double arrow

Особенности планировки и застройки производственных градостроительных образований разных типов

Тема. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ И КОМПОЗИЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ.

Архитектурно-пространственная композиция может рассматриваться на уровнях отдельного здания и сооружения, промышленного предприятия или комплекса промышленных предприятий.

Планировка и застройка территориально-производственных образований во многом предопределяется технологией производства и градостроительными условиями.

Основными принципами пространственной организации территориально-производственных образований являются:

· обеспечение оптимальной доступности мест приложения труда (не более 400 м от остановок общественного транспорта). В случае необходимости возможно введение линий массового пассажирского транспорта на территории производственного образования;

· максимально полное разделение потоков трудящихся с линиями железнодорожного и автомобильного транспорта, обслуживающего производство;

· повышение композиционно-художественных характеристик застройки производственных комплексов.

По функциональному назначению площадка любого предприятия делится на зоны основного производства, вспомогательного производства и объектов по обслуживанию работающих.

Пространственная организация основного производства предприятия в конечном итоге выражается в расстановке объемов (зданий и сооружений) на его территории. Особенность этой расстановки состоит в группировке отдельных элементов в отдельные модули, и композиция архитектурного ансамбля создается с помощью модульных ритмических построений с введением необходимых пространственных акцентов.

Как правило, в глубине застройки, в отдалении от пассажирских транспортных и пешеходных подходов и, наоборот, поближе к грузовым магистралям автомобильного и железнодорожного транспорта, располагается зона вспомогательного обслуживания производственных процессов, которая включает подсобные подразделения, энергетическое и транспортное обслуживание.

Зона же обслуживания работающих, первым элементом которой является предзаводская площадь, приближается к транспортным магистралям с общественным транспортом. Предзаводская площадь – лицо предприятия. Здесь находится главная проходная, обязательно часы, главный административный корпус, Дополняют состав площади магазины, объекты бытового и медицинского обслуживания, места отдыха обслуживания, с зелеными насаждениями и малыми архитектурными формами. Размер площади рассчитывается из числа работающих в наибольшую смену, чтобы обеспечить рассредоточение всех в течении короткого времени в начале и конце смены.

При выборе проектного решения следует ориентироваться на восприятие архитектурной композиции со стороны главных пешеходных подходов, прилегающей жилой застройки и транзитного транспортного движения (рис. 10.3).

Транспортное обслуживание производственных территорий, организация пешеходных связей и велодорожек. Снижение затрат на промышленное строительство, а также загрязненности воздушного бассейна от производственного автотранспорта достигается за сет сокращения длины транспортных проездов и количества пересечений между ними, где снижается скорость движения. Поскольку транспортные проезды, как правило, огибают производственные корпуса со всех сторон, длина проездов сокращается при уменьшении периметра застройки (сумма периметров всех зданий). Соответственно, длина проездов на предприятиях с малым количеством корпусов большой площади и компактной формой плана меньше, чем на предприятиях с большим количеством малых зданий той же площади.

Длина транспортных проездов и количество их пересечений меньше на предприятиях, где транспортные потоки организованы в одном направлении, въезд и выезд па промышленную площадку разделены и осуществляются с разных транспортных магистралей. Важно также пространственное разделение грузоемких и не грузоемких цехов.

Учитывая масштабы промышленных предприятий, возникают проблемы доставки работающих к местам приложения труда. Поэтому при разработке градостроительной документации важнаорганизация пешеходных путей, отделенных от транспортных проездов. Также, в случаях, когда отдельные производства размещаются на больших расстояниях от проходных, целесообразно устройство специальных велодорожек.


Сейчас читают про: