Последствия введения процедуры наблюдения.
После принятия арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об оплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в соответствии с Законом о банкротстве;
2) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника;
3) запрещается выплата дивидендов.
В целях соблюдения указанных последствий определение арбитражного суда о ведении наблюдения направляется:
а) в банк, с которым у должника заключен договор банковского счёта;
б) в суд общей юрисдикции;
в) главному судебному приставу;
г) в уполномоченные органы.
При введении наблюдения руководитель и иные органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными законом.
Ограничение прав должника заключается в запрете должнику (точнее, органам его управления) совершать определённые действия. Существуют запреты безусловный и условный.[64]
|
|
Под безусловный запрет подпадает принятие решений о:
реорганизации и ликвидации должника;
создании юридических лиц и об участии должника в иных юридических лицах;
создании филиалов и представительств;
выплате дивидендов или распределении прибыли между учредителями;
размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
выходе из состава учредителей (участников) должника;
об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.
Условный запрет означает, что какое-либо действие может быть совершено только с согласия временного управляющего. Под условный запрет подпадают:
сделки, связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;
сделки, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга;
учреждение доверительного управления имуществом должника.
Для правильного выбора последующей процедуры: финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения или конкурсного производства – проводится анализ финансового состояния должника.
Анализ должен дать ответ на вопрос: возможно или невозможно восстановление платёжеспособности должника?
При положительном ответе предпочтительным является введение финансового оздоровления или заключение мирового соглашения. При отрицательном – путь ведёт к конкурсному производству. Кроме того, анализ должен показать возможность или невозможность покрытия судебных расходов за счёт имущества должника.
|
|
Для проведения анализа финансового состояния временный управляющий вправе получать от должностных лиц любую необходимую информацию, а также привлекать на договорной основе необходимых специалистов.
Оплата труда таких специалистов производится из средств должника.
На основе проведённого анализа финансового состояния должника временный управляющий готовит первому собранию кредиторов предложения о возможности или невозможности восстановления платёжеспособности должника и обоснование целесообразности введения последующей процедуры банкротства.
Временный управляющий должен созвать первое собрание кредиторов не позднее 10 дней до назначенной судом даты окончания наблюдения.
Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, внесённые в реестр требований кредиторов.
В первом собрании кредиторов без права голоса принимают участие:
1) руководитель должника;
2) представитель учредителей (участников) должника;
3) представитель работников должника.
Компетенция первого собрания кредиторов:
1) принятие решения о введении одной из двух процедур банкротства: финансового оздоровления или внешнего управления – и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
2) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) образование и избрание членов комитета кредиторов;
4) определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;
5) определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
6) рассмотрение иных вопросов, предусмотренных законом.
Решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:
1) предлагаемый срок финансового оздоровления;
2) утверждённый план финансового оздоровления;
3) утверждённый график погашения задолженности;
4) требования к кандидатуре административного управляющего.
Решение первого собрания кредиторов о введении внешнего управления должно содержать:
1) предлагаемый срок внешнего управления;
2) требования к кандидатуре внешнего управляющего.
В решении первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства могут содержаться:
1) предлагаемый срок конкурсного производства;
2) требования к кандидатуре конкурсного управляющего.
На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение (или принимает решение):
1) о введении финансового оздоровления;
2) о введении внешнего управления;
3) о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
4) утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
С даты введения арбитражным судом финансового оздоровления, внешнего управления, признания должника банкротом или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.