Территориальные рекреационные системы - территориально и функционально целостные рекреационные образования, включающие рекреационные ресурсы, объекты рекреационной инфраструктуры, отдыхающих, обслуживающий персонал, органы управления.
В Беларуси формируются территориальные рекреационные системы национального, регионального и местного значения, комплексно обеспечивающие оптимизацию рекреационных процессов и рациональное использование имеющихся рекреационных ресурсов.
Территориальные рекреационные системы местного значения. Для организации кратковременного отдыха населения в поселениях и их ближайшем окружении в выходные и будние дни (в зоне 0,5-часовой транспортной доступности) создаются территориальные рекреационные системы местного значения. Они включают внутригородские и пригородные рекреационные территории - парки, лесопарки, центры отдыха и развлечений, рассчитанные на массовые посещения отдыхающих.
Внутригородские территориальные рекреационные образования обеспечивают удобную доступность мест отдыха от мест проживания населения; возможность территориального развития рекреационных территорий при росте рекреационных потребностей населения; улучшение санитарно-гигиенического состояния городской среды и архитектурно-художественного облика городов.
Б больших, крупных и крупнейших городах, имеющих большую потребность в рекреационных территориях, формируется развитая сеть парков. Многофункциональных и специализированных – общегородского значения, а также парков планировочных и жилых районов. При этом целесообразно формирование крупных парковых комплексов, территориально взаимосвязанных между собой и с пригородными рекреационными ландшафтами, что позволяет организовать прогулочные пешеходные, лыжные, велосипедные маршруты от жилых районов в пригородные зоны отдыха (рис.12.1).
В средних и малых городах, имеющих относительно малую потребность в городских рекреационных территориях, создаются один - два многофункциональных парка площадью от 5 до 30 га (в зависимости от величины города), размещаемые вблизи общегородского центра.
Система внутригородского значения обеспечивает определенные условия их доступности от мест проживания. Так, озелененные места отдыха в жилой застройке, предназначенные для повседневного отдыха пожилых людей, родителей и детей дошкольного возраста располагаются, как правило, в пешеходной доступности до 5 минут. Озелененные места отдыха вблизи мест проживания, предназначенные для отдыха, прогулок, физкультурно-оздоровительных занятий всех категорий населения, игр детей школьного возраста имеют пешеходную доступность до 15 минут. Парки районного и общегородского значения, центры отдыха и развлечений, предназначенные для отдыха, народных гуляний, проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий и т.п. располагаются на расстоянии транспортной доступности – не более 20 минут.
Минимальная площадь парков принимается: многофункциональных парков в крупнейшем городе - 50 га, в крупном и большом - 30, в среднем -15, малом - 5; специализированных парков - 10 га, парков районного значения - 5 га. Из расчетной площади парков исключаются неблагоприятные для рекреации, прилегающие к парку зоны: влияния промышленных предприятий I - IV классов вредности, автомагистралей с интенсивным движением транспорта, источников электромагнитного излучения и другие. За пределами территории парков, вблизи главных входов и зон активного отдыха, должны размещаться автостоянки из расчета 50-70 машиномест на 1000 единовременных посетителей.
Кроме показателей площади, важно обеспечить сохранность зеленых насаждений, не допустить превышения оптимально допустимых рекреационных нагрузок. Для городских парков с высоким уровнем благоустройства в крупных и крупнейших городах рекреационные нагрузки могут составлять 100 - 150 чел/га, в больших и средних городах - 75 - 100, в малых - 50 - 75 чел/га.
Пригородные территориальные рекреационные образования, с ростом городов и увеличением потребности в рекреационных территориях, постоянно растут и усложняются. В окружении малого города достаточно одной зоны отдыха. В окружении большого или среднего города создается несколько зон отдыха. В окружении крупных и крупнейших городов требуется создание развитых систем рекреационных территорий и объектов.
Оптимальная величина зоны формирования пригородных рекреационных территорий для малых городов составляет 1-5 км, для больших и средних городов - 5-10 км, для крупных и крупнейших городов -20-25 км.
Для доставки населения к местам отдыха в настоящее время традиционно используются пригородный железнодорожный (с увеличением удельного веса электропоездов), автобусный и автомобильный транспорт. При этом постоянно увеличивается количество автомобильного транспорта, в том числе личного. В соответствии с расчетами его доля вскоре составит не менее 80% общего объема рекреационных пассажирских перевозок, для крупных городов - не менее 60%.
Следовательно, потребуется существенное увеличение плотности дорог о твердым покрытием, а также создание в пригородных зонах крупных и крупнейших городов вылетных автомагистралей в направлении основных зон отдыха, что позволит обеспечить относительно равномерное распределение рекреационных потоков по зонам отдыха.
Пригородные рекреационные территории входят в состав зеленых зон городов и выполняют, кроме рекреационных, еще и защитные функции, регулируют среду городов. Поэтому их формирование и развитие осуществляется комплексно, с учетом как рекреационных, так и экологических функций, выполняемых природными комплексами рекреационных территориальных образований.
Территориальные рекреационные системы регионального значения. Для организации длительного и кратковременного с ночлегом загородного отдыха населения в зонах влияния больших городов, испытывающих большую потребность в рекреационных территориях, формируются территориальные рекреационные системы регионального значения. В Беларуси такие системы формируются вокруг городов с населением более 100 тыс. жителей (Минска, областных центров, Бобруйска, Барановичей, Пинска, Лиды, Молодечно, Орши), а также «парных» городов (Мозырь - Калинковичи, Полоцк - Новополоцк, Борисов - Жодино. Слуцк – Солигорск).
Суммарная потребность в рекреационных территориях регионального значения в целом по стране составляет 0,7 млн. га. Потребность рассчитывается для каждого города и системы расселения индивидуально, с учетом перспективной численности населения и структуры рекреационных потоков.
Большое значение имеет рациональное распределение рекреационных потоков с учетом их частоты и интенсивности. Ближе к городам размещаются места кратковременного загородного отдыха -рекреационные леса и водоемы, летние городки и базы отдыха, садоводческие товарищества; дальше - места длительного отдыха - детские оздоровительные комплексы, пансионаты и базы отдыха и другие (рис. 12.2.).
При укрупненных расчетах принимается показатель 0,6-0,8 га рекреационных территорий на 1 отдыхающего в учреждениях длительного отдыха и 0,5 га - в местах и устройствах кратковременного отдыха. При определении потребности в рекреационных лесах и водоемах к количеству отдыхающих, выезжающих на отдых за город, следует добавлять 20-30% отдыхающих в садоводческих товариществах и сельских поселениях.
Территориальная рекреационная система национального значения. На основе наиболее ценных природных рекреационных ресурсов, для организации преимущественно длительного (в период отпусков и каникул) загородного отдыха и оздоровления населения, туризма, в том числе и международного, предназначена территориальная рекреационная система национального значения (рис. 12.3). Ее основу составляют курорты, зоны отдыха и туризма национального (республиканского) значения.
В свое время была разработана «Генеральная схема размещения и развития курортов и зон отдыха» (БелНИИПградостроительства, 1980 г.), которая определила в Беларуси 8 курортов и 14 зон отдыха республиканского (национального) значения общей площадью 485 тыс. га (2,3% территории страны). В настоящее время площадь курортно-рекреационных территорий существенно уменьшилась в результате их радиоактивного загрязнения (порядка 100 тыс. га).
Потенциальная площадь рекреационных территорий национального ранга составляет около 0,7 млн. га, без учета территорий с высоким уровнем радиоактивного загрязнения.
Учитывая существенные различия требований к организации отдыха, санаторно-курортного лечения и туризма, целесообразно выделять в составе территориальной рекреационной системы национального значения три подсистемы: санаторно-курортного лечения, оздоровительного отдыха и туризма.
Подсистема санаторно-курортного лечения формируется на основе природных комплексов, обладающих лечебными ресурсами, - лечебными минеральными водами, торфогрязями, сапропелями. Из существующих курортов республиканского значения часть загрязнены радионуклидами и имеют ограничения по использованию и развитию (Горваль, Рогачев, Ельск, Новоельня). Поэтому, а также из-за возросшей потребности в оздоровлении жителей радиоактивно загрязненных районов сеть курортов национального значения должна быть расширена.
Основным резервом для ее развития является Витебская область - белорусское Поозерье. Санаторно-курортное лечение может быть организовано на базе источников лечебных минеральных вод в районе Островны, Браслава, на базе лечебных торфогрязей и сапропелей в пределах курортно-рекреационных зон Туровля, Озерная, Браслав, Девинское, Ушачи, Улла.
Подсистема оздоровительного отдыха формируется на основе природных комплексов, благоприятных для организации круглогодичных видов загородного отдыха. Увеличение площади рекреационных территорий национального ранга возможно за счет природных рекреационных ресурсов, еще не вовлеченных в рекреационное использование (в Белорусском Поозерье, других экологически чистых районах), а также за счет перевода части существующих рекреационных зон местного значения на национальный уровень.
Подсистема туризма формируется на основе как историко-культурных, так и природных ресурсов (рис. 12.4.).
Беларусь обладает значительным историко-культурным и природным потенциалом для развития разнообразных видов и форм туризма: познавательного, экологического, спортивного, оздоровительного, религиозного, агротуризма. Одним из перспективных направлений является развитие транзитного туризма, обусловленного прохождением через территорию страны трансевропейских транспортных коридоров, связывающих страны Западной и Центральной Европы с Россией и государствами Азии, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азией.
В соответствии с национальной программой развития туризма к городам, перспективным центрам туризма международного значения, отнесены: Минск, Гродно, Брест, Полоцк, Несвиж, Мир, Новогрудок, Слоним.
Центрами туризма национального значения определены следующие населенные пункты: Витебск, Могилев, Гомель, Лида, Орша, Бобруйск, Заславль, Мстиславль, Логойск, Кобрин, Ружаны, Шклов, Поставы, Жировичи, Голышны, Волковыск, Будслав.
Международными центрами экологического туризма являются национальный парк «Беловежская пуща» (внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия) и Березинский биосферный заповедник.
К центрам экологического туризма национального значения отнесены существующие национальные парки «Нарочанский», «Браславские озера», «Припятский», а также проектируемые национальные парки «Белая Русь» («Логойский»), «Свислочско-Березинский» и «Суражский».
Туристскими трассами международного значения, связывающими Беларусь со странами Западной и Центральной Европы, Прибалтикой и Скандинавией, Россией, Украиной, а также соединяющими основные центры туризма Беларуси, являются трансевропейские транспортные коридоры. Трассами туризма Беларуси национального значения являются автодороги, связывающие большие города и центры туризма национального значения.
Туристская привлекательность Беларуси заключается в совокупности природно-ландшафтных, культурно-исторических, этнографических особенностей. Наряду с посещением памятников истории, культуры, природы важно знакомство с традиционными народными обычаями, обрядами, бытом, национальной кухней, ремеслами и промыслами. Большой интерес представляют охотничьи и рыболовные туры, конные, водные, велосипедные туристские маршруты по живописным ландшафтам.