиливается врастание Украины в экономику России. Поэтому почти все особенности российского капитализма нашли проявления в Украине. Это прежде всего, завершение промышленного переворота в 80-е гг. XIX в. локальный характер развития капитализма; остатки патриархальных отношений на окраинах; первоочередная индустриализация отраслей тяжелой промышленности иностранные инвестиции и др. Однако развитие капитализма в Украине имелои свои специфические особенности. Во-первых, украинская промышленность строилась на фабрично-заводской а не на мануфактурной основе, как в России; во-вторых, чем дальше было расстояние от северных украинских губерний в направлении на юг, тем меньше встречалось феодальных пережитков, тем развитее были капиталистические отношения.

На протяжении 70-50-х гг. Х!Х века в подвластных Австро-Венгерской империи землях Восточной Галичины, Северной Буковины и Закарпатья также происходил интенсивный процесс формирования фабрично-заводской промышленности. Но охватил он, главным образом, нефтяную, лесопильную и мукомольные отрасли, на которых широко применялись паровые двигатели. Хозяйничали здесь в основном иностранные капиталисты: австрийские, немецкие, канадские. Благодаря развитию нефтяной промышленности, в Бориславо-Дрогобычском бассейне добыча нефти увеличилась с 20 тыс. тонн в 1870 г. до 310 - 330 тыс. тонн в конце XIX в. В крупные промышленные центры преобразовались города Бори- слав, Львов, Дрогобыч, Черновцы, Мукачево, Коломыя и др. Они стали наибольшими пролетарскими центрами на западноукраинских землях. Однако, как и в первой половине XIX в., основную массу населения составляло крестьянство, среди которого около 30 процентов были безземельными. В условиях колониальной зависимости этих земель заметных изменений в развитии сельского хозяйства не наблюдалось и после отмены панщины. Западноукраинские земли по-прежнему оставались аграрно-сырьевым придатком Австро-Венгерской империи, а население этих земель испытывало тяжелый социальный гнет. Из-за такой политики властей в крае росло аграрное перенаселение, увеличивалось число крестьянских хозяйств, которые оказались на грани разорения.

В поисках лучших условий жизни значительная часть западноукраинских крестьян в конце XIX в. эмигрировала в другие страны (США, Бразилию, Канаду, Аргентину), в Приднепровскую Украину и на Балканы. До первой мировой войны с этих земель выехало и поселилось за океаном около одного миллиона человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: