double arrow

Сопоставительный анализ достоинств и недостатков магистральных видов транспорта. Сферы экономически целесообразного применения различных видов транспорта

Комплексное развитие, пути повышения эффективности и конкурентоспособности магистральных видов транспорта.

В первую очередь необходимо отметить, что железнодорожный транспорт играет главнейшую роль в грузоперевозках. Данное обстоятельство можно объяснить многими причинами. В первую очередь относительной дешевизной перевозки. Использование больших железнодорожных составов дает преимущество еще и в том, что одновременно можно перевозить совершенно различные грузы в составе одного поезда в силу существования различных типов вагонов (вагоны, полувагоны, рефрижераторы, платформы, цистерны, пассажирские и почтовые вагоны, вагоны для перевозки химикатов и т.д.), что дает неоспоримое преимущество перед строго специализированными судами и автомобилями (не считая магистральных тягачей, к которым можно прицепить различные виды прицепов). Экологичность железнодорожного транспорта очевидна. Если даже не использовать электровозы, которые не загрязняют окружающую среду, то загрязнение производимое одним тепловозом при транспортировке, предположим, пятикилометрового состава не сравнится с загрязнением, производимым пятикилометровой колонной грузовиков. В то же время, железнодорожный транспорт использует для перевозки грузов намного меньше людских ресурсов. Достаточно всего двух человек, для того, чтобы провести состав в любую точку, таким образом количество грузов, перевозимых в перерасчете на одного человека, занятого перевозками, несоизмеримо больше, нежели у автомобильного транспорта или судна (экипаж среднетоннажного судна, превышает 10 человек, обычно 12-15).

Недостатками железнодорожного транспорта являются:

- необходимость постройки специальных путей;

- дороговизна изготовления и постройки этих путей;

- необходимость постройки специализированных зданий и сооружений для погрузки/разгрузки, обслуживания, ремонта.

Использование речного транспорта, там, где это возможно, намного удешевляет грузоперевозки. Используя естественные водные пути, можно перевозить большие объемы грузов. Соответственно отпадает необходимость в строительстве основных водных путей , а искусственные строятся в тех случаях, когда необходимо или убыстрить доставку грузов (пример одного из греческих островов, когда в скалах был прорублен канал, разделивший остров . Таким образом, вместо 3х суток, необходимых судам на обход острова, требуется всего несколько часов для его прохода), или при высоких объемах грузоперевозок, для увеличения грузопотока через данный пункт, и, соответственно для увеличения скорости прохождения грузов через пункт. Использование различных типов и классов судов позволяет перевозить любые грузы и на любые расстояния. В особенности стоит отметить суда типа река-море. Удобство данных судов заключается в том, что позволяет избежать перегрузочных операций с речных на морские суда.

Недостатками данных судов является то, что, во-первых, необходимо при смене река/море необходимо менять капитанов, т.к. немногие морские капитаны имеют дипломы речников и наоборот.

Вторым, и, наверное, основным недостатком данного типа судов является то, что по правилам мореплавания, суда типа река-море не имеют право при морском плавании удаляться от берега более чем на 20 миль, то есть время плавания существенно увеличивается, т.к. приходится идти в обход.

Вызвано это ограничение тем, что суда должны быть способны плавать на небольших глубинах, причем с полной загрузкой, то есть осадка судна небольшая, соответственно невысокая остойчивость судна, особенно при бортовой качке. При плавании в реках этот факт полезен, но в морях, при шторме судно может просто перевернуться, поэтому и приходится ходить вдоль берега, чтобы всегда была возможность спрятаться от шторма. Суда типа «Ро-Ро» с открывающимися носом и/или кормой предназначены для морской транспортировки железнодорожных составов и автомобильных караванов. Основное удобство заключается в том, что время погрузки/разгрузки сведено до минимума. И автомобили и поезда просто своим ходом въезжают в судно. Таким образом, экономится и время, и людские и технические ресурсы.

Приоритетная зона морского транспорта – экспортно-импортные перевозки внешнеторговых грузов на средние, дальние и сверхдальние расстояния, а также перевозки в большом и малом каботаже в районах Севера, Дальнего Востока, Сахалина, Камчатки, Чукотки. Эффективны также массовые перевозки грузов в некоторых прибрежных районах Черного, Балтийского и Каспийского морей.

Воздушный транспорт эффективно использовать на дальних и сверхдальних расстояниях для перевозки ценных, срочных и скоропортящихся грузов в промышленные центры и отдаленные северные районы страны. Основная сфера деятельности воздушного транспорта – пассажирские перевозки, и поэтому большая часть грузовых перевозок осуществляется в порядке догрузки пассажирских самолетов.

Автомобильный транспорт - самый мобильный и самый удобный, особенно для небольших перевозок на малые и средние расстояния. В то же время самый дорогой и самый неэкологичный. Удобство данного вида транспорта заключается в первую очередь в том, что автомобиль практически не требует никаких специальных погрузочно-разгрузочных сооружений, и в силу своей мобильности позволяет доставить грузы непосредственно «к двери» заказчика. Отпадает необходимость в перегрузочных операциях с автомобилей на другие виды транспорта.

Трубопроводный транспорт можно использовать как на коротких, так и на средних, дальних и сверхдальних расстояниях. Все зависит от рода груза, мощности грузопотока и диаметра труб.

Сферы преимущественного эффективного использования различных видов транспорта определяются их технико-экономическими особенностями, стоимостью перевозок и размещением транспортной инфраструктуры по территории страны. При этом речь идет о сферах, устанавливаемых конкурирующими транспортными линиями на основе расчетов сравнительной эффективности нескольких вариантов перевозок. В некоторых же случаях существует естественная монополия отдельных видов транспорта, сферы применения которых очевидны и в текущих условиях не требуют специальных расчетов. Естественным монополистом является газопроводный транспорт и во многих случаях нефтепроводный. На суше массовые перевозки топлива и сырья целесообразно осуществлять железнодорожным транспортом.


Сейчас читают про: