Производительность труда на различных видах транспорта

Капвложения по видам транспорта.

Капитальные вложения представляют собой совокупность единовременных затрат, направленных на создание новых или реконструкцию, расширение, модернизацию действующих основных фондов. Транспорт относится к одной из наиболее капиталоемких отраслей экономики с относительно длительными сроками окупаемости вложенного капитала. Различают капитальные вложения в постоянные устройства и подвижной состав. Более медленная оборачиваемость капитала, т.е. возвращение авансированных средств, характерна для капитальных вложений в постоянные устройства транспорта – железные и автомобильные дороги, морские и речные порты, аэропорты, трубопроводы, здания и сооружения транспортных предприятий. Однако эта недвижимость имеет большой экономический потенциал, так как многие дорогостоящие сооружения транспорта (мосты, здания, дороги и т.п.) служат на протяжении весьма продолжительных сроков и могут приносить прибыль инвесторам в течение длительного времени.

Инвестирование развития подвижного состава осуществляется из собственных источников транспортных предприятий за счет прибыли и амортизационных отчислений и за счет государственных субсидий.

Потребность в капитальных вложениях на разных видах транспорта различна. Она зависит от технических и технологических особенностей различных видов транспорта, сложности и стоимости техники и работ, характера местности, климатических и других условий.

По ориентировочным расчетам, на всех видах транспорта России ежесуточно в процессе транспортировки находится примерно 27-30 млн. т различных грузов. Эта грузовая масса (добытое сырье и топливо, произведенная промышленная и сельскохозяйственная продукция, отправленная потребителям) является капиталом, который не приносит в данный момент доход.

Различно по видам транспорта соотношение потребных капитальных вложений в развитие постоянных устройств и затрат на подвижной состав: на железных дорогах – 60:40%, на автомобильном – 30:70%, на воздушном – 20:80%, на трубопроводном – 90:10%.

Производительность труда – один из важнейших показателей эффективности производства и поэтому должен учитываться при выборе того или иного способа перемещения товаров и людей. Показатель производительности труда, или выработки на транспорте ПТ обычно определяют в тысячах приведенных тонно-километров на 1 работника:

,

где - годовой объем транспортной работы в приведенных тонно-километрах; Чэсреднесписочная численность работников, занятых в эксплуатационной работе.

В современных условиях актуален и другой подход к определению производительности труда на транспорте как к доле дохода или прибыли, приходящейся на одного работника, причем учитываются работники всех сфер деятельности того или иного вида транспорта, а не только занятые на перевозках:

или

где , - соответственно годовой доход и прибыль транспорта от всех видов деятельности; Чо – общая среднегодовая численность работников транспорта.

Транспорт является трудоемкой отраслью материального производства, хотя в настоящее время в связи со снижением объемов перевозок на всех видах транспорта сокращается численность работающих. В основной деятельности всех видов транспорта занято около 6 млн. человек, и почти половина из них работает на автомобильном транспорте. В то же время доля автомобильного транспорта в грузообороте всей транспортной системы составляет примерно 9%. На железных дорогах России в основной деятельности в 2006 г. было занято 1,2 млн. человек, а с учетом работников вспомогательных и других служб – 1,8 млн. человек. На морском и речном транспорте работало около 1 млн. человек. Эти сравнения показывают, что производительность труда на разных видах транспорта весьма различна. Наиболее высокая производительность труда (на 1 работника) на трубопроводном (более 20 млн. прив.т*км/чел) и морском (около 9 млн. прив.т*км/чел) транспорте. В последние годы произошло некоторое снижение производительности труда почти на всех видах транспорта на 15-20%, что связано с общим спадом объемов производства и сдерживанием сокращения численности работников транспорта, в том числе обслуживающих постоянные устройства.

Самая низкая производительность труда на автомобильном транспорте общего пользования – примерно 200 тыс. прив.т*км/чел. Производительность труда на приватизированном автомобильном транспорте пока тоже невысока и составляет примерно 150 тыс. прив.т*км/чел. Однако, следует учитывать, что сфера деятельности автотранспорта – короткие расстояния. Если бы, скажем, железнодорожный транспорт выполнял только короткопробежные перевозки, то производительность труда на нем была бы еще ниже, чем на автомобильном.

Необходимо подчеркнуть, что в условиях рынка производительность труда становится, по существу, решающим показателем, определяющим эффективность работы транспортных предприятий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: