double arrow

Граница, обозначившая в 1918 году независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести

1

Совсем близкая - рукой подать - Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила.

Сентября 1919 года в Финляндии, в деревне Нейвола, в возрасте 48 лет умер знаменитый русский писатель Леонид Андреев.

В 1930 году вышел последний сборник рассказов Л. Андреева, а потом - долгие годы умолчания.

Второе "открытие" творчества Леонида Андреева, как части всей предреволюционной литературы, произошло в нашей стране в 1956 году, с выходом сборника "Рассказов". Открытие это продолжается уже больше тридцати лет, но и нынешнее шеститомное собрание сочинений - лишь этап постижения этого замечательного писателя.

Андреев, Леонид Николаевич родился 9(21) августа в Орле в 1871 году.

Детство Леонид помнит "ясным, беззаботным". В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку".

Учился в Орловской классической гимназии (1882-91) и, по собственному указанию в небольшой автобиографии, "учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три". Уже в гимназии Андреев открыл в себе дар слова: списывая задачки у друзей, он взамен писал за них сочинения, с увлечением варьируя манеры. Склонность к стилизации проявилась потом и в литературных опытах, когда, разбирая произведения известных писателей, он старался подделываться "под Чехова", "под Гаршина", "под Толстого".

Но в гимназические годы Андреев о писательстве не помышлял и всерьез занимался только... рисованием. Однако в Орле никаких возможностей учиться живописи не было, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". И не раз потом сокрушался уже известный писатель о неразвитом своем таланте художника,- таланте, то и дело заставлявшем его бросать перо и браться за кисть или карандаш.

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Увиденные на окрестных улицах персонажи пока еще даже не задуманных рассказов - Баргамот и Гараська, Сазонка и Сениста ("Гостинец"), Сашка ("Ангелочек") и другие - жили в сознании будущего писателя вместе с героями Диккенса, Жюля Верна, Майна Рида...

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились.

Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему написан первый рассказ - "о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись".

Литературный дебют - рассказ "В холоде и золоте" (ж. "Звезда", 1892, № 16).

Неожиданно получил предложение знакомого адвоката о месте судебного репортера в газете "Московский вестник" для написания очерков "Из залы суда".

И спустя несколько дней после предложения о сотрудничестве Андреев принес в редакцию свой первый судебный отчет. "Он был написан хорошим литературным языком, очень живо... Не было никакого шаблонного вступления о том, что тогда-то происходило заседание, а прямо начинался обвинительный акт, изложенный в виде рассказа"- вспоминал сотрудник "Московского вестника".

Совмещал защиту в суде с анонимной публикацией в журнале. В тёс же, довольно быстро закрывшемся "вследствие финансового худосочия", Андреев публикует рождественский очерк "Что видела галка" и оставляет (так целиком никогда и не напечатанную) сказку "Оро".

Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца, 6 ноября 1897 года, он уже перешел давать отчеты в только что основанную московскую газету в газету "Курьер".

Андреев вскоре начинает печатать в "Курьере" фельетоны, которые подписывает "James Lynch" и "Л.- ев" и рассказы.

Для пасхального номера 1898 года по просьбе редакции был написан "под влиянием Диккенса", которого очень любил, перечитывал "раз десять"; рассказ "Баргамот и Гараська". Он решил судьбу Андреева.: на него обратил внимание Максим Горький.

Молодые писатели сблизились и вместе с некоторыми другими начинающими писателями - Скитальцем, Буниным, Телешовым, и певцом Шаляпиным - образовали тесное литературно-артистическое содружество.

Горький помог Андрееву советами и делом и ввел его в книгоиздательское товарищество "Знание", учрежденное группой молодых писателей с целью поддержания и развития социально-реалистических традиций русской литературы 19 века

Уже в сентябре в популярном петербургском "Журнале для всех", появляется "Петька на даче". Еще раньше в "Нижегородском листке" печатается "Памятник"; завязываются отношения Андреева с журналом "Жизнь"- его произведения попадают в самый широкий, демократический круг российского чтения.

Литературные дебюты Андреева совпали с эпохой огромных успехов Максима Горького, когда публика восторженно стала верить в нарождение новых талантов и жадно раскупала все, что давало какое-нибудь основание предполагать появление свежего дарования.

Бросилась она и на небольшую книжку Андреева, которая в короткое время разошлась в нескольких десятках тысяч экземпляров.

Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к молодому писателю как к литературному явлению серьезного значения. Уже в этом первом сборнике достаточно определенно обозначились общее направление творчества и литературная манера.

Сюжеты Андреев почти не выдумывал - он просто умел их выделить из происходящего вокруг.

Растаявший ангелочек, чиновник по прозвищу Сусли-Мысли у своего окна, ницшеанец Сергей Петрович, загадочное самоубийство дочери священника ("Молчание"), купец Кошеверов и дьякон Сперанский ("Жили-были"),- все это было "на самом деле".

Но мог ли говорить в действительности подсмотренный Андреевым "маленький человек" о том, "какая это странная и ужасная вещь жизнь, в которой так много всего неожиданного и непонятного"? Едва ли, например, герою рассказа "У окна", оберегавшему свой убогий душевный покой даже от книг, могло прийти в голову самоуничижительно-ницшеанское: "Писк один несется от растоптанных, да никто и слышать его не желает. Туда им и дорога!" Однако именно такого рода "тяжелая, мучительная работа" ("Ангелочек") происходила в головах самых заурядных людей под испытующим взглядом Л. Андреева.

В 1907 – 1910 гг. начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник".

Повесть "Красный смех" (1904), написанная в разгар русско-японской войны, оказалась самой заметной из подобных его творческих "неудач"; как и некоторые драматические произведения Андреева ("Жизнь человека", "Царь Голод"), она впоследствии дала повод причислить этого писателя к экспрессионистам, которые приблизительно в то же время заявили о себе в Германии. Но в данном случае сходство было только стилевое; "вопли нужды", возведенные немецкими художниками в ранг эстетической программы, для Андреева не были самоцелью. Он был глубже них,- он просто не находил обычных слов, когда писал о том, что "земля сошла с ума": похожая на голову, "с которой содрали кожу", с мозгом, красным "как кровавая каша", она кричит и смеется; "это красный смех".

В литературных сборниках "Знание" опубликованы: повесть "Жизнь Василия Фивейского" (кн. 1, 1904); рассказ "Красный смех" (кн. 3, 1905); драмы "К звездам" (кн. 10, 1906) и "Савва" (кн. 11, 1906) рассказ "Иуда Искариот и другие" (кн. 16, 1907).

Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в в деревне Нейвала близ Мустамяки (Финляндия) и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Там пером публициста обличал коммунистическое засилье на родине.

Его последнее произведение, незаконченный роман-памфлет «Дневник Сатаны» опубликован в 1921 году.

«…Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть".

Блок А.А. «Памяти Леонида Андреева».

4.Ответы учащихся- анализ прочитанных произведений

v Рассказ «Баргамот и Гараська» стал началом его писательской карьеры(1898), пасхальный рассказ, выполненный в традициях 19 века.

1) Почему так называется?

2)Что представляет собой каждый из персонажей?

3) Каков Баргамот дома и на службе?

4) Что прервало его благодушное настроение?

5) Расскажите о Гараське.

6) Что является кульминацией рассказа?

7) Что происходит в душе Баргамота? Как это связано спраздником?

8) Каким образом происходит истинное воскресение души баргамота? Гараськи? Марьи?

9) Чудо это или так должно быть?

10) Каким предстает автор? Что можно сказать о душе? Умилился ли с героями?

А. с улыбкой недоверия к факту изображает примирение городового и затравленного бродяги. В выстраданные и бессвязные слова гараськи столько внесено авторской боли, сочувствия к отброшенному на дно жизни человеку, в ограбленной и заплеванной душе которого еще теплится чувство собственного достоинства.

Учитель:

В отличие от Куприна и Бунина, Леонид Андреев считается выразителем пессимистической философии. М. Горький охарактеризовал произведения писателя ёмкой метафорой – «космический пессимизм». Эти настроения нашли отражение в рассказах «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот», «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных», в пьесах «Жизнь Человека», «Царь-Голод», романах «Дневник Сатаны», «Сашка Жигулев» и других.

Подобно Л. Толстому, писатель выступал против зла и насилия, какую бы форму они ни принимали. Но проповедь смирения тоже чужда Андрееву, поэтому он бурно приветствовал революцию 1905 года. Но на смену бурной радости пришло разочарование, которое отразилось в произведениях 1905-1910 годов. Во многих произведениях этого периода звучит высказанное Шопенгауэром убеждение: «Как бы мы ни разукрашивали и ни прикрывали жизнь, она всё же скоро проглянет в своей бедности и ничтожестве посреди всего ярмарочного блеска…».

v «Рассказ о семи повешенных»

· Это произведение тесно связано с философией Шопенгауэра. В основу рассказа положено реальное событие: расправа над членами боевой группы, готовившей покушение на министра юстиции Щегловитова. Почти все арестованные на закрытом заседании Петербургского военно-полевого суда были приговорены к казни через повешение.

· Как изображены герои произведения (террористы): внешность и характеры? (Отвечая на вопрос, следует привести и прокомментировать небольшие цитаты и прийти к выводу, что автор к героям относится с симпатией, но в то же время задаётся вопросом: оправдана ли жертва, не граничит ли с фанатизмом их героизм?)

· Что руководит поступками героев? (мотивы их поступков, по мнению некоторых исследователей, можно свести к действию трёх пружин, названных Шопенгауэром: «Эгоизм, хотящий собственного блага», «злоба, хотящая чужого страдания», «сострадание, хотящее чужого благородства и великодушия») Приведите и прокомментируйте небольшие цитаты.

· С какой целью введены образы Янсона и Цыганка?

Учитель. Ненависть Янсона к людям имеет не только социальные корни, но и генетические( врожденная жестокость позволяет истязать лошадь). Полное отсутствие нормального человеческого чувства тоски по земле, где похоронены предки.

Дикий страх- инстинкт самосохранения.

У Цыганка- дотла сгорела совесть, обуглилась вера в Бога, в пепел- милосердие.

· Расскажите о свидании с родными Головина и Каширина

Проблема «отцов и детей»

· Андреев очень натуралистично изображает чувства людей, ожидающих неминуемой смерти. Писатель стремится вызвать у нас сочувствие ко всем героям. Вернер идёт к эшафоту, поддерживая Янсона, а Муся ведёт за руку впервые испугавшегося Цыганка. Эта сцена вызвала много споров. Андреев отвечал так: «Велик ужас казни, когда она постигает людей мужественных и честных, виновных лишь в избытке любви и чувстве справедливости. Но ещё ужаснее верёвка, когда она захлёстывает горло людей слабых и безвольных…» Зачитайте описание казнённых. Как оно противопоставлено изображению наступающей весны?

· Какова главная мысль рассказа? Как она перекликается с содержанием романа «Преступление и наказание» Достоевского?

· Ответы на вопросы представить в виде связного высказывания.

Рассказ каждой главой протестует против насилия, террора, продуманных акций, приводящих к ответным формам насилия.

Рассказ и сегодня актуален: только милосердие, доброта, любовь к ближнему способны изменить жизнь. Все остальное – от Лукавого.

Урок №28.Дата_____. Тема: Библейская история в рассказе «Иуда Искариот».

Цели урока:

Проследить по тексту рассказа, как решает писатель «вечные» проблемы верности и предательства, добра и зла, любви и ненависти, как преломляются в произведении Л.Н.Андреева; показать возможность рассмотрения произведения под разным углом зрения, в зависимости от поставленной задачи.

Совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения; развивать умение работать в группе, проводить исследовательскую работу.

Воспитывать осознанное, вдумчивое отношение к жизни, активную жизненную позицию.

Оборудование к уроку: тексты рассказа Л.Н.Андреева «Иуда Искариот», философские словари, Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. «Религии мира», М.: «Аванта+», 1997.

Обучающиеся распределяются по группам до начала урока..

Предварительные домашние задания для групп:

1. Определение понятия «экзистенциализм».

2. История создания рассказа «Иуда Искариот».

3. Предательство Иуды в ортодоксальной религии.

4. Иуда в первохристианских церковных преданиях.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

II. Вступительное слово учителя.

Л.Н.Андреев не только талантливый писатель («Талантлив как дьявол», - писал о нем М.Горький), оригинальный художник в поколении русских реалистов 90-х г.г., но и необычное явление в русской литературе. Начал он свой творческий путь как продолжатель реалистических традиций русской классической литературы, но постепенно и неуклонно стал проявлять интерес к модернистским течениям, стремясь с помощью синтеза средств и форм художественного выражения расширить границы реализма. В результате многими исследователями назван одним из первых европейских экзистенциалистов, «самым европейским» писателем не только XX века, но и русской литературы вообще.

Объявляет тему и цели урока.

III. Словарная работа:

Ортодоксальный – неуклонно придерживающийся какого-либо направления, учения, мировоззрения; последовательный.

IV. Выступление группы «литературоведов»: история создания рассказа «Иуда Искариот».

(Предполагаемый ответ)

Повесть «Иуда Искариот создавалась Л.Андреевым в 1907 году на Капри, в период, когда первая русская революция потерпела поражение и многие русские интеллигенты, потрясенные увиденным, переживали сложнейший духовный кризис, когда для многих их них наступила пора отступничества. Показательно, что в те годы эта тема также занимала и М.Горького (замысел очерка «Шпион»). В повести «Иуда Искариот» нашли свое отражение и философские, и общественно-политические взгляды Л.Н.Андреева.

Первоначально, в первой публикации в «Сборнике товарищества «Знание» за 1907 год, повесть называлась «Иуда Искариот и другие».

Острие Андреевского замысла было направлено на то, чтобы вывести смысл темы отступничества, предательства за пределы определенной социально-политической ситуации данного времени, извлечь из этой темы нечто всеобщее, вечное содержание. Писателя тревожил разрыв между высоким идеалами и реальными человеческими поступками, особенно заметный, когда человек попадает в кризисную жизненную ситуацию «последнего» выбора.

В основе повести лежит всем хорошо известная евангельская история о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа. Однако в художественном произведении Л.Андреева эта история получила нетрадиционную трактовку. Сам Л.Н.Андреев назвал «Иуду Искариота» - «нечто по психологии, этике и практике предательства». М.Волошин в сборнике «Лики творчества» отметил, что Л.Андреев создал как бы «Евангелие наизнанку».

Возникновение проблемной ситуации, выдвижение и доказательство гипотез.

Учащиеся работают в группах, используя тексты повести, словари, энциклопедии.

V. Ответы учащихся.

I группа: Изображение Христа и его апостолов в ортодоксальной религии и рассказе Л.Н.Андреева.

(Предполагаемый ответ)

Ортодоксальная религия представляет Христа как идеального человека с активной жизненной позицией, человека, который пришел в мир, чтобы своей кровью, своими страданиями заплатить за грехи всего человечества. На протяжении своей короткой земной жизни Иисус совершил множество добрых дел: исцелял больных, воскрешал мертвых, давал пищу голодным и т.д.

· Каким же предстает перед нами Иисус на страницах Андреевской повести?

По утверждению М.Волошина, «Христа Л.Андреев изображает красивым и очень сентиментальным. Он корректен и бесцветен, нарисован плоскими и условными красками по канону передвижников, как необходимая декорация евангельской картины. Но Его лица, Его веянья нет. На месте Христа среди апостолов стоит безразлично добрый человек».

Но это мнение собрата по перу. Насколько он прав в своем утверждении?

Мы попробовали взглянуть на Иисуса с другой точки зрения. По утверждению древнего предания, Иисус Христос никогда не смеялся. Поэтому при чтении рассказа мы обратили внимание на следующие строки: «С жадным вниманием, по-детски полуоткрыв рот, заранее смеясь глазами, слушал Иисус его (апостола Петра) порывистую, звонкую, веселую речь и иногда так хохотал над его шутками, что на несколько минут приходилось останавливать рассказ».

Сам Л.Н.Андреев писал: «Я знаю, что БОГ и Дьявол только символы, но мне кажется, что вся жизнь людей, весь ее смысл в том, чтобы бесконечно, беспредельно расширять эти символы, питая их кровью и плотью мира». Именно таким – «напитанным кровью и плотью мира», живым человеком - предстает перед нами андреевский Иисус. И проявляется это, в частности, в его смехе.

Л.Андреев употребляет разговорное слово «хохотал», никогда у других авторов не приводящееся в связи с Христом. По традиции, жизнерадостный смех расценивается как освобождающее начало – смеется внутренне свободный, раскованный человек. Поэтому Л.Андреев видит в Иисусе прежде всего ипостась человеческую, еще и еще раз подчеркивая и тем самым как бы освобождая пространство для утверждения человеческого, активного, деятельного начала Христа.

Уже упоминалось о том, что первоначально повесть называлась «Иуда Искариот» называлась «Иуда искариот и другие». Видимо, под «другими» подразумевались ученики Христа – апостолы. Ортодоксальная религия раскрывает нам образы апостолов как мужественных, преданных своему Учителю и вере людей, несших свет христианства после смерти Учителя людям и погибших мученической смертью, отстаивая христианскую веру.

· Какими же предстают ученики Христа на страницах повести?

Л.Андреев рисует их со злой иронией. Например, Петр (в переводе с греческого его имя означает «камень»), огромный, сильный и ограниченный. Это он и Иоанн спорят о том, кто из них будет находиться в Царствии Небесном рядом с Христом. Это Петр выпивает почти все вино, купленное для Иисуса, «с равнодушием человека, придающего значение только количеству». Это Петр, как и было предсказано Иисусом, трижды отрекается от Учителя, взятого под стражу.

С той же злой иронией изображен и любимый ученик Христа – Иоанн. У Андреева он изнеженный и высокомерный, не желающий никому уступать место рядом с Иисусом.

Вечно сомневающийся во всем Фома изображен ограниченным и не способным понимать иронию.

Ученики засыпают во время моления Иисуса в Гефсиманском саду, когда он просит их бодрствовать, быть с ним в час испытания. И наконец, они не защитили Христа от римских стражников во время его ареста.

v Анализ повести

Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Так, например, есть Иуда – герой и великомученик у М. Волошина, а в “биографии” Иуды, появившейся в средние века, он – “совершенный злодей во всем”. В рассказе Х.Л. Борхеса “Три версии предательства Иуды” доказано, и довольно изобретательно, что Иуда – это и есть И. Христос. Есть и немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Какой же Иуда у Л. Андреева? Обратимся к повести.

Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения.

· Каким образом и что мы узнаем о нем?

Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе: это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.

То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

· Как реагирует природа на появление Иуды? Зачитать.

· Какие чувства вызывает описание природы?

(Опять тревогу.) Как автор передает это ощущение? (Лексические повторы – “тяжелый”, “тяжело”; антитеза: белый – красный; аллитерация: шипящие, твердость [т]).

В это время и появляется Иуда: конец дня – ночь, как будто бы прячется от людей. Настораживает и время появления героя.

· Как же выглядит Иуда? Зачитать.

· Что можно сказать о герое по его описанию внешности?

Противоречива внешность – противоречиво и поведение, двуличен. Противоречия героя даны через стихотворный прием – противопоставление, антитезу.

· Какое чувство вызывает описание внешности?

Тревогу. Об этом говорит автор (звучат цитаты) и нагнетает это ощущение описанием головы Иуды.

· Как называется этот художественный прием у Л. Андреева? (Экспрессивная образность.)

Иуда пока ничего не совершил, но атмосфера повествования все более накаляется.

· А как называют героя в произведении? Кто?

Ученики чаще называют Иудой, а “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель” - так называет автор. Для Л. Андреева характерно, что часто он называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение. Скажите, почему? ( В духе экспрессионизма. Так он выражает свои чувства. Каково же отношение автора к Иуде? (Негативное.)

Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? Разобраться в библейских понятиях нам поможет говорящий библейский справочник:

Ученица: в религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям. (На доске составляется таблица). А Иуда как относится к Иисусу? (Любит.) Почему же меняется отношение Иисуса к нему? Зачитать. Какое событие тому предшествовало? (Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.)

· Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что же он говорит о людях? Зачитать.

Записываем в таблицу: не любит людей, т.к. в них – источник зла.

· Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

Спасает жизнь Иисусу.

· Чего ожидает Иуда за свой поступок?

Похвалы, благодарности.

· А что получил?

Еще больший гнев Иисуса.

· Почему?

Лгал.

· А какова позиция Христа?

Говорить правду. (Заполняем таблицу дальше и делаем вывод: сталкиваются два мировоззрения, в этом конфликт произведения, и он носит богоборческий характер.)

Вывод: автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.

Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде?

Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

· Но считает ли Иуда себя грешником?

Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

· Что он задумал?

Предательство.

· Как он себя ведет, посетив Анну?

Двусмысленно: не отговаривает от путешествия в Иерусалим Иисуса и предает.

· Как предает?

Целуя.

· Почему целует?

Любит.

Докажем, что его поступками движет любовь к Иисусу.

Окружил учителя нежностью и вниманием, предупреждал об опасности, принес 2 меча, призывал беречь Иисуса.

· Почему же Иуда предает? Хочет смерти Иисуса?

Нет.

· А чего он хочет?

Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа. ( Зачитайте фрагменты, подтверждающие это.)

· Как в этом эпизоде автор раскрывает психологию героя

Повторы событий и лексические повторы усиливают напряжение. Антитеза ожиданий Иуды тому, что делает народ, вызывает тревогу. Тягостное чувство ожидания передают многоточия. Опять двойственность Иуды: ждет, что народ спасет Христа, и в нем все поет: “Осанна!” - и радуется, когда его теория подтвердилась: “Осанна!” Возгласы радости в восклицательных знаках, в оксюмороне “радостно одинокий”.

· Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

Любил Христа, хотел быть с ним.

· Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

Обрекает себя на вечный позор.

· Еще почему повесился?

Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Чтение эпиграфа к уроку.)

Какие обвинения он бросает в лицо Анне и ученикам? Приведите примеры.

Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это автор?

В словах автора: “Иуда хрипло спросил…”, “И Искариот громко заплакал”, “страшные слова, раздирающие горло”.

Волнение Иуды передается в знаках препинания (многоточия, восклицательные знаки, риторические вопросы); через поступки – бросает серебреники в лица первосвященника и судей; в антитезе: волнению Иуды противопоставлено равнодушие Анны, спокойствие учеников. Лексические повторы заставляют возмущаться.

· Как внешне преображается Иуда?

“…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего. Его прямоту и правду автор подчеркивает аллитерацией: [пр], [р].

Вы согласны с высказываниями Иуды?

· Кто же Иуда: победитель или побежденный?

Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

В этом противоречие Л. Андреева: зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями.

Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений.

· Ваше отношение к Иуде.

Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные.

Образ Иуды, созданный Л. Андреевым, единственный в мировом искусстве со столь же единственной экстравагантной трактовкой сюжета. И очень убедительной. При жизни Л. Андреев называл Царствие Небесное “чепухой”. А что об этом мы узнаем в книге? Зачитайте.

Автор смело перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились противоречия эпохи, в которой жил Л. Андреев. Его волнуют вечные вопросы: что правит миром: добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. А мы как думаем?

1

Сейчас читают про: