В.8.4. Понятие и принципы муниципальной службы.
Порядок формирования, наименование, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Иные формы.
Б) Другой путь осуществления гражданами местного самоуправления (наряду с непосредственным) — через органы местного самоуправления и должностных лиц.
Структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган муниципального образования (например — городской совет, сельский совет);
2) глава муниципального образования (например, мэр города, глава сельского поселения) — избирается населением или представительным органом;
3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) — городская администрация, исполком и др.;
4) контрольный орган муниципального образования (например, контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия);
5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
• должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий;
• должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Муниципальные должности подразделяются на:
1) выборные муниципальные должности, заметаемые в результате:
- муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления);
- замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора, — именно их занимают муниципальные служащие.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного само управления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.
В реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Законами субъекта РФ устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы РФ с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.
Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от: пола;• расы;• национальности;• языка; • происхождения;• места жительства; • имущественного и должностного положения; • отношения к религии; • убеждений; •принадлежности к общественным объединениям.
Муниципальная служба основана на принципах:
• верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
• приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
• самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
• профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
• ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
• равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
• единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в РФ, а также учета исторических и иных местных традиций;
• правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
• внепартийности муниципальной службы.
Рассмотрим основы статуса муниципального служащего.
Муниципальным служащим является:
- гражданин РФ;
-достигший возраста 18 лет;
- исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы;
- получающий за это денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Муниципальному служащему гарантируются:
• условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
• денежное содержание и иные выплаты;
• ежегодный оплачиваемый отпуск;
• медицинское обслуживание его и членов его семьи, в т.ч. после выхода его на пенсию;
• пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;
• иные гарантии, предусмотренные законодательством.
Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме:
• педагогической;
• научной;
• иной творческой деятельности;
2) быть депутатом:
• Государственной Думы ФС РФ;
• законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
• представительного органа местного самоуправления;
• иных выборных органов местного самоуправления;
• выборным должностным лицом местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью: лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях: средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения; другое имущество; служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения: подарки; денежное вознаграждение; ссуды; услуги; оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов; иные вознаграждения, связанные с исполнением им должностных обязанностей;
9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
10) принимать участие в забастовках,
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ.
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего.
[1] Рассмотреть современное законодательство о статусе Президента РФ
[2] Рассмотреть новый состав ЮФО и СКФО
[3] Рассмотреть современную законодательную базу избранияГосударственной Думы ФС РФ
[4] Рассмотреть современную законодательную базу формирования Совета Федерации ФС РФ
[5] Привести современную структуру федеральных органов исполнительной власти РФ, дать анализ произошедшим изменениям
[6] Уточнить число субъектов Федерации на текущую дату
[7] Ш.Л. Монтескье (1689-1755) — французский просветитель, правовед, философ. Средством обеспечения законности считал принцип «разделения властей».