Вопрос 2. Представительство в зарубежном гражданском процессе

Институт представительства (судебных стряпчих) в зарубежном гражданском процессе используется в виде представительства недееспособных и граждан, признанных безвестно отсутствующими, лицами, указанными в законе (законного представительства) и добровольного (договорного), осуществляемого преимущественно адвокатурой, а также работниками юридической службы корпораций, уполномоченными общественных организацией (например, профсоюзов), дееспособными гражданами по поручению сторон.

В ряде государств (Англия, США, Россия) существует представительство по назначению суда (так называемое официальное или разовое), применяемое в случае отсутствия у недееспособного законного представителя, противоречия его интересов интересам подопечного, отказа от ведения дела, а в России также при отсутствии представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно. Разовый представитель назначается на возмездной (США – за счет средств иных участников процесса, имущества недееспособного, присужденных ему сумм) или безвозмездной (Англия) основе из числа родственников, членов семьи, друзей (с их согласия) или специальных должностных лиц (в России – из числа адвокатов).

Термин «добровольное» представительство в зарубежном гражданском процессе носит условный характер в связи с действием во многих системах, особенно континентальной Европы (Германия, Франция, Нидерланды, Греция, Италия, Испания, Андорра), принципа адвокатской монополии, который предполагает запрет на личное ведение дела сторонами и их обязательное представительство лицами, сведущими в области права.

Целесообразность адвокатской монополии объясняется тем, что она обеспечивает равенство сторон (обе представлены юристами), а также более быстрое и правильное ведение дела, поскольку адвокаты, зная закон, не совершают ненужных процессуальных действий, не требуется разъяснение им регламента (наглядным с этой точки зрения является наименование адвокатов во Франции «помощниками судей»).

В случаях, когда сторона не в состоянии платить за услуги представителя, ей оказывается финансовая помощь из специального государственного фонда (Германия) или адвокат назначается судом (Франция, Германия – если преследование права или защита против иска не будут сочтены бесперспективными). Бесплатное предоставление государством услуг адвоката лицам, испытывающим материальные затруднения, характерно не только для стран, устанавливающих адвокатскую монополию. В частности, в Финляндии суд по ходатайству малоимущей стороны может назначить ей адвоката, но только для участия непосредственно в судебном заседании.

Прекращение полномочий представителя по заявлению стороны при адвокатской монополии допускается, но только после назначения нового представителя.

Законодательство ряда государств содержит исключение из правила обязательного представительства для лиц, которые в силу своей квалификации могут самостоятельно осуществлять эти функции. Например, в Германии право лично вести свое дело в суде предоставляется адвокатам, в Италии – по ходатайству лица с разрешения судьи.

Адвокатская монополия обычно не распространяется на низшие звенья судебной системы. Например, в Германии стороны вправе лично вести процесс в участковых судах (за исключением семейных дел), во Франции – в судах малой инстанции, в Нидерландах – в субокружных судах, в Греции – в мировых. В Италии принцип адвокатской монополии поставлен в зависимость от цены иска: если она не превышает 1 000 000 лир, стороны могут участвовать в процессе без представителя. В Андорре исключение из принципа адвокатской монополии сделано для незначительных гражданских дел. В Израиле в судах по мелким искам стороны не вправе быть представлены адвокатом или другим доверенным лицом, кроме как с разрешения суда. Личное ведение дела разрешено и поощряется также в специализированных судах. В частности, в Германии по закону о трудовых судах 1953 г. адвокаты допускались к участию в деле лишь по решению судьи при условии значительной цены иска и если это было необходимо в интересах сторон (в 1979 г. эти ограничения были сняты).

Для зарубежного гражданского процесса характерно установление монопольного права адвокатов представлять интересы сторон, в связи с чем иные лица вправе выступать договорными представителями лишь в случаях, предусмотренных законом (например, во Франции профсоюзы, ассоциации и потребительские организации могут быть представлены их членами; в трудовых судах большинства стран интересы работников разрешено представлять помимо адвокатов уполномоченным профессиональных союзов, в Англии также членам семьи, в Германии – любым лицам; в Италии лицо, не обладающее статусом адвоката, может быть представителем, если оно способно в силу своей квалификации осуществлять эти функции).

В ряде случаев зарубежным законодательством устанавливаются специальные требования для представительства в вышестоящих судах: например, во Франции, Германии оно осуществляется лишь адвокатами, имеющими право выступать перед этими судами. В Федеральном суде Швейцарии в качестве представителей могут выступать только профессиональные адвокаты и профессора-правоведы швейцарских университетов. В Андорре интересы государства, как правило, защищают в суде только адвокаты, зарегистрированные в правовом управлении правительства.

Распространенной особенностью института представительства в зарубежном гражданском процессе является принцип локализации – привязки адвокатов к определенному судебному округу. Например, во Франции в соответствии с правилом, именуемым territorialite de la postulation, адвокат имеет право выступать лишь в судах, которые находятся на территории адвокатуры, членом которой он является; лишь недавно сняты территориальные ограничения права адвокатов на представительство в участковых судах в Германии (в отношении земельных судов и высших судов земли адвокаты по-прежнему вправе выступать только в том суде, в котором они допущены к адвокатской практике).

Своеобразными, по сравнению с правовым регулированием судебного представительства в Республике Беларусь, являются правила о том, что каждая сторона может быть представлена лишь одним адвокатом (Франция), о назначении адвоката стороне, если другая сторона представлена адвокатом (Германия), о подтверждении права представителя на совершение всех действий, в том числе распорядительных, выбора адвоката в вышестоящем суде, обжалования решения суда и т.п. без требования их специальной оговорки в доверенности (Германия).

Вопрос 3. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве зарубежных стран

Задачи, компетенция, формы организации и интенсивность деятельности прокуратуры (атторнейской службы) за рубежом различны. В частности, в Китае народная прокуратура призвана осуществлять надзор за законностью судебных постановлений, но не вправе возбуждать гражданские дела и принимать участие в их рассмотрении. В целом прокурор в гражданском процессе – это лицо, представляющее интересы государства (во Франции даже именуется генеральным адвокатом).

Для континентальной системы права типична прокуратура французского образца, отличительными особенностями которой являются: организация при судах (прокуроры во Франции относятся к разряду «стоящих судей» в отличие от «сидящих», рассматривающих дело по существу); и осуществление, главным образом, функции уголовного преследования.

В сфере гражданского процесса прокуратура осуществляет:

1) надзор за правильным и единообразным применением законов судебными инстанциями, в силу чего ей предоставлено право возбуждать стадии пересмотра решения суда;

2) защиту (представительство) публичных интересов, под которыми понимают интересы государства, общества, а также отдельных социальных категорий, нуждающихся в государственной помощи. Данная функция реализуется путем:

· возбуждения дела в интересах государства, общества или частных лиц в случаях, предусмотренных законом. В большинстве стран в компетенцию прокурора входит предъявление требований, затрагивающих юридический статус отдельных субъектов, главным образом применительно к области семейных отношений (например, во Франции установление опеки, признание брака недействительным, в Чешской Республике – лишение родительских прав, дела, касающиеся право- и дееспособности, факта установления смерти, внесения в Торговый реестр). В Молдавии прокурор правомочен обращаться в суд в интересах несовершеннолетних, пожилых, лиц с физическими или умственными отклонениями, общества или государства; в России – в интересах граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, неопределенного круга лиц, федерации и ее субъектов, муниципальных образований; в Румынии – в интересах несовершеннолетних и недееспособных и иных случаях, предусмотренных законом;

· представительства интересов государства в случаях, предусмотренных законом. В целом данная форма участия прокуратуры в гражданском судопроизводстве рассматривается как явление исключительное, поскольку по общему правилу интересы государства должны представлять в процессе уполномоченные на это государственные органы. Лишь в ряде случаев эта функция возложена на прокуроров: например, во Франции прокурор выступает ответчиком в споре о гражданстве, истцом – в случаях предъявления им иска в интересах государства по заданию определенных должностных лиц (так называемое принудительное представительство). На Кипре Генеральный прокурор представляет государство во всех судебных процессах – все иски, адресованные к государству или от имени государства, предъявляются Генеральному прокурору или возбуждаются им;

· подготовки прокурорами заключений по гражданским делам с целью оказания суду правовой помощи в вынесении правильного решения. Как правило, законом предусмотрен перечень категорий дел, по которым участие прокурора и дача им заключения обязательны. В большинстве стран это дела об установлении гражданского статуса лица (ограничение дееспособности, эмансипация, объявление лица умершим), а также дела, касающиеся несовершеннолетних и недееспособных (Андорра), семейных споров (Австрия, Италия), дела, находящиеся на рассмотрении в кассационном суде (Франция, Италия). В России, помимо прочего, участие прокуратуры требуется по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; в Италии – по делам о банкротстве, оспаривании решений компаний, ответственности административных и контрольных органов компаний, о признании недействительными завещаний и уменьшении доли имущества, которым нельзя свободно распоряжаться. В Нидерландах прокурор обязан выступать с заключением по всем гражданским делам, рассматриваемым Верховным судом (кроме дел о налогообложении). Помимо этого, законом может быть предусмотрена (Франция, Россия, Бельгия, Италия, Нидерланды) возможность вступления прокурора в процесс и в иных случаях по своей инициативе или определению суда.

Правовое положение прокурора, возбудившего дело (или к которому предъявлен иск) и дающего заключение по делу, различно. В первом случае он обладает всеми правами и обязанностями стороны (поэтому во Франции ему, например, нельзя заявить отвод). Исключение могут составлять действия, которые вправе производить только непосредственные участники рассматриваемых правоотношений (например, заключение мирового соглашения в Российской Федерации, Чешской Республике). Помимо этого, прокурор, подавший заявление, в отличие от стороны не несет обязанности по уплате судебных расходов. Во втором случае прокурор рассматривается как официальный юрисконсульт суда, в силу чего ему, в частности во Франции, не может быть предъявлен встречный иск, он не вправе выдвигать новых требований, указывать на факты, не упомянутые сторонами, представлять доказательства, обжаловать решение суда, даже если оно противоречит его заключению. В ряде государств прокурор наделяется специфическими полномочиями: например, в Германии он может распорядиться о производстве экспертизы.

В системе общего права прокуратура даже формально не считается защитницей законности или гарантом справедливого отправления правосудия. Ее функция в гражданском процессе сводится исключительно к представительству публичных интересов и то преимущественно в их узком понимании как интересов правительства (исполнительной власти). Типичной для этой системы формой участия прокуратуры при рассмотрении гражданского дела является выступление в качестве истца или ответчика от имени государства (например, в США атторнейская служба выступает истцом по делам о взыскании штрафов за налоговые нарушения и ответчиком по искам плательщиков налогов). Как и в континентальной системе права, представительство интересов государства прокуратурой осуществляется чаще всего при условии затруднительности определения иного государственного органа, полномочного в данном случае представлять интересы государства.

Для защиты интересов государства прокуратура вправе принимать участие в делах о взыскании ущерба с государственных учреждений, должностных лиц и даже рядовых служащих.

В ряде случаев государственный интерес понимается шире как интерес общества. В частности, законодательством США атторнеи уполномочены предъявлять иски (или поддерживать требования специальных учреждений или частных лиц), связанные с охраной от загрязнений воздуха, воды, акваторий, контролем за шумом, транспортировкой опасных грузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow