double arrow

Живопись и скульптура


Литература

Наука

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. К концу первой пятилетки организованы уральский, дальневосточный и закавказский филиалы, казахстанская и таджикская базы АН СССР. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных сотрудников.

Больших успехов добился выдающийся селекционер И.В. Мичурин, продолжал исследования физиологИ.П. Павлов. Значительную роль в развитии советской и мировой науки играли Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (руководитель — Н.И. Вавилов).

Развитие науки тормозилось репрессивной системой тоталитарного государства. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н.И. Вавилов, С.П. Королев и др. Надолго прервалось развитие ряда перспективных научных направлений (генетики и др.). Сформировался и получил распространение тип лжеученого (такого, как Т. Д. Лысенко).

Вместе с тем в 30-х гг. учеными были совершены важные достижения в науке и технике. Созданы первоклассные самолеты, на которых летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолетах АНТ-24 (конструктора А.К. Туполева) В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва–Портленд (США) через Северный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Еще более дальний перелет совершили М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина. Начали штурм стратосферы.




Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкторов, рабочих. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее союзниками было выиграно советской наукой и промышленностью. Результаты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, проводились работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству.

В 76 институтах, эвакуированных в глубокий тыл, продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН, тысячи научных сотрудников. Научные учреждения по прикладным и фундаментальным естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии — на Урале, по гуманитарным дисциплинам — в Ташкенте и Алма-Ате. Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях: разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов.

Ученые-геологи А.Е. Ферсман, К.И. Сатпаев, В.А. Обручев и другие разведали новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был и вклад ученых-математиков — П.С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И.М. Виноградова и др., физиковА.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, Л. И. Мандельштама, химиковН.Д. Зелинского, И.В. Гребенщикова, А.Н. Несмеянова и др.



В области биологии и сельского хозяйства ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности продовольственных культур (так, в восточных районах было освоено возделывание сахарной свеклы). Ученые-медики — Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулев, А. И. Абрикосов и др. — вводили в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов.

С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к концу войны освобожденные из лагеря С.П. Королев, М.К. Янгель, Ю.Б. Харитон продолжили работы по развитию ракетной техники.

Во второй половине 40-х гг. значительно увеличиваются расходы на науку, происходит организация ряда научно-исследовательских институтов — Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и др. Продолжали расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР.

В 40 — начале 50-х гг. советская наука и техника достигли успехов в физике, химии, точной механике. Но основной целью по-прежнему оставалось наращивание военной мощи. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия.



В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, финансировались по остаточному принципу, подвергались жесткому контролю и даже запретам. Генетика и кибернетика были объявлены науками, противоречащими законам материализма, что привело к серьезному отставанию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т.Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.

Достижения общественных наук были более скромными, игравшими в основном роль идеологического обеспечения политики партии. После постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (январь 1931) и «О работе Комакадемии» (март 1931), письма И. В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные науки были поставлены под жесткий партийный контроль.

Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений этого стало обращение к национальным традициям. В этих условиях возрастает роль исторического образования, исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается преподавание истории в университетах и школах, создается Историко-археографический институт, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. К 1938 г. исторические факультеты уже имели 13 университетов. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Московский историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде.

Были велики давление и контроль со стороны партийно-государственного аппарата. Художественные и научные установки не считались приоритетом творческой интеллигенции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун, после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. — сам Сталин.

В 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. Развитие науки в России в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «задач социалистического строительства».

В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым ликвидировался относительный плюрализм периода нэпа в области художественного творчества: на смену многим литературным группам было признано целесообразным создать единый Союз писателей СССР (Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в 1934 г.).

С этого времени утверждаются попытки объединить все художественное творчество рамками социалистического реализма. Однако и в эти годы как в рамках господствующего течения (соцреализма), так и вне его (произведения второго типа в основном стали известны намного позже) создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой целины» М.А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, стихи и поэмы А.А. Ахматовой, М. Цветаевой, романы и повести А.М. Горького, А.Н. Толстого, Н. А. Островского, А.А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др.

В эти годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В.В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты об обстановке в тылу и на фронтах. В центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М. В. Исаковского, А.А. Суркова и др. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В. С. Гроссман и др. Подвигам советских людей на фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия».

В годы войны возрос интерес к исторической литературе: «Багратион» С. Н. Горбатова, «Порт-Артур» А.Н. Степанова, «Емельян Пугачев» В.Я. Шишкова. Важное значение приобрела поэзия. Большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С.А. Щипачева, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой и др.

Послевоенные годы отмечены началом кампании по борьбе с искажениями линии партии в области культуры. Партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной травле многих выдающихся писателей: А.А. Ахматовой, М. М. Зощенко, Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа.

Наибольшую известность в 30-е гг. получили художники и скульпторы, продолжающие традиции русской школы живописи: А. Дейнека, М. Нестеров, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, И. Шадр и др. На международной выставке в Париже в 1937 г. скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» получила всеобщее признание.

В военные годы основной темой живописи стал героизм советского народа, его страдания и мужество. Патриотическим содержанием наполнена историческая живопись М.Н. Авилова, Н.П. Ульянова, П.Д. Корина, пейзажи Ю. И. Пименова, Н.М. Ромадина, Я.Д. Ромаса, портреты И. А. Серебрянного, В.Н. Яковлева в живописи и Г.С. Верейского в графике. Выдающийся мемориальный ансамбль создал в Берлине Е.В. Вучетич с соавторами. Над памятниками и скульптурными портретами героев войны работали Н. В. Томский, Л.Е. Кербель и др.

Тема труда и мирной жизни советских людей оказывается ведущей в послевоенные годы. К ней обращаются А.А. Пластов, глубокий знаток русской деревни, С. А. Чуйков, отразивший красоту человека и пейзажа, Ф.П. Решетников, мастер увлекательных жанровых картин, и др.







Сейчас читают про: