double arrow

Производительность труда на различных видах транспорта


Капвложения по видам транспорта.

Капитальные вложения представляют собой совокупность единовременных затрат, направленных на создание новых или реконструкцию, расширение, модернизацию действующих основных фондов. Транспорт относится к одной из наиболее капиталоемких отраслей экономики с относительно длительными сроками окупаемости вложенного капитала. Различают капитальные вложения в постоянные устройства и подвижной состав. Более медленная оборачиваемость капитала, т.е. возвращение авансированных средств, характерна для капитальных вложений в постоянные устройства транспорта – железные и автомобильные дороги, морские и речные порты, аэропорты, трубопроводы, здания и сооружения транспортных предприятий. Однако эта недвижимость имеет большой экономический потенциал, так как многие дорогостоящие сооружения транспорта (мосты, здания, дороги и т.п.) служат на протяжении весьма продолжительных сроков и могут приносить прибыль инвесторам в течение длительного времени.

Инвестирование развития подвижного состава осуществляется из собственных источников транспортных предприятий за счет прибыли и амортизационных отчислений и за счет государственных субсидий.

Потребность в капитальных вложениях на разных видах транспорта различна. Она зависит от технических и технологических особенностей различных видов транспорта, сложности и стоимости техники и работ, характера местности, климатических и других условий.

По ориентировочным расчетам, на всех видах транспорта России ежесуточно в процессе транспортировки находится примерно 27-30 млн. т различных грузов. Эта грузовая масса (добытое сырье и топливо, произведенная промышленная и сельскохозяйственная продукция, отправленная потребителям) является капиталом, который не приносит в данный момент доход.

Различно по видам транспорта соотношение потребных капитальных вложений в развитие постоянных устройств и затрат на подвижной состав: на железных дорогах – 60:40%, на автомобильном – 30:70%, на воздушном – 20:80%, на трубопроводном – 90:10%.

Производительность труда – один из важнейших показателей эффективности производства и поэтому должен учитываться при выборе того или иного способа перемещения товаров и людей. Показатель производительности труда, или выработки на транспорте ПТ обычно определяют в тысячах приведенных тонно-километров на 1 работника:

,

где - годовой объем транспортной работы в приведенных тонно-километрах; Чэ –среднесписочная численность работников, занятых в эксплуатационной работе.

В современных условиях актуален и другой подход к определению производительности труда на транспорте как к доле дохода или прибыли, приходящейся на одного работника, причем учитываются работники всех сфер деятельности того или иного вида транспорта, а не только занятые на перевозках:

или

где , - соответственно годовой доход и прибыль транспорта от всех видов деятельности; Чо – общая среднегодовая численность работников транспорта.

Транспорт является трудоемкой отраслью материального производства, хотя в настоящее время в связи со снижением объемов перевозок на всех видах транспорта сокращается численность работающих. В основной деятельности всех видов транспорта занято около 6 млн. человек, и почти половина из них работает на автомобильном транспорте. В то же время доля автомобильного транспорта в грузообороте всей транспортной системы составляет примерно 9%. На железных дорогах России в основной деятельности в 2006 г. было занято 1,2 млн. человек, а с учетом работников вспомогательных и других служб – 1,8 млн. человек. На морском и речном транспорте работало около 1 млн. человек. Эти сравнения показывают, что производительность труда на разных видах транспорта весьма различна. Наиболее высокая производительность труда (на 1 работника) на трубопроводном (более 20 млн. прив.т*км/чел) и морском (около 9 млн. прив.т*км/чел) транспорте. В последние годы произошло некоторое снижение производительности труда почти на всех видах транспорта на 15-20%, что связано с общим спадом объемов производства и сдерживанием сокращения численности работников транспорта, в том числе обслуживающих постоянные устройства.

Самая низкая производительность труда на автомобильном транспорте общего пользования – примерно 200 тыс. прив.т*км/чел. Производительность труда на приватизированном автомобильном транспорте пока тоже невысока и составляет примерно 150 тыс. прив.т*км/чел. Однако, следует учитывать, что сфера деятельности автотранспорта – короткие расстояния. Если бы, скажем, железнодорожный транспорт выполнял только короткопробежные перевозки, то производительность труда на нем была бы еще ниже, чем на автомобильном.

Необходимо подчеркнуть, что в условиях рынка производительность труда становится, по существу, решающим показателем, определяющим эффективность работы транспортных предприятий.



Сейчас читают про: