Финальное усилие при метании диска является заключительным движением, которое выполняется после поворота. По мере освоения упражнений в выпуске диска занимающиеся должны овладеть финальным усилием, являющимся основным звеном в метании снаряда. Поэтому внимание занимающихся акцентируется на обгоняющих движениях ног и таза относительно снаряда и на захвате. При этом колено правой ноги движется наружу и преимущественно вперед — вверх. Левая часть тела смещается к опорной ноге, становясь осью вращения и основной опорной точкой при выбрасывании снаряда.
Основные упражнения для обучения финальному усилию:
- стоя ноги врозь, левым боком к направлению броска, имитировать поворотно-разгибающую работу ног в конечной фазе метания;
- то же, но со снарядом (гимнастическая палка, теннисная ракетка, мяч с петлей, легкий диск);
- метание диска с места из исходного положения, стоя боком и спиной по направлению метания.
Изучение поворота в метании диска следует начинать одновременно с освоением метания снаряда с места. Сначала поворот Изучается без диска, а затем с диском или предметами, удобными Для держания (теннисная ракетка, гимнастическая палка, мяч с петлей, гантель). Наиболее удобное вспомогательное средство для обучения — диск с лямкой, сделанной из прочной широкой тесьмы, которая охватывает плоскость диска с одной стороны и прикрепляется концами к другой стороне. Для использования такого снаряда кисть руки просовывается между тесьмой и плоскостью диска.
Основные упражнения для решения этой задачи:
- имитация частей поворота;
- имитация поворота в целом без диска и с диском;
- повороты с различными вспомогательными предметами.
При выполнении упражнений обучающим необходимо обращать внимание на следующие правила:
- использовать мах правой рукой вперед и отталкивание левой ногой для поступательного продвижения с диском вперед;
- в поступательном продвижении овладеть начальными моментами вращательного движения за счет стопы правой ноги;
- овладеть группировкой к правой ноге после поворота;
- закрепить отставание метающей руки с целью максимального использования ее движения в финальном усилии;
- поставить выпрямленную левую ногу в соответствующем ритме на внутреннюю часть стопы.
При обучении технике метания диска с поворота вначале движения выполняются без диска, затем с диском без броска и с броском, вне круга и в круге. Скорость движений можно увеличивать лишь постепенно, по мере усвоения элементов этой техники метания. Вращательно-поступательное движение выполнять по линии диаметра круга, плавно ускоряя переход вращения в направлении броска, в то время как руки и туловище отведены вправо. Левая нога кратчайшим путем проносится вперед с последующим выпрямлением в коленном суставе.
Для осуществления этой задачи необходимы следующие упражнения:
- метание диска с поворотом из исходного положения, стоя боком к направлению броска;
- метание диска с поворотом из исходного положения, стоя спиной к направлению броска;
- метание диска с поворотом из круга, соблюдая правила соревнований.
Обучение технике метания диска в целом и ее совершенствование
Решать эту задачу поможет метание диска с поворота из различных исходных положений, метание снаряда с высокой скоростью на результат и в соревнованиях. Преподаватель должен учитывать индивидуальные возможности занимающихся для поиска наиболее рациональных форм движения. В процессе совершенствования следует уделять внимание на исправление недостатков в технике и изучению их деталей. Параллельно с совершенствованием техники метания диска необходимо применять специальные упражнения с отягощением для развития скоростно-силовых качеств метателей.
Методика обучения технике метания снаряда: малого мяча, гранаты, копья
Специфические особенности техники метания копья требуют от занимающихся хорошей координации движений, эластичной мускулатуры, достаточной подвижности в суставах и гибкости, динамической и взрывной силы, умения управлять отдельными звеньями тела и чувства ритма. Все это предъявляет серьезные требования к общефизической и специальной подготовке метания копья. Поэтому особое место при изучении техники метания должны занять специальные упражнения со вспомогательными снарядами, мячами и гранатами. Это поможет начинающим избежать многих ошибок, которые возникают при обучении техники метания копья, если с самого начала обучающиеся начинают пользоваться основным снарядом, т.е. к обучению техники метания копья приступают после того, как освоено метание малого мяча и гранаты.
Последовательность задач и целесообразность упражнений обусловливаются характером вида метаний, включающим как отдельные упражнения, так и группу сходных упражнений, имеющих наиболее тесную структурную связь с основным двигательным действием.
Задача 1. Ознакомление с техникой метания гранаты (мяча).
Решая эту задачу, преподаватель показывает технику метания гранаты и мяча с полного разбега, объясняет особенности отдельных фаз метания, предлагает обучающимся просмотреть кинограммы, плакаты, видеофильмы, знакомит с правилами соревнований.
Задача 2. Обучить держанию и выбрасыванию снаряда.
Для правильного и точного броска необходимо правильное держание снаряда.
Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец может располагаться как вдоль оси гранаты (как при держании копья), так и поперек.
Мяч удерживается фалангами пальцев метающей руки. Три пальца размещены как рычаг, сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку. При обучении правильному хвату надо следить чтобы обучающиеся не держали мяч излишне крепко. Гранату и мяч держат перед собой или у верхней кромки черепа, такое положение позволяет более рационально выполнить последующее отведение снаряда в разбеге.
Обучение метанию малого мяча может проводиться в спортивном зале а метание гранаты и копья проводится на стадионе или спортивной площадке, но если оборудовать спортивный зал специальной сеткой, то метание дротиков, копья можно проводить в зале.
В процессе обучения преподаватель должен соблюдать меры предосторожности:
- разрешать метать гранаты, копья только по сигналу препода- вателя в одну сторону;
- располагать занимающихся на достаточном удалении друг от друга;
- собирать брошенные снаряды только после сигнала, следить, чтобы копья держали вертикально, наконечниками вверх.
Для обучения технике держания и выбрасывания снаряда последовательно используются следующие упражнения:
- ноги на ширине плеч, вес тела пре имущественно на передней части стоп, рука с малым мячом впереди над плечом, согнута в локтевом суставе, свободная опущена вниз. Имитация броска последовательным и непрерывным выпрямлением руки вперед — вверх (без перерыва 8-10 раз). Затем рука продолжает двигаться вниз, в сторону, назад и до исходного положения;
- из того же исходного положения бросить малый мяч в пол и поймать его после отскока;
- то же, но метание малого мяча в стену, а затем в мишень (круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5 м) с расстояния 3-5 м;
- стоя лицом, а потом боком в сторону метания, левая нога ставится впереди. Бросок мяча или гранаты за счет хлестообразного движения руки.
Цель этих упражнений — овладеть движением руки хлестообразным рывком, научиться расслаблять мышцы руки, точно проносить ее над плечом и последовательно выпрямлять вперед — вверх в направлении броска.
Задача 3. Обучить метанию гранаты (мяча) с места.
К метанию гранаты и мяча с места следует приступать после того, как у занимающихся отработаны и закреплены мышечные движения грудью вперед и хлестообразные движения метающей руки при хорошей опоре на ногах.
Эти ощущения создаются при помощи следующих упражнений:
- имитация заключительного усилия при метании снаряда, стоя левым боком в сторону метания, левая нога находится впереди, держась правой рукой за резиновый жгут (ленту, эспандер), закрепленный на уровне плеча за гимнастическую стенку;
- метания малого мяча (набивного мяча) в стену из исходного положения, сидя на гимнастической скамейке: двумя руками; одной рукой с предварительным поворотом туловища вправо;
- имитация финального усилия с помощью партнера (преподавателя), стоя левым боком в сторону метания, левая нога стоит впереди, стопа повернута носком внутрь под углом 45°, правая нога находится в согнутом положении. Преподаватель (партнер), держа занимающегося за кисть правой руки, подталкивает его под лопатку вперед, дает почувствовать работу мышц в этом положении (рис. 118);
- имитация входа в положение «натянутого лука». Стоя левым боком к гимнастической стенке, правой рукой захватить снизу рейку на уровне плеча, левой — впереди рейку хватом сверху на уровне плеч. Выход в положение «натянутого лука» осуществлять за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища;
- стоя правым боком у гимнастической стенки, правой рукой хватом снизу взяться за решетку на уровне плеча. Поворачивая и выпрямляя правую ногу, таз вперед—вверх, повернуться налево;
- метание снаряда вперед—вверх. Стоя левым боком в сторону метания, согнуть правую ногу, повернуть туловище направо и развернуть ось плеч.
Задача 4. Обучить метанию с бросковых шагов. Для решения поставленной задачи целесообразно выполнять следующие упражнения:
- метание гранаты (мяча) с одного шага. Поставить левую ногу в положение шага для метания с места, с поворотом туловища в направлении броска прийти в положение «натянутого лука»;
- имитация выполнения скрестного шага. Стоя левым боком к направлению броска, выпрямленная правая рука отведена назад и находится на уровне плеча. Вес тела — на правой согнутой ноге, левая нога выпрямлена и поставлена на опору на расстоянии 2,5-3 стоп от правой, а левая рука — перед грудью. Сделать легкий скачок с левой ноги на правую с постановкой левой ноги на опору;
- выполнение скрестных шагов правой ногой, после чего левую Ногу поставить в положение шага и выполнить бросок гранаты или мяча. Упражнение выполняется под счет преподавателя;
- имитация выполнения скрестного шага с помощью преподавателя или опытных занимающихся. Во время выполнения данного упражнения обучающегося удерживают за правую выпрямленную руку. Это делается для того, чтобы ноги обгоняли туловище;
- метание снарядов с бросковых шагов в цель. Цель расположена на расстоянии 10-12 м от линии броска.
Задача 5. Обучить технике выполнения разбега и отведения гранаты (мяча)
Применяются несколько вариантов выполнения бросковых шагов и способов отведения снаряда.
Рассмотрим их:
I вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением гранаты (мяча) на 2 шага способом «прямо — назад»;
II вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «дугой вверх — назад»;
III вариант: метание с 4 бросковых шагов с отведением снаряда на 2 шага способом «вперед — вниз — назад»;
IV вариант: метание с 5 бросковых шагов с отведением мяча на 3 шага способом «вперед — вниз — назад».
Первый вариант больше подходит девушкам, обладающим большой подвижностью в плечевых суставах. Наиболее распространенным вариантом является третий.
Обучение способам отведения снаряда следует начинать с положения «стоя на месте» при помощи упражнений:
- имитация отведения снаряда на 2 шага ходьбы. Занимающиеся, стоя в шеренге, держат гранату (мяч) над плечом. Отведение снаряда производится на 2 шага под команду преподавателя, а затем самостоятельно;
- выполнение имитации отведения гранаты (мяча) в ходьбе, а затем в беге. Выполнять на 2 шага — отведение и на 2 шага — возвращение;
- отведение снаряда на 2 шага способом «вперед — вниз — назад» с последующим выполнением скрестного шага и шага левой ногой, т.е. выполнение 4 бросковых шагов в целом и приход в исходное положение перед броском без метания и с выполнением метания.
Задача 6. Обучить технике метания гранаты (мяча) с полного разбега.
Для этого применяются следующие упражнения:
- из исходного положения, стоя лицом по направлению метания, левая нога находится впереди, снаряд — над плечом, производятся подход и попадание левой ногой на контрольную отметку, в сочетании с отведением гранаты (мяча);
- то же, но с добавлением выполнения скрестного шага;
- то же, но с выполнением бросков, акцентируя ускорение И ритм бросковых шагов после контрольной отметки и обращая внимание на согласованность движений ног, туловища, рук в фазе выполнения финального усилия.
Перечисленные упражнения выполняются с 6-8 шагов разбега, сначала с небольшой скоростью, а затем, по мере освоения правильных движений, необходимо увеличивать длину и скорость разбега до контрольной отметки. Длина разбега — путь пробегания от контрольной отметки в обратном направлении по отношению к метанию. В исходном положении перед разбегом занимающиеся встают левой ногой на контрольную отметку, граната (мяч) над плечом. Разбег начинается с правой ноги. На месте постановки ноги делается отметка. Повторными пробежками уточняется длина первой части разбега. Затем занимающиеся встают левой ногой на эту отметку лицом по направлению метания и проводят разбег в Целом. Коррекция разбега осуществляется повторными пробежками без броска и с броском снаряда.