Особенности композиционно-пространственной организации производственных территорий

Пространственная организация городской среды, специфика образа жизни горожан, зависит от ведущей общественной функции города, которая определяется по преобладающей занятости трудоспособного населения в той или иной отрасли хозяйства. Исходя из хозяйственного профиля, города подразделяются на промышленные, портовые, железнодорожные узлы, курортные, научные, учебные, административно-культурные центры и др.

Учет этих сведений значительно влияет на формирование качества городского пространства. Интенсивный рост промышленных объектов и территорий, когда преобладает так называемая чересполосица жилых, промышленных, коммунально-складских территорий, вклинивание в структуру города железных дорог, грузовых станций и портов, депо подвижного состава общественного транспорта — все это нарушает композиционный строй города, затрудняет связи между его отдельными частями, зачастую нарушает пространственную целостность городов. Система мест приложения труда, по выражению А. Гутнова и И. Лежавы, как бы «размазывается» по территории всего города. Примером может служить Полоцк, где разветвленный мощный железнодорожный узел значительно расчленил городскую застройку.

Размещение промышленных предприятий, необходимость организации перевозки грузов, передвижения людей, деловых и социальных контак­тов, передачи информации, вместе с обликом застройки производственных объектов оказывает влияние на принятие конкретных градостроитель­ных решений.

Промышленные территории, также как и отдельные производственные предприятия, могут быть привлекательными и индивидуальными, эстетически обогащать го­родскую среду, делать ее более разнообразной. Повсеместно наблюдается процесс, когда все большее число людей занято в науке, научном обслуживании, управлении, социальном обеспечении и т. д. Научно-исследовательские, проектные и учебные институты, совместно с невред­ными производственными предприятиями свободно размещаются на селитебной территории городов. В условиях, когда в городах создаются новые производственные объекты с применением экологически безвредных технологий, пересматривается и отношение к облику и композиционно-пространственной организации производственных территорий.

Очевидно, что в центральных и переходных зонах городов, и в будущем могут быть сохранены исторически сложившиеся небольшие производства с незначительной занимаемой площадью и минимальным объемом грузооборота. Что касается переходной и периферийных зон городской территории, то здесь скоплены укрупненные производственные образования. Их экологическое воздействие на городскую среду постоянно возрастает, что требует формирования санитарно-защитных зон. С использованием новейших технологий в производстве необходимость создания таких зон, очевидно, уменьшится, а в некоторых случаях и отпадет. В свете новейших тенденций а архитектуре производственных объектов их перестали считать сооружениями, угнетающими городскую среду. Многие производственные здания становятся украшением городского пространства.

Кроме архитектурных качеств самих производственных объектов возрастает роль благоустройства (рис.11.1) и озеленения прилегающих зон и самих территорий предприятий.

Озеленение на уровне земли ограни­чено их относительно малыми площадями в границах производст­венных территорий. Резервом является озеленение крыш, площадь которых составляет от 30% до 60% производственных территорий. Наиболее простым и эффективным способом является посадка мно­голетних трав на не эксплуатируемых кровлях. Конечно, создание эксплуати­руемых крыш с посадкой на них деревьев и кустарников значительно увеличивает строительные и эксплуатационные расходы.

Увеличить площади озелененных поверхностей позволяет также применение на пешеходных дорожках, автостоянках, вспомогатель­ных проездах решетчатых железобетонных плит, в отверстия кото­рых высевается трава.

Вертикальное озеленение с использованием вьющихся растений также эффективно. Ограничениями при его применении являются производственные здания, в которых образуются большие тепловы­деления, и здания с большими площадями остекленных поверхно­стей.

Эстетические качества и микроклима­тические характеристики среды в летний период может повысить благоустройство с применением водных устройств (фонтанов, декоративных бассейнов, раз­брызгивающих устройств). Их применение целесообразно в местах концентрации людей - у площадок отдыха, у входов в здания, вдоль пешеходных аллей (рис. 11.2).

11.2. Тенденции экоразвития производственных территорий.

Технологические и технические методы уменьшения неблагоприятного воздействия промышленности на окружающую среду. Эффективные результаты в борьбе с загрязнением городской среды от производственных объектов дают технологические и технические методы.

Технологические методы заключаются в совершенствовании производственных процессов и применении безотходных и малоот­ходных технологий. В их основе лежит принцип комплексной переработки сырья, в результате чего из отходов каждого производственного цикла создается полезный продукт. К безотход­ным технологиям относится, например, создание деталей методом порошковой металлургии. На нефтеперерабатывающих заводах, полиметаллических комбинатах сырье может использоваться более чем на 90%.

Технические методы заключаются в использовании технических устройств очистки выбросов. Существует множество систем улавливания и очистки вредных веществ. Например, для очистки стоков применяются механические, биологические, физико-химические способы очистки. По некоторым компонентам улавливание и очистка достигают 95%. Теоретически современные технические средства позволяют оснастить промышленные предприятия оборудованием, полностью локализующим и устраняющим вредные выбросы в воздушный бассейн, водоемы и водотоки.

Однако из-за их высокой стоимости практический уровень устранения вредных выбросов на предприятиях разных отраслей промышленности составляет 35-70%. Понятно, что создание и применение безотходных и малоотходных технологий, использовании современных технических методов очистки выбросов требует больших материальных затрат.

Градостроительные методы оздоровления среды городов. За счет совершенствования планировки и застройки территориально-производственных образований невозможно ликвидировать все вредные последствия воздействия промышленных предприятий на окружающую среду, но их применение во многих случаях эффективно. Выделяют активные и пассивные градостроительные методы оздоровления городской среды.

Активные методы позволяют непосредственно уменьшить вредное воздействие промышленных предприятий на городскую среду. К ним относятся; экологически обоснованное размещение промышленных предприятий, рациональная трассировка транспортных коммуникаций.

Одной из первоочередных задач является вынос из центральных зон городов промышленных предприятий. Это, как правило, объек­ты, требующие модернизации, проводить которую на старых площадках не целесообразно.

Пассивные методы уменьшают последствия вредного воздейст­вия промышленных предприятий на городскую среду за счет ра­ционального озеленения, подбора формы, размеров, взаимного раз­мещения зданий и сооружений.

Методы оздоровления среды в пределах производственных территорий. Одним из самых действенных методов уменьшения загрязнен­ности воздушного бассейна является обеспечение условий про­ветривания (аэрации) производственных территорий и посадка правильно подобранного ассортимента зеленых насаждений.

При обтекании зданий воздушным потоком за ними образуются зоны застоя, где скапливаются загрязнения. Чем больше их пло­щадь, тем больше общая загазованность воздушной среды на про­мышленной площадке. Поэтому, подбором оптимальной формы, размеров зданий и сооружений, их взаимным размещением можно уменьшить загазованность воздушной среды в пределах производ­ственных территорий.

Наиболее эффективно использование производственных зданий большой площади с компактным планом - близким к квадрату, кругу. Такие здания создают минимальную «ветровую тень». При размещении производственных корпусов удлиненной формы, их продольные оси следует располагать под углом 45 градусов к преобладающему направлению ветров, что обеспечивает наименьшую площадь зоны застоя воздуха. Минимальное расстояние между производственными корпусами, позволяющее проветривать межкорпусное пространство, составляет 2,5 высоты первого по воздушному потоку здания. При меньшем разрыве ухудшаются условия сквозного проветривания.

С по­мощью озеленения невозможно ликвидировать загрязнение воз­душного бассейна на производственных территориях, однако зеле­ные насаждения позволяют существенно уменьшить загазован­ность, запыленность воздуха, снизить уровень шума. Это достигается не столько количеством зеленых насаждений, сколько рациональными приемами их посадки и подбором ассортимента.

Обычно площадь озеленения составляет менее 15% площади про­мышленной площадки при соотношении - 50% газона и 50% древесно-кустарниковых насаждений. Приемы озеленения, подбор ас­сортимента насаждений должны быть ориентированы на те компо­ненты выбросов, участие зеленых насаждений в нейтрализации которых будет ощутимо.

Для снижения запыленности воздуха наиболее эффективно при­менение свободных групповых посадок деревьев и кустарников в сочетании с газоном. Разновозрастные и разнопородные группы деревьев и кустарников обладают повышенной поглощающей и фильтрующей способностью, они более устойчивы к вредным воз­действиям. Вблизи входов в здания и мест отдыха не рекомендуется использование деревьев и кустарников с густыми кронами, в кото­рых могут накапливаться загрязняющие вещества.

Древесно-кустарниковые насаждения не должны препятствовать проветриванию территории. Эффективно применение свободных групповых посадок, которые не мешают проветриванию и за счет образования вертикальных конверсионных потоков воздуха улуч­шают аэрацию.

Вдоль транспортных коммуникаций, которые одновременно яв­ляются источниками шума и загрязнений от автотранспорта и коридорами проветривания территории, желательно создание плотных рядовых посадок деревьев с одинаковой сомкнутостью и ровным фронтом крон и расположением под кронами кустарников. Такие посадки препятствуют распространению шума и загрязнений за пре­делы транспортного проезда и усиливают аэродинамические каче­ства коридоров проветривания.

Для снижения уровня шума от локальных источников эффектив­ны посадки деревьев, кустарников и их групп, расположенные в шахматном порядке вокруг источника шума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: