double arrow

Виды рукопожатий

Очень широк и разнообразен спектр жестов рук и кистей рук. Например, положительное ожидание сопровождается потиранием ладоней. Сцепленные пальцы рук означают враждебность, агрессивность. Существует зависимость меж­ду положением рук и силой негативного чувства, испытыва­емого человеком.

«Шпилеобразным» положением рук пользуются люди, уверенные в себе, занимающие руководящие должности, или люди с ограниченной жестикуляцией. Этим жестом они передают информацию своей самоуверенностью. Чтобы показать свое превосходство и уверенность, люди часто также закладывают руки «в замок» за спиной. Когда человек расстроен и пытается взять себя в руки, он заклады­вает руки за спину и захватывает запястье. А если человек за­хватывает локоть, то это говорит о том, что он расстроен до предела и пытается взять себя в руки с большим усилием для самоконтроля.

Невербальный язык одной нации отличается от неверба­льного языка другой нации. Многие жесты могут иметь про­тивоположное значение у различных культур.

Жест «О'кей» или «кружок, образуемый пальцами рук» был по­пуляризирован в Америке в XIX веке. Значение «ОК» хорошо изве­стно в англоязычных странах, а также в Европе и Азии. Но в неко­торых странах он имеет другое значение: во Франции «ноль» или «ничего», в Японии — «деньги», в некоторых странах Средиземно­морского бассейна — обозначение гомосексуальности мужчин.

Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии и Новой Зеландии имеет три значения: используется при «голосовании» на дороге, при попытке поймать машину; «все в порядке»; нецензурное ругательство (большой палец резко выбрасывается вверх). В Греции этот жест обозначает «заткнись». Этот же жест испо­льзуют при счете: у итальянцев «1», а англичане «5». В сочетании с другими жестами он используется как символ власти и т. д.

V-образный знак пальцами популярен в Великобритании и в Ав­стралии и имеет оскорбительное значение. Во время II мировой войны У. Черчилль популяризировал знак «V» для обозначения победы, но рука повернута тыльной стороной к говорящему, если же рука повернута ладонью к говорящему, то жест имеет значение «за­ткнись». Во многих странах этот жест обозначает цифру «2».

Уроженец Тибета, встретив незнакомого, показывает ему язык. Этим знаком он хочет сказать: «У меня на уме ничего дурного нет». Тем же жестом индеец майя обозначает, что он обладает мудро­стью, индус так выражает гнев, китаец — угрозу, а европеец — на­смешку, поддразнивание.

Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами. Одной из серьезных ошибок при изучении языка тела яв­ляется стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно.

Каждый жест подобен одному слову, которое может иметь несколько значений. Поэтому жесты необходимо рас­сматривать в совокупности. Например: «Подпирание щеки указательным пальцем» в то время как другой палец лежит под подбородком, крепко скрещен­ные ноги, вторая рука лежит поперек тела, голова и подбородок на­клонены (враждебно) — это совокупность жестов, обозначающих критически оценочное отношение.

Многочисленные исследования показали, что жесты поддаются классификации.

1. Врожденные. Немецкий ученый Айбль-Айбесфельдт установил, что спо­собность улыбаться у слепых и глухих детей от рождения про­является без всякого обучения и копирования. Ученые Экман, Фризен, Зорензан подтвердили некоторые высказывания Дар­вина о врожденных жестах, когда изучали выражения лица у людей разных культур, которые использовали одинаковые вы­ражения лица при проявлении определенных эмоций.

2. Генетические. Когда человек скрещивает руки на груди, скрещивает ли он правую руку над левой или наоборот? В одном случае он чувствует себя неудобно, а в другом удобно, то есть этот жест не может быть изменен.

3. Приобретенные и культурно обусловленные. Существуют разногласия по поводу того, являются ли не­которые жесты приобретенными и культурно обусловлен­ными или генетическими.

Например, большинство мужчин начинают надевать свое паль­то с правого рукава, большинство же женщин надевают пальто, на­чиная с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивается телом к женщине; женщина же проходит обычно, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно или же это является врожденным жестом женщин? А может, она научилась этому неосознанно, на­блюдая за другими женщинами?

Исследования в области невербалики показали, что су­ществует прямая зависимость между социальным положе­нием человека, его престижем и количеством жестов и тело­движений, которыми он пользуется. Чем выше социаль­но-экономическое положение человека, тем менее развита у него жестикуляция и беднее телодвижения.

Быстрота некоторых жестов и их очевидность для глаза зависит от возраста. Другими словами, когда мы говорим о том, что подозрева­ли, что кто-то солгал нам, мы, в действительности, имеем в виду, что жесты и слова этого человека не совпадают друг с другом, то есть, как уже говорилось, неконгруэнтны.

Женщины обычно в целом более восприимчивы, чем мужчины, что обычно называют «женской интуицией». Женщина обладает врожденным чувством видеть и расшиф­ровывать невербальные сигналы и обращает больше внима­ния на различные детали, чем мужчины. Поэтому только не­большое количество мужчин способны лгать своим женам, не боясь того, что эта ложь будет раскрыта, в то время как женщины практически всегда могут обмануть мужчин. Жен­ская интуиция особенно ярко проявляется у молодых мам, так как первые несколько лет жизни ребенка женщине при­ходится общаться с ним в основном жестами. Это считается причиной того, что женщины, как правило, в переговорах более удачливы, чем мужчины,

Просодика – ритмико-интонационных сторон речи (высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Следующие виды невербальных средств связаны с голосом, который помогает выявить психическую индивидуальность человека. Различают просодические и экстралингвистические характеристики голоса. Просодика – общее название ритмико-индивидуальных сторон речи (высота голоса, громкость тона, тембр голоса, сила ударения). Экстралингвистическая система включает в себя проявление психофизиологических факторов: плач, кашель, смех, вздох, а также использование в речи пауз. Просодические и экстралингвистические системы способствуют регулированию потока речи, при этом экономятся языковые средства, которые взаимодополняют друг друга, защищают и предвосхищают речь. Выражают ее эмоциональное состояние. Такие эмоции как радость, энтузиазм, недоверие передаются высоким голосом, гнев и страх тоже высоким тоном голоса, но в широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость сообщаются мягким приглушенным голосом и понижением интонации в конце фразы.

По скорости речи также можно определить чувства человека: быстрая речь передает взволнованность или беспокойство, а медленная – указывает на угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие.

Любому специалисту, будущему профессионалу необходимо научиться лучше разбираться в индивидуально-психологическом состоянии собеседника. При этом необходимо не только слушать, но и слышать интонацию речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые позволяют выражать чувства, мысли, волевые усилия не только наряду со словом, но и вопреки ему.

Проксемические особенности невербального общения. В организации пространства заложен механизм отношений друг к другу. Проксемические характеристики позволяют устанавливать между партнерами пространственную организацию (дистанцию). На проксемические характеристики оказывают влияния такие социальные факторы, как национальность, культура. Э.Холл выделил 4 уровня дистанции: 1) интимное расстояние (до 45 см) – общение близких людей (родственников, супругов, родителей и детей); 2) персональное (45 - 120 см) – общение со знакомыми людьми, друзьями; 3) социальное (120-400 см) – предпочтительно использовать при общении с чужими людьми и при официальном общении (руководителя с подчиненными, коллегами в трудовом коллективе, между президентом и представителями власти на высоком уровне); 4) публичное (более 400 см). Нарушение дистанции общения может восприниматься одним из собеседников негативно.

Особенно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоят или си­дят на таком расстоянии от других, которое кажется им соот­ветствующим определенному типу взаимоотношений.

Необходимо подчеркнуть, что интерперсональное значе­ние расстояния находится также под влиянием других факто­ров, таких, как состояние и настроение, физические условия и т. д. Лишь рассматривая эти взаимосвязанные факторы, можно понять коммуникативное значение пространственных отношений.

Очень часто в проксемике применяется термин «персо­нальное пространство». Это такая область вокруг человека, которую он считает своей, и вторжение в которую других, не близких ему людей, которым он не доверяет, воспринимает­ся им как покушение на его неприкосновенность. Персональное пространство у каждого из нас имеет свои размеры. Чем больше персональное пространство у челове­ка, тем больший эмоциональный стресс он испытывает в условиях скученности, тем хуже в этих условиях выполняет задачи, требующие нестандартного подхода, оригинального решения. Ощущение скученности приводит к росту раздражительности, к стрессу и конфликтам.

Вообще замечено, что уравновешенный человек с чувст­вом собственного достоинства подходит к собеседнику бли­же, тогда как беспокойные, нервные люди стараются держа­ться подальше, особенно от собеседника противоположного пола. Таким образом, люди более конфликтные, подозрите­льные и нелюдимые окружают себя более широкой зоной персонального пространства, чем люди общительные, ужив­чивые и покладистые.

Помимо дистанции важно обращать внимание на взаим­ное расположение собеседников, их позы, мимику, жесты.

Позиции, общающихся за столом, определяются характе­ром общения. Если общение носит сопернический или оборонитель­ный характер, то люди садятся напротив.

При обычной дружеской беседе — занимают угловую позицию.

При кооперативном поведении — занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола.

Независимая позиция выражается в расположении по диагонали.

Умение почувствовать границы свободы поведения парт­нера и оправдать ожидания, связанные со своим появлени­ем, — это и есть первый шаг к присоединению партнера к своим интересам.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и содержание невербального общения.

2. Кинесические особенности невербального общения и их психологическая характеристика.

3. Экстралигвистические и паралигвистические особенности невербального общения и их психологическая характеристика.

4. Проксемические особенности невербального общения и их психологическая характеристика.

5. Психологическая характеристика визуального кон­такта партнеров.


Сейчас читают про: