В.1. Теоретико-правовые основы сущности федерализма

В. 5.6. Характеристика практики федеративного устройства России

В. 5.5. Перспективы реструктуризации Федерации

В.5.3. Принципы федеративного государства. Развитие федеративных отношений В.5.4.Проблемы и тенденции развития российского федерализма, его реформирование

В.5.2. Российская Федерация: конституционно-правовые основы

В.5.1. Теоретико-правовые основы сущности федерализма

Тема 5. Федерализм: основы теории и российской практики

Федерация в переводе с латинского означает «союз», «объедине­ние». Федерации создаются как союз отдельных обществ, организа­ций. В ряде исследований федерация рассматривается как возможная форма объединения государств целого континента (Соединенные Штаты Европы) и даже планеты (Всемирная федерация). Однако в современной науке под данной формой социального обустройства подразумевается образование государств-федераций.

Современное конституционное право рассматривает федерализм как принцип, форму и режим государственного устройства, обеспечи­вающий единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Вместе с тем в мировой науке отмечается, что федерализм как принцип обустрой­ства вышел далеко за рамки применения только во внутригосудар­ственных отношениях. Федерализм используется как средство опти­мизации отношений между социальными негосударственными структурами, преобразования мира и слияния государств и их терри­торий в единое гармоничное сообщество.

Идея федерализма как способа объединения людей в мирное и гар­моничное сообщество на всех уровнях территориальной организации государственной и общественной власти представляется ключевой при анализе перспектив и тенденций развития общественных, внут­ригосударственных и межгосударственных отношений, а также поис­ке путей их совершенствования.

Для российской науки актуально исследование особенностей и раз­вития федерализма во всех проявлениях. Но основная задача, которая сегодня стоит перед наукой, - изучение процессов формирования и развития Российского государства как федерации.

Анализ современного состояния федерализации государствпозво­ляет выявить основные тенденции, формирующие наиболее совер­шенные черты федерализма на данном этапе развития государствен­ности. Это — демократизация федеративных отношений и возрастание ответственности государственной власти пропорционально увеличе­нию объема ее функций и полномочий.

Для современных теорий федерализма характерно широкое ис­пользование положений прикладных наук, теории управления и кибернетики для объяснения природы федеративного государства. Так, одним из наиболее популярных в мировой науке метаюридических подходов является анализ природы государства-федерации как социально-государственной системы с двумя уровнями управ­ления. Согласно У. Райкеру федеративным является государство, имеющее два уровня управления одной и той же территорией и од­ним и тем же населением, где каждому из названных уровней уп­равления гарантирована автономия, по меньшей мере, в одной сфе­ре деятельности. Исходя из такого понимания, У. Райкер в книге «Федерализм» попытался сформулировать конституционную мо­дель закрепления системы разделения власти. Так, модель являет­ся федеральной, когда:

«1) два уровня правления осуществляют свою власть в отношении одной и той же территории и одного и того же населения;

2) каждый уровень имеет по крайней мере одну сферу, в которой он является автономным;

3) имеются определенные гарантии (хотя бы в форме простого дек­ларирования в конституции) автономности каждого уровня правле­ния в своей собственной сфере».

Наиболее развернутую юридическую теорию федерализма мы на­ходим у Ж. Бюрдо, который рассматривает федерализм не как сово­купность определенных государственно-правовых институтов, а как некую универсальную идею, имеющую широкое применение в между­народно-правовом плане. По его мнению, федерализм имеется там, где сосуществует право двух порядков — общее и частное. С этой точки зрения для Ж. Бюрдо и Лига Наций, и Организация Объединенных Наций, и конфедерация, и личная или реальная уния, и федератив­ное государство в собственном смысле слова являются проявлени­ями федерализма. Теоретической основой федерализма является институционализм с его признанием плюрализма юридических по­рядков.

Таким образом, сложную структуру федеративного государства можно понять только исходя из различия представлений о праве. При этом каждое государство-член, имея свою собственную теорию права, участвует и в формировании федеративной теории права, поэтому власть союза, осуществляемая на его территории, не может рассмат­риваться как вмешательство.

Смысл федеративной идеи. Канадский политолог У. Стюарт насчи­тал 267 определений термина «федерализм». Пришло время системати­зации этих подходов в федералогии с учетом значения идей и практи­ки федерализма. В свое время великий философ Т. Гоббс сказал: «Каждым человеком движет вечное и беспрестанное желание иметь все больше и больше власти, и желание это прекращается лишь со смертью». Цивилизованный подход предполагает согласованное раз­деление полномочий и ответственности за их реализацию. Это демок­ратический способ упорядочения взаимоотношений между уровнями власти по вертикали. Узурпация же власти в руках одного человека или даже одного центра — это признак отсутствия демократии.

Смысл фе­деративной идеи заключается в возможности демократического уст­ройства крупных и сложных государств, состоящих из государствен­ных или из территориальных образований, довлеющих и сохраняющих свою самобытность, самостоятельность с использова­нием атрибутики государственности. При этом центральная, общего­сударственная власть имеет прерогативы на всей территории страны, создавая и утверждая общую систему конституционного права, прав и свобод человека, самостоятельность местных сообществ в рамках сво­их полномочий. Как говорил Ш. Монтескье, «создается такой поря­док вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдер­живать друг друга». В это же время народ в целом, и каждый отдельно взятый гражданин контролируют власть с позиции демок­ратии. Основными признаками федерализма русский правовед А. С. Ященко считал равноправие не только между федеральными и местными властями, но и между различными уровнями граждан­ских общин. Это важнейшая сторона федеративной демократии.

Таким образом, смысл федеративной идеи — в объединении «общей воли» различных государственных образований, частей государства при максимальном приближении государственной власти и управле­ния к потребностям местных сообществ, граждан. «Общая воля» фор­мируется как волеизъявление граждан всей страны в целом и как на­рода, населения, граждан субъектов федерации в частности. Отсюда и смысл двухпалатности парламента федеративного государства, кото­рый, с одной стороны, представляет граждан, а с другой — территории, субъекты федерации. Центральная власть при этом не имеет права от­менить решение субъекта федерации, если он действует в рамках сво­их полномочий. Федерация же в своих полномочиях имеет и прямой выход на граждан, минуя органы власти субъектов федерации. Тако­вы особенности федеративной модели государства.

Следовательно, федерализмэто система согласования интересов, их реализация, объединение усилий в налаживании обоюдовыгодных отношений между различными уровнями власти и гражданскими сообществами. Прин­цип в данном случае следующий: никто не должен обладать неограни­ченными полномочиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: