double arrow

Формирование пассажирских тарифов

Затраты на пассажирские перевозки отличаются от расходов на грузовые перевозки, так как пассажирский транспорт должен обеспечивать максимальный уровень комфорта и минимально возможные сроки доставки пассажиров. Ценовая политика должна обеспечивать соответствие объемов и качества предоставляемых услуг на пассажирском транспорте платежеспособном спросу большинства социальных групп населения.

В нашей стране, как и во многих странах мира, пассажирские перевозки, особенно в городах и пригороде, являются убыточными. Выручка от пассажирских перевозок в городе покрывает и более 10—15% необходимых эксплуатационных затрат, в пригородном железнодорожном сообщении 15—20%, на речном транспорте 40%, на морском (каботажные перевозки) 20%, на воздушном 90%. Частично убыточность этих тарифов обусловлена наличием действующих социальных льгот (15 категорий населения) имеют бесплатный проезд, свыше 20 — скидку до 50%).

Государство и местные органы власти дотируют пассажирские перевозки, благодаря чему несколько сдерживается падение спроса населения на эти услуги. Убытки от пассажирских перевозок частично покрываются за счет повышения грузовых тарифов.

Пассажирские тарифы на автомобильном транспорте дифференцированы по территории страны, видам сообщений и предоставляемым пассажирам удобствам. Формирование уровня тарифа на перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщениях, где основу составляют трудовые поездки, должно проводиться на основе оптимального соотношения доли транспортных затрат в потребительском бюджете.

При поездках пассажиров автобусами в межобластном сообщении в стоимость билета включается страховой сбор. Заказные рейсы автобусов оплачиваются, как правило, по автомобиле-часам. Широко применяются свободные (договорные) тарифы на перевозки частным автотранспортом.

Построение пассажирских тарифов на воздушном транспорте в основном такое же, как и грузовых тарифов. Многочисленные авиационные компании формируют тарифы в зависимости от спроса и предложения на пассажирские перевозки, однако с учетом цен конкурентов и стоимости полетов авиакомпаний других стран. Кроме общих тарифов, на воздушном транспорте применяют специальные тарифные ставки (на 1 ч полета или на 1 км пути) при перевозке пассажиров, багажа и почты самолетами по заказным рейсам. Применяется также целая система скидок и льгот в период спада пассажирских перевозок, для туристических групп и т. п.

На морском транспорте пассажирские тарифы устанавливаются на перевозки в заграничном и внутреннем (каботажном) плавании. В заграничном плавании они находятся на уровне складывающихся мировых цен для каждой линии и каждого судна. Тарифы дифференцированы по классам кают, (люкс, первый, туристический), а внутри класса — в зависимости от числа мест в каюте, расположения кают на судне и наличия индивидуальных удобств. Во внутреннем плавании тарифы дифференцированы по морским бассейнам, судоходным компаниям, типам судов, комфортабельности кают и общей комфортабельности судна. Судоходные компании устанавливают отдельные тарифы на перевозки по регулярным линиям, в грузопассажирских судах, на морских паромах и на туристско-экскурсионные маршруты. В стоимость билета обязательно включается страховой сбор.

Пассажирские тарифы речного транспорта дифференцированы по пароходствам, типам судов с учетом скоростей их хода, видам перевозок (транзитные, местные, пригородные, внутригородские и переправы) и классам кают (4 класса). Для поездок пассажиров на скоростных судах с подводными крыльями судоходные компании устанавливают повышенные тарифы. В стоимость билетов включается страховой сбор. На всех видах транспорта отдельно взимается плата за перевозку багажа (сверх установленной нормы ручной клади) и грузо-багажа.

На железнодорожном транспорте пассажирские тарифы делят на тарифы в дальнем и пригородном сообщениях. В тарифах дальнего сообщения за основу принят тариф за проезд пассажира в жестком вагоне пассажирского поезда с местами для сидения. Дополнительные удобства (скорость, плацкарта и т.д.) оплачиваются пассажиром дополнительно. Существуют дополнительные сборы за постель и др., применяется система льгот.



Сейчас читают про: