Государственная политика зонирования: цели создания, требования к размещению, определения и типология СЭЗ

Государственная политика зонирования — это комплекс мер социального, экономического и правового характера, направленных на создание и эффективное функционирование особых образований (зон) на территории данной страны. Смысл государственной политики зонирования состоит в четком понимании роли и значения различных типов СЭЗ для национальной хозяйственной системы страны.

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечения иностранных технологий. Однако, несмотря на различия этих целей, есть и некоторая общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.

Экономические:

• более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

• привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

• использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;

• увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные:

• комплексное развитие отсталых регионов;

• увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

• обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

• насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические:

• использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

• приобщение к новым формам управленческого труда;

• привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

• повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи, которые решает государственная политика зонирования в целях стимулирования эффективного развития национальной экономики.

Основные цели и задачи отечественной политики зонирования сводятся к тому, что СЭЗ, создаваемые на территории РФ, должны:

§ рассматриваться не только как полюса роста, но и как важный фактор и мощный стимул ускоренного развития производительных сил самого региона зоны;

§ служить эталоном прогрессивных форм организации производства, труда, управления, развития и внедрения современной, соответствующей мировому уровню техники и технологии;

§ быть стандартом решения социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания работающих и живущих на их территории;

§ иметь подразделения производственной и социальной инфраструктуры, выполняющие функции окон в мир конкуренции, создавая условия для насыщения внутреннего рынка товарами и услугами, опираясь при этом на передовые технологии, привлекаемый иностранный и отечественный капитал и местные возможности, включая материальные, трудовые и природные ресурсы, деловую активность, предпринимательство, конкуренцию и т. д.;

§ быть территорией развития нового экономического мышления, формирования новых черт социальной психологии, других новшеств, характерных для условий функционирования рыночной экономики.

Определяя круг экономических и социальных проблем, которые предполагается решать с помощью государственной политики зонирования, необходимо указать, что СЭЗ создаются, прежде всего, в целях развития и более рационального использования производственного потенциала страны, ее отдельных регионов и отраслей.

Содержание и особенность государственной политики зонирования применительно к тому или иному периоду развития страны тесно связаны с целями и задачами создания того или иного типа СЭЗ.

Цели создания СЭЗ обычно сводятся к созданию особо благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала на сравнительно ограниченную территорию страны. Поскольку предоставление льгот одной стороне означает не дополучение прибыли другой стороной, предполагается, что временные потери этой другой стороны будут перекрыты в дальнейшем за счет более высоких показателей по массе прибыли.

Если это золотое правило неуклонно соблюдается, то развитие СЭЗ отвечает интересам всех участвующих сторон и в процессе зонирования не возникает экономических коллизий между СЭЗ и общегосударственными интересами принимающей стороны.

Создание СЭЗ — не только эффективный стимул к ускорению и качественному совершенствованию различных сторон жизнедеятельности экономики и общества, но и весьма дорогой процесс.

К положительным результатам зонирования следует отнести:

• решение проблемы занятости местного населения. В условиях, когда ресурсы труда избыточны по отношению к ресурсам капитала, СЭЗ стали одним из эффективных средств создания новых рабочих мест;

• повышение экономической эффективности производства, а также рост поступлений в бюджет страны и регионов.

Создание совместных с другими странами свободных экономических зон на территории России и на территории других государств (прежде всего, в странах СНГ и странах бывшего СЭВ)

будет способствовать:

  • интенсификации внешнеэкономической деятельности национальной экономики России и других стран;
  • упрочению экономических и политических отношений России с другими странами и ликвидации геополитического вакуума в этих отношениях, возникшего в результате распада СССР и мирового социалистического лагеря;
  • сохранению традиционных и созданию новых сфер влияния России.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению СЭЗ относятся:

• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

• развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

• наличие территории, располагающей уникальными по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

На территории России в зависимости от целей и задач выделяют несколько типов зон:

· комплексные специальные зоны производственного характера;

· внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

· функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) способствуют ускорению научно-технического прогресса на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа анклавные (замкнутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Они обычно создаются на территории страны, естественным образом отделенных от нее (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города.

Интеграционные зоны тесно связаны с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

Наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют особые - оффшорные - зоны (ОЗ). Они составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения.

Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экономические и юридические льготы. К ним относятся:

· упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

· льготный налоговый режим;

· понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

· предоставление права на долгосрочную аренду.

Предусмотрен также особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде иностранных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распространяется право безлицензионного экспорта и импорта, предоставленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

Регулирование деятельности свободных экономических зон осуществляется через либерализованное внешнеторговое, налоговое, валютное и трудовое законодательство.

Каждому типу зон соответствует свой набор базовых льгот и стимулов, которые дополняются специальными формами поощрения, которые направлены на решение конкретных задач (например, ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на стимулирование отдельных видов деятельности (банковские услуги и т.д.), либо на привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелких или крупных).

Можно выделить четыре группы льгот:

внешнеторговые льготы, предусматривающие введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощение порядка осуществления внешнеторговых операций;

фискальные льготы, содержащие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыль, доход, стоимость имущества), отдельных ее компонентов (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровня налоговых ставок, постоянного или временного освобождения от налогообложения;

финансовые льготы, включающие различные формы субсидий, представляемых в виде низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

административные льготы, предоставляемые администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт показывает, что в относительно крупных производственных зонах целесообразнее использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции получают не все находящиеся на территории предприятия, а только те, которые отвечают целям и задачам развития зоны.

В крупных зонах комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по характеру применения набор преференций дополняется льготами, локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а также специальными льготами, пронизывающими экономику зоны по горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: