double arrow

Зоны моего Я

Литература

1. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриенко.-М.,2001. - С.53-92.

2. Деловое общение: УМП/ НФМГЭИ, Т.Н. Васильева., Т.А. Фокина - Н. Новгород,2003.-С. 62- 66.

Дополнительная литература

1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб., 2000.

2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г.С.Никифорова, М.А., Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001.

3. Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. – Самара, 2006.

4. Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. – М., 2006.

5. Психология личности /Под ред. П.Н.Ермакова, В.А. Лабунской. – М., 2007.

6. Борисова Е.М, Логинова Т.Г. Индивидуальность и профессия.- М. 2001.

7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – С-Пб: Питер. 2004.

8. Практическая психодиагностика /Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2003.

Тема 4. Детерминация поведения личности в деловом общении

Факторы детерминации поведения личности. Детерминация– причинное определение явления. Детерминизм - концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.


Примечание к рис.4.1.: «Я» – это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления.

Коллективное («Мы») и родовое («Они») сознание сменилось на «Я» и «ОНИ». Формы проявления «Я»: «Я»-образ, реальное «Я», имидж.

Имидж. Имидж это собирательный образ персоны, мотив, типаж, установка, фасад, прогнозируемое ожидание, мода, транслируемая вовне внутрянняя сущность человека, часть профессионального успеха. Имидж– это вид, облик, представление, обощенное худождественное отражение, характер, порядок. Имидж – формат, ролевая игра, воплощение удачливости. Имидж- «искусство обаяния», «увеличительное стекло, которое обнаруживает деловое и личностные качества людей» (В.М.Шепель), как «взгляд другого, восприятие меня другим», «коммуникативное ограждение, публичное Я человека (Г.Г.Почепцов), «картина снаружи, которая рекламирует то, что внутри» (Э.Сэмпсон).Зеркальный имидж личности– представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которые он обладает. Имидж целевой аудитории– представления личности о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных характеристик целевой аудитории. Внутренний имидж личностипредставления человека о самом себе. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности. Визуальный имидж– представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал: невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика); ухоженность (волосы, кожа и т.д.); индивидуальный стиль в одежде; знание этикета; осанка; контакт взгляда. Аудиальный имидж– представления о личности, полученные через аудиальный канал: паравербальный фактор ( данные голоса); вербальный фактор (риторика). Кинестетический имидж– представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующую информацию, полученную через кинестический канал: писхологическое пространство, физический контакт (рукопожатие). Обонятельный имидж- представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т.е. запахи (духи, дезодоранты, естетственные запахи). Технология самоимиджированиявключает: целостность восприятия собственного образа; адекватная самооценка; знание особенностей своего характера.

Имиджмногослоен: вбирает в себя множество характеристик субъекта, стараясь через них продемонстрировать индивидуальность. В структуре имиджа выделяется одна или несколько черт, составляющих их основу, или имиджевые константы. Имиджевые константы соответствует сложившимся в той или йной культуре и эпохе стандартам «красота», «надежность», «доброжелательность», «общая позитивность образа». Имеются два подхода к формированию индивидуального имиджа: 1) искусственно созданный – объективизация идеи, выдумки (имидж является первичным продуктом, механизмом достижения цели); 2) естественный – процесс роста, развития, самосовершенствования (имидж вторичный продукт, отражает сущность человека, символ индивидуальности).

Макро и микросреда личности. Факторы макросреды: демографический, природно-экологический, научно-технический, экономический, политико-правовой, социокультурный, геополитический.

Национальный характер и отношение к труду. Отношение к труду формируется многими факторами: природными, экономическими, социальными, политическими, национально-культурными и т.д.

Национальный характер – устойчивая совокупность психических черт, проявляющихся в поведении представителей данного этноса, формировался на протяжении столетий, достаточно устойчив и потому мало подвержен влиянию радикальных изменений в политической жизни общества.

Для западных стран определяющую роль в становлении капиталистического хозяйства сыграла реформаторская этика трудовой астезы, обозначенная М.Вебером как «протестантская этика», поощряющая трудолюбие, расчетливость, скопидомство, упорство в достижении целей, поклонение богатству (любовь к деньгам) и презрение бедности.

США. Современное американское общество придерживается норм и ценностей, заложенных первыми переселенцами, среди которых: 1. Достижение и успех. В Америке национальными героями становятся те, кто достиг успехов, начиная с низших ступеней. 2. Работа – это самостоятельная жизненная ценность, «цель в себе». Американцев отличает неутомимая деятельность и преданность делу. 3. Производительность и эффективность – стандарт деятельности. Высоко ценятся практичность и техничность. В Америке высоко оцениваются профессионализм, мастерство, виртуозность.

Особенностями национального характераамериканского бизнесмена являются – индивидуализм и предприимчивость. Дух предприимчивости отражается в документах американской ассоциации предпринимателей следующим образом: «Я не желаю быть как все, и это мое право быть самим собой. Я нуждаюсь лишь в благоприятной возможности, а не в стабильности. Я готов идти на разумный риск, мечтать и созидать, терпеть неудачу и вновь достигать успеха».

Япония. В Японии традиционными являются конфуцианские ценности, которые определяют стереотип мышления и особую этику поведения японца – его уважительное отношение к властным структурам, социальную и производственную дисциплинированность, трудолюбие, культ предков, почитание патронажа и пр.

В жестоких, суровых природных условиях японцы издревле должны были совместно исступленно трудиться. Соответственно, человек с детства идентифицировал себя с группой – семьей, соседями, общиной. На японских предпринять господствуют общинные отношения.

Жизненный принцип японца: «труд – основа основ!» Японское приветствие звучит следующим образом: «Мы оба встали рано и собираемся заняться трудом». Принцип счастья в виде возможности трудиться реализован в «кружках контроля качества». В данных кружках заняты от 60% до 80% работников. В основе деятельности кружков контроля качества лежит философия «KAIZEN» - «стратегия бесконечного совершенствования». В среднем на одного работника приходится около 20 рационализаторских предложений в год. Японцы участвуют в работе кружков в свое внерабочее время и руководствуются внутренним стремлением отдать долг признательности компании, которая заботится о них. В целом японские компании на рационализаторском движении зарабатывают более 40 млн. долларов в год.

Два ключевых слова, характеризующих японскую самобытность бизнессмена, – общинность и трудолюбие.

В национальных характерах японцев и американцев есть общая черта, обеспечивающая им высокий уровень экологического и социального – это позитивное отношение к труду как высшей жизненной ценности.

Россия. В России отношение к труду неоднозначно. Учет особенностей русского национального характера является непременным условием эффективности делового общения в России.

Российский национальный характер формировался в условиях многовековой крепостной зависимости, когда труд был подневольным. Россиянин хорошо работал, если работа была свободной, а не носила характер подневольного труда. Работая на помещика, крестьянин всячески пытался экономить собственные силы, что затем превратилось в черту характера. В российской культуре бытует понятие «обломовщина», введенное Н.А.Добролюбовым.

В становлении русского национального характера существенную роль сыграли особенности хозяйственной деятельности наших предков, исторически сложившиеся отношения между народом и властью, православие. Так, европейский крестьянин при условии ограниченных размеров территории, скудности природных богатств и мягкого климата приучался к упорному и равномерному труду. Российский крестьянин, в условиях сурового климата и вытесненный под давлением кочевников в лесные регионы, мало приспособленные для сельского хозяйства, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом – длительно отдыхать.

Особая роль государства в российской истории: авторитарный характер власти был необходимым условием сохранения целостности многонациального государства, не имеющего хорошо защищенных границ. Чем сильнее государство, тем слабее народ, его способность к самоорганизации, готовность к защите своих прав от произвола властей. Поэтому не стоит переоценивать воздействие коммунистической идеологии на психический склад россиян, так как факт прихода к власти большевиков и стабильности советской власти можно объяснить совпадением предложенной мотивации и декларируемых нравственных ценностей с уже сложившимся русским национальным характером.

Русские философы Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев, Г.П.Федотов выделяли противоречивость, «двухполюсность» в качестве существенной характеристики русского национального характера. Например, противоречие между сверхусилиями, трудовым героизмом и отсутствием склонности к размеренному труду. Постоянная внутренняя готовность к трудовому и ратному подвигу, умело поддерживаемая властями, снижала меру ответственности руководителей всех уровней, позволяла чиновникам работать спустя рукава, ибо по словам Бисмарка за каждым геройством скрывается чья-то халатность.

Можно отметить с одной стороны небывалую любовь к «воле», анархизму, а с другой стороны – покорность, рабское терпение, рабскую психологию, прислужничество, угодливость (сервилизм – черта русского национального характера). Эта черта проявляется в деловом общении русских деловых людей как «батыевщина» (термин введен Н.Г.Чернышевским): хамство и высокомерие по отношению к подчиненным, сопровождающееся холуйством и лакейством в отношениях с начальством.

Существует противоречие между претензией на духовное превосходство («Москва – третий Рим») и неумением порою защитить свое национальное достоинство, отсутствии преемственности и нигилизме по отношению к национальным интересам и традициям, родной культуре, идее российской государственности.

Имеется и противостояние между коллективизмом, готовностью к самопожертвованию ради общего дела и элементарным неуважением к памяти павших и правам живым на достойное существование. Наблюдается противостояние между добротой, талантливостью, скромностью, доверчивостью и мечтательностью и неумением отстаивать свои права, верой в хорошего царя и т.д.

Микросреда личности. Микросреда – поле активной социальной деятельности личности, объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальная группа - это более или менее устойчивая конкретно-историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельностную сущность.

Базовые психологические установки «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те,кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия. Имеются четыре жизненные установки, которых придерживаются личность относительно себя и других (Харрис Т.А.,1997):

Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим.

1. «Я плохой ты хороший» У меня неблагополучно – у вас благополучно. Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как паразиты, ксильным личностям. Часто такие люди пребывают в состояниидепрессии.

2. «Я плохой — ты плохой» У меня неблагополучно – у вас неблагополучно. Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.

3. «Я хороший — ты плохой» У меня благополучно – у вас неблагополучно. Эта установка характерна для тех,кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются вслучае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимоесамоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.

4. «Я хороший — ты хороший» У меня благополучно – у вас благополучно. Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

С первой установкой сталкивается каждый ребенок на основании переживаний первого года жизни. В соответствии с родительскими установками и при условии дефицита ласки и одобрения к концу первого года может закрепиться первые три установки. Первые три установки являются бессознательными, базируются на чувствах. Последняя установка (у меня благополучно – у вас благополучно) является сознательным и вербальным решением, основанным на размышлении, вере и активном действии.

Для формирования фундамента из личных переживаний последней установки рекомендуется упражнения по самоодобрению, самоподдержке, цель которых – отношение к себе с уважением и любовью.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и к самому себе.

Окно Джогарри - понятие разработано американскими психологами Джозефом Лафтом и Гарри Ингремом (см. рис.4.2.).

Рисунок 4.2.


Сейчас читают про: