double arrow

Досудебная санация

Законом о банкротстве предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31).

В случае возникновения признаков банкротства, определённых Законом о банкротстве, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

До момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению с целью восстановления его платёжеспособности могут принимать не только учредители (участники), собственник имущества должника, но и кредиторы или иные лица (например, государственные органы управления) на основании соглашения с должником.

Под досудебной санацией (оздоровление) понимаются меры по восстановлению платёжеспособности должника, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.[60] Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления его платёжеспособности.

Цель досудебной санации – удержание предприятия «на плаву», недопущение банкротства, а в случае кризисной ситуации – вывод предприятия из неё с наименьшими потерями.

Действующее законодательство не регламентирует ни порядок, на сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактические все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение появления такого состояния. При этом основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностики финансового состояния компании, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

Основные формы, используемые в целях оздоровления предприятия и недопущения его банкротства (до введения процедур банкротства):

Ÿ реорганизация предприятия (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

Ÿ доверительное управление – по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передаёт другой стороне (доверительному управляющему) на определённый срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого лица, указанного учредителем управления (выгодоприобретателем). Договор заключается тогда, когда собственник имущества поручает доверительному управляющему эффективно управлять своим имуществом;[61]

Ÿ финансовая помощь учредителей (участников), собственников имущества должника, кредиторов или иного заинтересованного лица.

Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Так, ст. 575 ГК РФ не допускает в отношениях между коммерческими организациями дарение, т.е. безвозмездную передачу в собственность вещи или имущественного права (требования) либо освобождение от имущественной обязанности.[62]

В досудебной санации также могут участвовать бюджетные средства. Условия их участия регламентируют ежегодные законы о бюджетах (федеральные, региональные), Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатёжеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатёжеспособных предприятий, утверждённое Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498.

Санация сама по себе не влечёт никаких правовых последствий ни для должника, ни для кредиторов, проведение санации не препятствует возбуждению уголовного дела о несостоятельности, не приостанавливает принудительного исполнения должником своих обязательств.

Если же в санации предприятия участвует государство, то сам факт такого участия служит стимулом для привлечения других участников для восстановления платёжеспособности предприятия.


Сейчас читают про: