Зоны моего Я

Литература

1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриенко.-М.,2001. - С.53-92.

2. Деловое общение: УМП/ НФМГЭИ, Т.Н. Васильева., Т.А. Фокина - Н. Новгород,2003.-С. 62- 66.

Дополнительная литература

1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб., 2000.

2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С.Никифорова, М.А., Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001.

3. Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. – Самара, 2006.

4. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. – М., 2006.

5. Психология личности /Под ред. П.Н.Ермакова, В.А. Лабунской. – М., 2007.

6. Борисова Е.М, Логинова Т.Г. Индивидуальность и профессия.- М. 2001.

7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – С-Пб: Питер. 2004.

8. Практическая психодиагностика /Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2003.

Тема 4. Детерминация поведения личности в деловом общении

Факторы детерминации поведения личности. Детерминация – причинное определение явления. Детерминизм - концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.


Примечание к рис.4.1.: «Я» – это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления.

Коллективное («Мы») и родовое («Они») сознание сменилось на «Я» и «ОНИ». Формы проявления «Я»: «Я»-образ, реальное «Я», имидж.

Имидж. Имидж это собирательный образ персоны, мотив, типаж, установка, фасад, прогнозируемое ожидание, мода, транслируемая вовне внутрянняя сущность человека, часть профессионального успеха. Имидж – это вид, облик, представление, обощенное худождественное отражение, характер, порядок. Имидж – формат, ролевая игра, воплощение удачливости. Имидж - «искусство обаяния», «увеличительное стекло, которое обнаруживает деловое и личностные качества людей» (В.М.Шепель), как «взгляд другого, восприятие меня другим», «коммуникативное ограждение, публичное Я человека (Г.Г.Почепцов), «картина снаружи, которая рекламирует то, что внутри» (Э.Сэмпсон). Зеркальный имидж личности – представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которые он обладает. Имидж целевой аудитории – представления личности о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных характеристик целевой аудитории. Внутренний имидж личности представления человека о самом себе. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности. Визуальный имидж – представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал: невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика); ухоженность (волосы, кожа и т.д.); индивидуальный стиль в одежде; знание этикета; осанка; контакт взгляда. Аудиальный имидж – представления о личности, полученные через аудиальный канал: паравербальный фактор (данные голоса); вербальный фактор (риторика). Кинестетический имидж– представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующую информацию, полученную через кинестический канал: писхологическое пространство, физический контакт (рукопожатие). Обонятельный имидж- представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т.е. запахи (духи, дезодоранты, естетственные запахи). Технология самоимиджирования включает: целостность восприятия собственного образа; адекватная самооценка; знание особенностей своего характера.

Имидж многослоен: вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь через них продемонстрировать индивидуальность. В структуре имиджа выделяется одна или несколько черт, составляющих их основу, или имиджевые константы. Имиджевые константы соответствует сложившимся в той или йной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «доброжелательность», «общая позитивность образа». Имеются два подхода к формированию индивидуального имиджа: 1) искусственно созданный – объективизация идеи, выдумки (имидж является первичным продуктом, механизмом достижения цели); 2) естественный – процесс роста, развития, самосовершенствования (имидж вторичный продукт, отражает сущность человека, символ индивидуальности).

Макро и микросреда личности. Факторы макросреды: демографический, природно-экологический, научно-технический, экономический, политико-правовой, социокультурный, геополитический.

Национальный характер и отношение к труду. Отношение к труду формируется многими факторами: природными, экономическими, социальными, политическими, национально-культурными и т.д.

Национальный характер – устойчивая совокупность психических черт, проявляющихся в поведении представителей данного этноса, формировался на протяжении столетий, достаточно устойчив и потому мало подвержен влиянию радикальных изменений в политической жизни общества.

Для западных стран определяющую роль в становлении капиталистического хозяйства сыграла реформаторская этика трудовой астезы, обозначенная М.Вебером как «протестантская этика», поощряющая трудолюбие, расчетливость, скопидомство, упорство в достижении целей, поклонение богатству (любовь к деньгам) и презрение бедности.

США. Современное американское общество придерживается норм и ценностей, заложенных первыми переселенцами, среди которых: 1. Достижение и успех. В Америке национальными героями становятся те, кто достиг успехов, начиная с низших ступеней. 2. Работа – это самостоятельная жизненная ценность, «цель в себе». Американцев отличает неутомимая деятельность и преданность делу. 3. Производительность и эффективность – стандарт деятельности. Высоко ценятся практичность и техничность. В Америке высоко оцениваются профессионализм, мастерство, виртуозность.

Особенностями национального характера американского бизнесмена являются – индивидуализм и предприимчивость. Дух предприимчивости отражается в документах американской ассоциации предпринимателей следующим образом: «Я не желаю быть как все, и это мое право быть самим собой. Я нуждаюсь лишь в благоприятной возможности, а не в стабильности. Я готов идти на разумный риск, мечтать и созидать, терпеть неудачу и вновь достигать успеха».

Япония. В Японии традиционными являются конфуцианские ценности, которые определяют стереотип мышления и особую этику поведения японца – его уважительное отношение к властным структурам, социальную и производственную дисциплинированность, трудолюбие, культ предков, почитание патронажа и пр.

В жестоких, суровых природных условиях японцы издревле должны были совместно исступленно трудиться. Соответственно, человек с детства идентифицировал себя с группой – семьей, соседями, общиной. На японских предпринять господствуют общинные отношения.

Жизненный принцип японца: «труд – основа основ!» Японское приветствие звучит следующим образом: «Мы оба встали рано и собираемся заняться трудом». Принцип счастья в виде возможности трудиться реализован в «кружках контроля качества». В данных кружках заняты от 60% до 80% работников. В основе деятельности кружков контроля качества лежит философия «KAIZEN» - «стратегия бесконечного совершенствования». В среднем на одного работника приходится около 20 рационализаторских предложений в год. Японцы участвуют в работе кружков в свое внерабочее время и руководствуются внутренним стремлением отдать долг признательности компании, которая заботится о них. В целом японские компании на рационализаторском движении зарабатывают более 40 млн. долларов в год.

Два ключевых слова, характеризующих японскую самобытность бизнессмена, – общинность и трудолюбие.

В национальных характерах японцев и американцев есть общая черта, обеспечивающая им высокий уровень экологического и социального – это позитивное отношение к труду как высшей жизненной ценности.

Россия. В России отношение к труду неоднозначно. Учет особенностей русского национального характера является непременным условием эффективности делового общения в России.

Российский национальный характер формировался в условиях многовековой крепостной зависимости, когда труд был подневольным. Россиянин хорошо работал, если работа была свободной, а не носила характер подневольного труда. Работая на помещика, крестьянин всячески пытался экономить собственные силы, что затем превратилось в черту характера. В российской культуре бытует понятие «обломовщина», введенное Н.А.Добролюбовым.

В становлении русского национального характера существенную роль сыграли особенности хозяйственной деятельности наших предков, исторически сложившиеся отношения между народом и властью, православие. Так, европейский крестьянин при условии ограниченных размеров территории, скудности природных богатств и мягкого климата приучался к упорному и равномерному труду. Российский крестьянин, в условиях сурового климата и вытесненный под давлением кочевников в лесные регионы, мало приспособленные для сельского хозяйства, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом – длительно отдыхать.

Особая роль государства в российской истории: авторитарный характер власти был необходимым условием сохранения целостности многонациального государства, не имеющего хорошо защищенных границ. Чем сильнее государство, тем слабее народ, его способность к самоорганизации, готовность к защите своих прав от произвола властей. Поэтому не стоит переоценивать воздействие коммунистической идеологии на психический склад россиян, так как факт прихода к власти большевиков и стабильности советской власти можно объяснить совпадением предложенной мотивации и декларируемых нравственных ценностей с уже сложившимся русским национальным характером.

Русские философы Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев, Г.П.Федотов выделяли противоречивость, «двухполюсность» в качестве существенной характеристики русского национального характера. Например, противоречие между сверхусилиями, трудовым героизмом и отсутствием склонности к размеренному труду. Постоянная внутренняя готовность к трудовому и ратному подвигу, умело поддерживаемая властями, снижала меру ответственности руководителей всех уровней, позволяла чиновникам работать спустя рукава, ибо по словам Бисмарка за каждым геройством скрывается чья-то халатность.

Можно отметить с одной стороны небывалую любовь к «воле», анархизму, а с другой стороны – покорность, рабское терпение, рабскую психологию, прислужничество, угодливость (сервилизм – черта русского национального характера). Эта черта проявляется в деловом общении русских деловых людей как «батыевщина» (термин введен Н.Г.Чернышевским): хамство и высокомерие по отношению к подчиненным, сопровождающееся холуйством и лакейством в отношениях с начальством.

Существует противоречие между претензией на духовное превосходство («Москва – третий Рим») и неумением порою защитить свое национальное достоинство, отсутствии преемственности и нигилизме по отношению к национальным интересам и традициям, родной культуре, идее российской государственности.

Имеется и противостояние между коллективизмом, готовностью к самопожертвованию ради общего дела и элементарным неуважением к памяти павших и правам живым на достойное существование. Наблюдается противостояние между добротой, талантливостью, скромностью, доверчивостью и мечтательностью и неумением отстаивать свои права, верой в хорошего царя и т.д.

Микросреда личности. Микросреда – поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальная группа - это более или менее устойчивая конкретно-историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельностную сущность.

Базовые психологические установки «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те,кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия. Имеются четыре жизненные установки, которых придерживаются личность относительно себя и других (Харрис Т.А.,1997):

Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим.

1. «Я плохойты хороший» У меня неблагополучно – у вас благополучно. Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как паразиты, ксильным личностям. Часто такие люди пребывают в состояниидепрессии.

2. «Я плохой — ты плохой» У меня неблагополучно – у вас неблагополучно. Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.

3. «Я хороший — ты плохой» У меня благополучно – у вас неблагополучно. Эта установка характерна для тех,кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются вслучае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимоесамоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.

4. «Я хороший — ты хороший» У меня благополучно – у вас благополучно. Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

С первой установкой сталкивается каждый ребенок на основании переживаний первого года жизни. В соответствии с родительскими установками и при условии дефицита ласки и одобрения к концу первого года может закрепиться первые три установки. Первые три установки являются бессознательными, базируются на чувствах. Последняя установка (у меня благополучно – у вас благополучно) является сознательным и вербальным решением, основанным на размышлении, вере и активном действии.

Для формирования фундамента из личных переживаний последней установки рекомендуется упражнения по самоодобрению, самоподдержке, цель которых – отношение к себе с уважением и любовью.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и к самому себе.

Окно Джогарри - понятие разработано американскими психологами Джозефом Лафтом и Гарри Ингремом (см. рис.4.2.).

Рисунок 4.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: